Жертвоприношения и сакральные действия у обских угров: аналитика и факты - стр. 7 - Авторские исследования - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Жертвоприношения и сакральные действия у обских угров: аналитика и факты  (Прочитано 41020 раз)

0 пользователей и 72 гостей просматривают эту тему.

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Спасибо, я и не сомневался, что на фото с монеткой именно иттерма ))
Но Вы ранее пригласили оппонентов продемонстрировать фигурку человеческой заместительной жертвы не оговорив предварительно ее визуальных отличий от временного хранилища душ. Опять же, если рассуждать о заместительной человеческой фигурке, то если, как Вы сказали, обряд состоял в выкупе жертвы и освобождении ее, то почему бы и не существовать артефакту ее олицетворяющему? Хотя бы раз в 7 лет... ))
« Последнее редактирование: 18.04.20 01:47 »


Поблагодарили за сообщение: bestiarys | Дмитрий Карягин

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
То есть, если говорить об отличиях "временной" жертвы и иттерма, то, на мой взгляд, заключаться они должный в следующем:
 - иттерма относится к культу предков и хранится в домашних святых сундуках, а "временная жертва" - это принадлежность духа-покровителя и хранится в святом месте, а уре (ур-сумьяхе), именно там и обнаруживается исследователями;
 - иттерма - это сам дух и может оживляться серебряным кругом (монеткой) на груди, а "временная жертва" таких элементов оживления не имеет, поскольку духом не является (здесь меня можно попытаться оспорить )), поскольку есть изображения жертвенных лошадей с плавленной монеткой, но она не на груди);
 - иттерма, в классическом виде точно, сопровождаются элементами личной принадлежности покойного или его родственников - соотносятся с ним, а времеменная жертва обезличена.

Как-то так ))

Добавлено позже:
Спасибо, я и не сомневался, что на фото с монеткой именно иттерма ))
Но Вы ранее пригласили оппонентов продемонстрировать фигурку человеческой заместительной жертвы не оговорив предварительно ее визуальных отличий от временного хранилища душ. Опять же, если рассуждать о заместительной человеческой фигурке, то если, как Вы сказали, обряд состоял в выкупе жертвы и освобождении ее, то почему бы и не существовать артефакту ее олицетворяющему? Хотя бы раз в 7 лет... ))
При условии, что данный артефакт обнаружен на территории святилища, а не в домашнем сундуке. Если имело место первое, тогда я с Вами полностью соглашусь.

Добавлено позже:
Gustav917, приятно дискутировать с серьезным оппонентом. Спасибо !
« Последнее редактирование: 18.04.20 01:59 »


Поблагодарили за сообщение: odnokam | Дмитрий Карягин

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
есть изображения жертвенных лошадей с плавленной монеткой, но она не на груди);
Наличие монетки вплавленной в фигурку лошади – заместительной жертвы уже ставит под сомнение ее (монетки) использование в качестве признака указывающего исключительно на иттерна.

Добавлено позже:
Gustav917, приятно дискутировать с серьезным оппонентом. Спасибо !
Лиха беда начало... может еще подеремся на радость жирным троллям )))
« Последнее редактирование: 18.04.20 02:01 »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Наличие монетки вплавленной в фигурку лошади – заместительной жертвы уже ставит под сомнение ее (монетки) использование в качестве признака указывающего исключительно на иттерна.
Либо ставит под сомнение, что изображение лошади была заместительной жертвой, а не конем Мир-Суснэ-Хума. В иных случаях монетка четко соответствовала именно духу-покровителю или его локальному варианту - иттерма. Есть изображения духов с плавленной монеткой/вставленной монеткой.


Поблагодарили за сообщение: Gustav917

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Либо ставит под сомнение, что изображение лошади была заместительной жертвой, а не конем Мир-Суснэ-Хума.
Там нет ли чего обломанного на спине?

