КОЕ-ЧТО О ВЕЩАХ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К...Жертвованию.Такие вещи совершенно однозначно приобретают ореол святости и остаются в качестве объекта жертвоприношения. В нашем случае интересен момент тог,что происходит с вещами, которые тем или иным способом соприкасались с жертвенным животным.
Источник:
Бауло А.В. Экспедиции Измаила Гемуева к манси: этнокультурные исследования в Нижнем Приобье.[Текст] – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. – Т. 1: 1983–1985 годы. – 284 с. ISBN 978-5-7803-0256-8
С.7"ТЕТРАДЬ № 1
Записи И.Н. Гемуева
Культовое место на протоке Пырсим1
45 км от Берёзова, от [Малой] Оби – 17-й км. От берега – 1,5 км.
Культовое место состоит из следующих элементов:
– культовый амбарчик с оградой;
– столик в ограде;
– группа кольев со шкурами жертвенных животных;
– четыре дерева с прикладами;
–
четыре дерева с верёвками, которыми, очевидно, удавливали жертвенных
животных..."
С.36"Зелёно-красная ткань (четырёхугольная) с аппликацией оленьей –
ею накры-
вали жертвенное животное перед умерщвлением (удавливанием?)12."
С.74"Я в Анеево раз был маленьким, меня пригласили. Их хозяина посёлка56 звали
Халев-ойка (это, как чайка-птица, рыбу ест)57.
Привезли на лодке, потом свели на верёвке жеребёнка. Там резали, верёвку
повесили на дерево (там ещё верёвки были), варили, бутылку носили, тряпочки
с колечками туда, где Халев – избушка на двух ногах. Я дедушке отдал (он дядя),
он положил туда, где он сидит. А мы (посторонние) только у костра. Молиться
нельзя (только в ту сторону, где???), а за ту избушку нельзя ходить. Шкуру по-
весили. Мясо съели. Мясо Халеву ставили, старики оттуда поехали. Рюмку ему
ставили – старики рядом выпили."
Из приведенных текстов источника, да и картинок тоже, прямым текстом следует (прошу простить за тавтологию)) ):
- жертву не приносили абы где, а именно в святилище, в границах ялпын-ма. Только в этом случае она доходила как послания до адресата;
- любой объект, который попал в соприкосновение с жертвой, сам становился сакральным объектом. Покрывало ли специально изготовленное, или веревка. И должен был также остаться в святилище.
То есть, если бы дятловцы были принесены в жертву, то их тела находились бы на территории святилища и вещи тоже были бы перенесены туда. И это тоже говорит о том, что версия жертвования как основы объяснения ТГД несостоятельна.