При условии, что данный артефакт обнаружен на территории святилища, а не в домашнем сундуке.
Но домашний сундучок расположен также или в домашнем святилище в углу на полке, либо на чердаке также несущем сакральную нагрузку. Чем он хуже амбарчика?

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Добавлено позже:Лиха беда начало... может еще подеремся на радость жирным троллям )))
... развлеклись совместной дискуссией )))

Добавлено позже:
Но домашний сундучок расположен также или в домашнем святилище в углу на полке, либо на чердаке также несущем сакральную нагрузку. Чем он хуже амбарчика?
Он не хуже, он другой. Домашние духи не имеют такого уровня отделения  собственного пространства от пространства человека, как духи высшего уровня, поэтому домашние духи могут включать в себя иттерма, как вариант полудуха, на мой взгляд. Ведь не существует жестких временных и пространственных запретов обращения к иттерма, а к ур-сумьяхам и обитающих в нем богах существует.

Добавлено позже:
Там нет ли чего обломанного на спине?
Источник: Бауло А.В. - Священные места и атрибуты северных манси [Этнографический альбом] -2013

Вот это изображение лошади:
« Последнее редактирование: 18.04.20 02:23 »


Поблагодарили за сообщение: Gustav917 | Дмитрий Карягин

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Вот это изображение лошади:
не очень похоже на рукоделие обских угров... это не российская детская игрушка случайно? Кстати, а где впаянная монета?
« Последнее редактирование: 18.04.20 02:31 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
не очень похоже на рукоделие обских угров... это не российская детская игрушка случайно? Кстати, а где впаянная монета?
Это латунная статуэтка лошади, русского производства. Детская игрушка или интерьерная статуэтка сказать достоверно не могу. Монетка впаяна на спине, возможно просто врезана без термической обработки. Бауло отнес ее к "временной жертве".
« Последнее редактирование: 18.04.20 02:42 »

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Монетка впаяна на спине, возможно просто врезана без термической обработки
без картинки это может быть что угодно
Бауло отнес ее к "временной жертве".
А где он ее нашел не сказал?
« Последнее редактирование: 18.04.20 03:19 »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
без картинки это может быть что угодно А где он ее нашел не сказал?
Сопровождающий текст:

"К категории «временной жертвы» можно отнести
массивное литое медное изображение лошади из Хошлога
(рис. 219). Лошадка с колокольчиком на шее вместе с серебря-
ным блюдцем московской работы 1830 г., медными и серебря-
ными монетами 1840–1890-х гг. была завёрнута в шёлковый
платок. Таким образом, временная жертва семейному духу-
покровителю была увеличена за счёт дополнительных подно-
шений. При этом соседство фигурки животного и серебряного
блюдца могло быть отголоском древнего обычая подносить
и вкушать мясо жертвенного животного только с металличе-
ской посуды, о чем писал В. Н. Чернецов [1947, с. 120]." (С.168)

Дополнительное изображение:



Из этого изображения видно, что, судя по всему, монетки просто лежат (???) вместе с лошадью. Тогда этот пример совершенно корректен в плане "временной" жертвы, но не корректен в отношении иттерма и придания статуса оживленности. Поправляюсь.

Речь идет именно об этих монетках.


Добавлено позже:
А вот об этой "лошадке" явно местного производства, сказано, что монетка у нее в животе, но самой монетки не видно. Речь также идет о временной/заместительной жертве:
Сопровождающий текст:
"Рис. 218 б. «Заместитель» жертвы – свинцовая фигур-
ка лошади, в живот вплавлена серебряная монета вы-
пуска 1920-х гг.
; фигурка
животного вместе с купоном
на тридцать копеек была завёрнута в узкий лоскут
ткани; пос. Яны-пауль. Фото В.Н. Кавелина."



Бауло А.В.- Экспедиция Измаила Гемуева к манси [Этнографические исследования в Нижнем Приобъе]-т.1-1983-1985 - 2016 (С.170)
« Последнее редактирование: 18.04.20 04:46 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
При условии, что данный артефакт обнаружен на территории святилища, а не в домашнем сундуке. Если имело место первое, тогда я с Вами полностью соглашусь.
Куклу /itǝrma/ хранят в специальной берестяной или деревянной коробке, сундуке, иногда ― в мешке или в узелке [Соколова, 1971, с. 213]. Местом хранения могут быть священная полка в жилище, чердак или любимое место покойного [Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // СМАЭ. М.; Л.: АН СССР, 1971. Т. 37. , с. 231].
)))

Известно также, что северные манси в конце XX в. внутреннюю фигуру иттерма делали из ткани и дерева с обязательным прикладыванием монеты
[Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990., с. 37–38, с. 43–45]


но это не значит, что монета не могла быть в отдельных случаях частью "временной жертвы".
« Последнее редактирование: 18.04.20 05:41 »


Поблагодарили за сообщение: bestiarys | adelauda_glasha

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Куклу /itǝrma/ хранят в специальной берестяной или деревянной коробке, сундуке, иногда ― в мешке или в узелке [Соколова, 1971, с. 213]. Местом хранения могут быть священная полка в жилище, чердак или любимое место покойного [Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // СМАЭ. М.; Л.: АН СССР, 1971. Т. 37. , с. 231].
)))

Известно также, что северные манси в конце XX в. внутреннюю фигуру иттерма делали из ткани и дерева с обязательным прикладыванием монеты
[Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990., с. 37–38, с. 43–45]


но это не значит, что монета не могла быть в отдельных случаях частью "временной жертвы".
То есть, конкретизируя  условия, при которых обнаруживаемое изображение может считаться 'временной человеческой жертвой", находка которой давала бы возможность  достаточно обоснованно говорить о возможности человеческих жертвоприношений у обских угров:
  - основанием для того, чтобы отнести человеческое изображение к категории "временной жертвы" является ее находка в святилище, среди пожертвований духам;
  - человеческие изображения, найденные на территории дома, включая чердак, священную полку, и части внутреннего пространства, идентифицированны как "временные жертвы" быть не могут,  поскольку с большой долей вероятности могут быть отнесены к иттерма (временному вместилищу дущи покойного родственника) и изображениям домашних духов, являющихся элементам культа предков;
  - наличие или отсутствие монеты как части самого изображения, так и прикладов к нему, не может служить ни доказательством того, что это временная жертва, ни аргументом опровергающим эту точку зрения. Единственным весомым аргументом является место ее находки - святилище;
  - в святилище, среди находок антропоморфных изображений, в качестве "временной человеческой жертвы" может быть идентифицирована та, которая сама не служит объектом самостоятельного поклонения, а находится среди других пожертвований - прикладов.
В случае находки такого изображения высока вероятность того, что найдена "временная жертва человека" и можно говорить о том, что человек, при определенных обстоятельствах, мог быть у обских угров объектом насильственного жертвоприношения.

Кажется составили совместными усилиями подробную инструкцию ))


Поблагодарили за сообщение: Gustav917

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 000
  • Благодарностей: 2 567

  • Был сегодня в 10:05

А теперь один вопрос: А случайно жертвоприношение не в том ли состояло , что мальчика купленного якобы для кровавой жертвs, старик отпускал и рекомендовал бежать на Конду? Раз в семь лет.
Уважаемая bestiarys!
Великолепная идея! Очень похоже, что так и было. Есть параллелизм в христианстве - у нас на Белом море люди в критической ситуации обещали отправить мальчика на Соловки. Там он должен был год работать на монастырь, то есть его жертвовали богу и святым соловецким, но только на год. Наверное, и мальчик манси должен был годок послужить шаману на Конде.


Поблагодарили за сообщение: bestiarys | adelauda_glasha

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Уважаемая bestiarys!
Великолепная идея! Очень похоже, что так и было. Есть параллелизм в христианстве - у нас на Белом море люди в критической ситуации обещали отправить мальчика на Соловки. Там он должен был год работать на монастырь, то есть его жертвовали богу и святым соловецким, но только на год. Наверное, и мальчик манси должен был годок послужить шаману на Конде.
Уважаемый odnokam,
ищу подтверждение данной идеи. Пока из исходного текста ясно:
 - Н.Бахтиярова, шамана, очень интересовали находки священных костей в пещерах, которые изучал В.Н.Чернецов
 - Чернецов в пещере нашел только захоронения медвежьих костей, человеческих не было
то есть, если жертвы приносили, а они священны и останки подлежат хранению также как останки медведя, вопрос - куда они делись? и почему их нет? Не потому ли, что их просто не было изначально, а может быть Н.Бахтияров,к категории посвященных на тот момент не относился и такие тонкости мог и не знать?
« Последнее редактирование: 20.04.20 22:26 »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
bestiarys,  а у легенды продолжение есть?

Кем стал тот мальчик? И если плохие шайтаны требовали жертву, как отец с ними договорился?
Кем по статусу были женщина, накормившая малыша своим молоком?
Продолжение легенды пока не нашла, но из текста понятно, что  эта женщина по статусу была выше чем Луна (манс."этпос") и Солнце(манс."хотал"). Кое-что проясняет перевод имени ее супруга, того, который остановил жертвоприношение:

Ма-ёхнэ-хум - "ма"- (земля) - "ёх" (приходить) - "нэ" - (женщина) - "хум" - (мужчина) - (мужчина, приходящий на землю женщины)

Причем, на мой взгляд, ключевое слово здесь "нэ" - это не просто женщина, а именно Женщина. Так обращались, например:
к сакральному существу - "мис нэ"
к медведице - "нэ уй" (буквально, женщина зверя)
к волчице  - "нэ салиуй" (буквально, женщина оленьего зверя)
к орлице -"нэ юсвой"
девочку (сакрально чистую) звали - "нэ няврам" (буквально, женщина которую няньчат)

Так, что, думаю, это была сама Мать-прародительница, по тексту так получается.

Перевод на основании: Баландин А.Н. Вахрушева М.П. Мансийско-русский словарь [с лексическими параллелями из южно-мансийского (кондинского) диалекта]-1958

Что касается "плохих шайтанов", могу предположить, что после вмешательства такого уровня они вряд ли чего-то еще могли захотеть ))

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Дополнительное косвенное подтверждение, что "жертвенного мальчика" не просто так покупали на Сосьве, а отправляли на Конду.

Источники:
Бардина Р.К.- Этносоциальная история обских  и нижнесосьвинских манси в конце XVIII - начале XXI века - дисс.к.и.н. -2017

С.91
 


С.92 - 93




С.99



Судя по всему, это действие отражает процесс миграции манси и постепенного заселения ими территорий. Об том, что в сакральных историях, легендах и приданиях отражена история заселения территории манси/вогулами, в частности, говорит Федорова Е.Г. (Федорова Е.Г. Лидеры в традиционном мансийском обществе - 2014). Пакины на Сосьве ( в среднем и нижнем течении) и Пакины на Конде родственники. 
Поэтому отпускаемый "жертвенный мальчик", введенный в сакральный оборот уже в силу того, что он был куплен на общественный деньги и имел особый статус, раз в семь лет (число сакральное) подтверждал родство сосьвинских (где куплен) - лозьвинских (кто отпустил) - кондинских (куда надо бежать), тем самым фиксируя факт единства происхождения и общих корней.
Необходимо оговориться, пока гипотетически, на основании косвенных данных.
« Последнее редактирование: 18.04.20 16:07 »


Поблагодарили за сообщение: Gustav917

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 585

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Вот что, собственно и является алиби в отношении манси (или обских угров): закрытость их обрядов. Они совершаются манси, для манси, они никого не касаются, кроме самих манси, и в них никто не участвует. По сути это взаимоотношения самих манси с мистическим миром. Разрывать круг посвящения посторонними даже в качестве жертв не представляется возможным.
Это не алиби, а лишь аргумент против гипотезы о жертвоприношении туристов из группы Дятлова. Утверждение, содержащееся в последнем предложении, весьма спорно.

Добавлено позже:
Главное, что по легенде получается, что богам манси/вогулов очень не нравились человеческие жертвы. Настолько не нравились, что прерванное жертвоприношение означало все блага, включая тысячи оленей.

У этой легенды есть еще один подтекст.
Был такой пост в теме https://taina.li/forum/index.php?msg=1093248
А теперь один вопрос: А случайно жертвоприношение не в том ли состояло , что мальчика купленного якобы для кровавой жертвs, старик отпускал и рекомендовал бежать на Конду? Раз в семь лет.
Хм. .  А зачем нужна легенда о том, что богам очень не нравятся человеческие жертвы? Может, для того,чтобы рассказывать ее благосклонным этнографам? :trollface:
« Последнее редактирование: 20.04.20 00:33 »
Министерство Пространства и Времени


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Добавлено позже:Хм. .  А зачем нужна легенда о том, что богам очень не нравятся человеческие жертвы? Может, для того,чтобы рассказывать ее благосклонным этнографам? :trollface:
Тогда мы имеем:
  - Песню об обретении силы Мир-Суснэ-Хумом с прерванным жертвоприношением, после которого жертва внезапно обрела силу (запись Мункачи / перевод Ромбандеевой);
  - Легенду записанную Гемуевым об остановленном жертвоприношении в результате которого  семья жертвы обрела тысячи оленей и новы образ жизни;
  - Рассказ Н.Бахтиярова об отпущенном жертвенном мальчике (запись Чернецова);
  - Отсутствие человеческих костей в пещере, содержимым которой Н.Бахтияров очень интересовался (запись Чернецова).
Три этнографа, независимо друг от друга фиксируют, что при имеющихся сведениях о человеческих жертвоприношениях, есть сакральные рассказы о том, что человеческая жертва не угодна духам/богам либо отпускается, с одновременным отсутствием материальных подтверждений наличия человеческих жертвоприношений, костей проще сказать.
  Дополнительно есть художественное произведение носителя культуры Ю.Шесталова в котором он говорит, что  человеческая жертва есть унижение богов или признак их падения. Если это произведение рассматривать изолированно, то, можно говорить, что это идеологически выверенный текст, но есть и другие факты, указанные выше.
Как с этим быть?

Добавлено позже:
Еще одно повествование, имеющее отношение к заселению территорий:

Источник: Федорова Е.Г. Лидеры в традиционном мансийском обществе - 2014

"Так, в одном из преданий, записанном В. Н. Чернецовым в с. Сури на Оби, говорится о манси, духом-покровителем которых являлся сын Полум-Торума.
Сын Полум-Торума внезапно пропал. Охранявший его человек поблизости искал — духа его нет. Духа его вблизи очага нет. Тогда духа своего искать задумал. Затем отправился духа своего искать. Собаку у бедра привязал, собака его ведет. Собака куда идет, туда и он идет. Все шел и шел <…>. Собака в это место привела его. Название этого места — Сури. Духа своего здесь и нашел <…>. Когда духа своего нашел, в этом месте селение сделал <…>. Дух его в этом месте и основался. Человек здесь зажил, с духом своим <…>. От мансийского человека род пошел, имя его — Ольсин. Здесь жили, затем половина народа нашего в новый поселок властями устроена была. Новое селение сделали, духа-предка туда перенесли. Род наш три имени имеет: одно — Ольсин, одно — Торосев, одно — Сюмин [Мифы… 1990: 433].
Наконец, за теми духами-покровителями, родственные отношения которых с богами не прослеживаются, могли стоять реальные люди, основавшие то или иное селение в более поздний период, после окончания «богатырской эпохи». Насколько можно судить по имеющимся материалам, не все они приобрели статус духа-покровителя, хотя легенды о них и сохранились.
"

Только один вопрос: Это что ж за дух такой,  по следу которого охранявший его человек может идти с собакой?
« Последнее редактирование: 20.04.20 11:41 »


Поблагодарили за сообщение: Gustav917

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Добавлено позже:Хм. .  А зачем нужна легенда о том, что богам очень не нравятся человеческие жертвы? Может, для того,чтобы рассказывать ее благосклонным этнографам?
Или за тем, чтобы воспитывать молодое поколение, которое наслушавшись/начитавшись/насмотревшись всяких несуразностей может начать,  для восстановления "исконных традиций" ,людей "жертвовать", если ему не объяснить правильное понимание этого вопроса с точки зрения базовой парадигмы народной культуры тех же манси или хантов.
« Последнее редактирование: 20.04.20 16:11 »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Об особенностях понимания преступления у вогулов (стало быть и манси...)

Павловский, Владимир Гаврилович (1880-).
Вогулы : [Этногр. очерк] / Владимир Павловский. - Казань : типо-лит. Ун-та, 1907. - 229,









То есть, экстрактно ))) разграбление могил, святилищ и нарушение клятвы. это те преступления, которые считались наиболее серьезными и осуждаемыми.
« Последнее редактирование: 25.04.20 11:41 »


Поблагодарили за сообщение: НифНафНуф

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
А этот мой пост немного не в тему, вернее в тему, в соседнюю )))...
Он посвящается "ритуальным жертвоприношениям" в районе горы Хой-Эква.

Напомню, что гора Хой-Эква, по словам некоторых авторов версий, настолько "священна" сама по себе, что это было закреплено даже в ее названии:

Хой (не знаю с какого ))) ) - "стой" (так, мол тормозят оленей голосом то ли ненцы, то ли ханты. За уши притянуто, взято из соседнего языка, каким боком привязано непонятно)
Эква (манс.) - "женщина", "старуха"
То бишь, если верить ... получается  Хой-Эква - "Стой-Женщина" - выявленное сакральное место, которое не могли посещать женщины, и поэтому то, что туристы его посетили,среди которых были две женщины, и вызвало необходимость принесения жертвы, в виде всей группы Дятлова, чтобы смягчить гнев злобных духов ))) (краткий пересказ предыдущих 368 серий страниц).

Однако если обратиться к изучению местной топонимики, то выясняется, что корень "Хой" встречается  еще три раза и с женщинами как-то не очень связан.
Это:
ручей Хойсиспалсос
ручей Хойсиссос
озеро/болото Хойсиссос-янкалм(а) - на карте в названии пропущена буква а





Теперь обратимся к источникам (первоисточникам )) ):
Чернецов В.Н. Чернецова И.Я. - Краткий мансийско-русский словарь - 1936

В Словаре Чернецова есть слова с корнем hoj - имеют значение "касаться", задеть, "тронуть" и означают они, примерно, "задеть", "тронуть", "коснуться" то есть, пройти мимо слегка коснувшись, задев.
слово sis/сис - имеют значение и могут быть истолкованы - "спина" ("сзади")
слово pal - имеет значение  - "сторона", возможно, "правый"/"расположенный справа"

Теперь три названия, что рядом. Они означают, соответственно:
Хойсиссос - "ручей, сзади касающийся"
Хойсис-Янкылм - "болото сзади касающееся"
Хойсиспалсос -"ручей справа и сзади касающийся" (он действительно расположен справа от горы, если смотреть со стороны Ауспии)
то есть, весь акцент сделан в названиях не на самом объекте, а на движении вокруг него и сзади него.

Хой-Эква, означает примерно, "старуху тронуть", "старухи коснуться", "старуху задеть", а если предположить, что название горы изначально было "Эква", то речь идет о движении мимо нее с "касанием", "задеванием" ее подножия, а вовсе не о женщинах, которых  тормозят как коров оленей окриком.







Хотя, могу предположить, что вариант с коровами кому-то больше нравится, в силу особого расположения к этой скотине )) Но он уже из области чистого фантазирования, так же,как и особая "Режимность объекта" Хой-Эква закрепленная в названии.
« Последнее редактирование: 25.04.20 13:23 »


Поблагодарили за сообщение: Gustav917 | odnokam

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Хойсиссос - "ручей, сзади касающийся"
Хойсис-Янкылм - "болото сзади касающееся"
Хойсиспалсос -"ручей справа и сзади касающийся" (он действительно расположен справа от горы, если смотреть со стороны Ауспии)
то есть, весь акцент сделан в названиях не на самом объекте, а на движении вокруг него и сзади него.

Хой-Эква, означает примерно, "старуху тронуть", "старухи коснуться", "старуху задеть", а если предположить, что название горы изначально было "Эква", то речь идет о движении мимо нее с "касанием", "задеванием" ее подножия, а вовсе не о женщинах, которых  тормозят как коров оленей окриком.
Отличная находка  *THUMBS UP*. "Старуху задеть" – пройти краем по склону?
Однако )) не могу не заметить, что если Хой обозначает касание, а все три объекта расположены в непосредственной близости, то почем не перевести и ручей и болото (по аналогии с переводом горы) как "ручей который задели/коснулись справа и сзади"  и " болото которое задели/коснулись сзади"?
Если мне не изменяет память, то Вы ранее предлагали еще один вариант перевода Хой-Эква. Напомните детали пожалуйста.
« Последнее редактирование: 25.04.20 14:15 »


Поблагодарили за сообщение: bestiarys

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

bestiarys, Gustav917,  в вогульском есть что-нибудь похожее на восклицание или слово, обозначающее предмет (объект), звучащее как : "хэЭЙ"; "хэАЙ"?

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Отличная находка  *THUMBS UP*. "Старуху задеть" – пройти краем по склону?
Однако )) не могу не заметить, что если Хой обозначает касание, а все три объекта расположены в непосредственной близости, то почем не перевести и ручей и болото (по аналогии с переводом горы) как "ручей который задели/коснулись справа и сзади"  и " болото которое задели/коснулись сзади"?
Давайте попробуем перевести более точно:
Переводим, как и положено, в мансийском/вогульском с конца. То есть, последнее слово существительное, первое его определяем, фактически являясь прилагательным:
Хой-Эква - дословно "старухи коснуться / дотронуться / задеть".
Хойсис-Янкалма - дословно, с конца "большой/древней женщины земля (не надо обольщаться, речь идет о болоте и лягушках, так поэтично их манси называют )) ) - сзади (спина) коснувшись".
Хойсиссос, соответственно, - дословно, с конца "ручей сзади (спина) коснувшись"
Хойсиспалсос - дословно, с конца "ручей сзади (спина) стороной (справа?) коснувшись"

И в этом случае, Вы совершенно правы, речь идет о движущемся человеке, который проходит у подножия горы-"старухи" (Хой-Эква),  касается, оставляя сзади, болото (Хойсис-янкалма) и один из ручьев (Хойсиссос), также проходит и второй ручей, стороной (или справа?),оставляя сзади, коснувшись.
Этот перевод, по алгоритму предложенному Вами, более точен.
« Последнее редактирование: 25.04.20 15:29 »


Поблагодарили за сообщение: Gustav917

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Если мне не изменяет память, то Вы ранее предлагали еще один вариант перевода Хой-Эква. Напомните детали пожалуйста.
Да, есть такой вариант перевода. Базируется он на прямом переводе того, что сообщает Слинкина Т.Д. со слов информанта Анямов С.Н., что Хой-Эква гора святой покровительницы, лесной царицы и далее по тексту (см.ниже) полное титульное имя которой не сохранилось.

"Восстановить" это "утраченное"  )) имя достаточно просто по аналогии:
Вит-Хон - "Водяной Царь" (дух воды у манси/вогулов) (А.А.Люцидарская https://www.yamalarchaeology.ru/index.php/texts/etnograph/23-mansi/285-v )
Хон-Эква - "Царица-Женщина" ... собственно и всё, остальное от лукавого... Главное, что есть два попадания - в фонетику и смысловое звучание.

О применимости данного титула к женщине говорит следующая фраза:
"Устья рек, каменистые перекаты и глубокие омуты связывались в религиозном сознании манси с грозным Вит-Хоном и его дочерью Вит-Хон-Аги""
https://www.yamalarchaeology.ru/index.php/texts/etnograph/23-mansi/285-v
Словом "Аги" - обозначается дочь, жена была бы "Эква"

Источник: Чернецов В.Н. Чернецова И.Я. - Краткий мансийско-русский словарь - 1936



Могу предположить, что изначально "Царица-женщина" и звучало как Хон-Эква, в всё остальное произносилось через хой - "касаясь, рядом", а потом просто произошло замещение слова на основании в близко лежащих топонимов.

Текст, который приводит Т.Д. Слинкина (Слинкина Т.Д. Мансийские оронимы Урала- 2011)
(в качестве небольшого комментария... При всё уважении к уважаемому автору, крайне некорректно пытаться что-то объяснить / истолковать принципиально меняя содержание слова и вставляя в него иные (другие) слова, которых там изначально не было. Это не только ничего не объясняет, но и выглядит подгонкой. И уж сосем непонятно ненцы тут коим боком? Не может быть в исконном сакральном тексте, в эпицентре культурного поля именно мансийской культуры, ненецкого обозначения горы. Это нонсенс. К слову...)

С.255

С.256
« Последнее редактирование: 25.04.20 19:36 »

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Словом "Аги" - обозначается дочь, жена была бы "Эква"
Вит-Хон - "Водяной Царь" (дух воды у манси/вогулов) (А.А.Люцидарская https://www.yamalarchaeology.ru/index.php/texts/etnograph/23-mansi/285-v )
Хон-Эква - "Царица-Женщина" ... собственно и всё, остальное от лукавого... Главное, что есть два попадания - в фонетику и смысловое звучание.

Могу предположить, что изначально "Царица-женщина" и звучало как Хон-Эква, в всё остальное произносилось через хой - "касаясь, рядом", а потом просто произошло замещение слов в близко лежащих топонимах.
А вариант перевода Хон-Эква – женщина/жена водяного царя Вами не рассматривался?
Хотя, в свете Ваших крайних изысканий относительно мансийского значения слова Хой, вариант подмены его словом Хон выглядит менее правдоподобно.
« Последнее редактирование: 25.04.20 17:06 »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
А вариант перевода Хон-Эква – женщина/жена водяного царя Вами не рассматривался?
Хотя, в свете Ваших крайних изысканий относительно мансийского значения слова Хой, вариант подмены его словом Хон выглядит менее правдоподобно.
Немного наоборот... Как мне кажется, изначально было Хон-Эква. И, вполне возможно и очень вероятно, что это место и было местом поклонения "Лесной царице" / "Горной царице", как это имеет место в масийских сказках. Только распространено это было во времена матриархата, тогда ручьи-болота могли и называться через "Хой". Но со временем смысл утратился и "Хон" заместилось на "Хой" уже и в названии горы. Как вариант...

Думаю, не жена, бабка )))...


Поблагодарили за сообщение: Gustav917

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
изначально было Хон-Эква. И, вполне возможно и очень вероятно, что это место и было местом поклонения "Лесной царице" / "Горной царице"
то есть место, где поклонялись именно женщины? Это вписывается в концепцию ))

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
то есть место, где поклонялись именно женщины? Это вписывается в концепцию ))
Именно, более чем.

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

bestiarys, Gustav917,  в вогульском есть что-нибудь похожее на восклицание или слово, обозначающее предмет (объект), звучащее как : "хэЭЙ"; "хэАЙ"?
Ладно, никто мне не отвечает  :(
поговорю сама с собой:

 - Нету, нету, Глаша, в мансийском словаре таких слов.
________________

А такая хорошая идея накрылась  :'(
 :)


Поблагодарили за сообщение: Gustav917