Жертвоприношения и сакральные действия у обских угров: аналитика и факты - стр. 6 - Авторские исследования - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Жертвоприношения и сакральные действия у обских угров: аналитика и факты  (Прочитано 41007 раз)

0 пользователей и 63 гостей просматривают эту тему.

VitDV

  • Гость
Только один вопрос: дайте мне ссылку пожалуйста на этом ресурсе или любом другом, где опубликован подобный материал сведенный в единое целое. Буду очень благодарна.

К сведению: На сегодняшний день используемая (актуальная) библиография у меня составляет 676 наименований только научных источников.
Сюда не входят ссылки на базы данных, документы, литература на иностранных языках.

Добавлено позже:
VitDV, Могу я попросить Вас не переходить сходу на личности? Или это очень сложно делать?
Только один ответ: Смысл всего этого? Ну выяснили что манси в 59 ом вряд ли могли совершить массовое человеческое жертвоприношение, убить могли, но только пролетарски говоря за серьезный косяк (разграбление какого нибудь архиважного для аборигенов сакрального места и тп.кароч  вариант по Степочкину)  Хорошо, выяснили.Что далее?
Зачем перечитывать все эти стопицот книжек, что это даст конкретно в контексте гибели ГД?
Что вы там надеетесь найти, древнее пророчество о девятерых бледнолицых которые придут на святую землю с целью грабануть или что там.. ) Ну ищите... а вдруг ))

Оффтоп (текст не по теме)
Псы.А вообще отвечал вашему... кхм... соавтору или на каких ролях он у вас в творческом тандеме, меньше понты колотить надо.Перехода на личности не будет ввиду того к вашей  этой "теме" у меня интерес сегодня окончательно пропал.Если созреете опубликовать свою версию, возможно ознакомлюсь (если будет в читабельном варианте)
А пока-пока ))

Добавлено позже:
Э-ээх!!! VitDV,
Оффтоп (текст не по теме)
Вот тебя забыл спросить.
« Последнее редактирование: 16.04.20 22:24 от bestiarys »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
VitDV, смысл элементарно прост: А Вам не интересно за что на самом деле манси убили туристов группы Дятлова? и где это сделали?
Только без фантазий, надуманных причин и цитирования сомнительных методичек пополам с бредом оккультиста.
« Последнее редактирование: 16.04.20 17:31 »

VitDV

  • Гость
VitDV, смысл элементарно прост: А Вам не интересно за что на самом деле манси убили туристов группы Дятлова? и где это сделали?
И... для этого надо перечитать 846 книжек про обских угров ?  :)

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
И... для этого надо перечитать 846 книжек про обских угров ?  :)
Да


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин


НифНафНуф


  • Сообщений: 5 058
  • Благодарностей: 3 952

  • Был 06.08.24 20:34

А Вам не интересно за что на самом деле манси убили туристов группы Дятлова? и
Только это надо ещё доказать. *SMOKE*
"# человек ,который в случае с дизентерией рассуждает о туалетной бумаге смешон" (с)


Поблагодарили за сообщение: odnokam | Sergei_VL

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Оффтоп (текст не по теме)
Добавлено позже:Вот тебя забыл спросить.
Хамите, парниша?(с)
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.
« Последнее редактирование: 16.04.20 22:24 от bestiarys »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Уважаемые участники  диалога, просьба прения, не относящиеся к теме, прекратить. Если есть желания высказаться, то по теме пожалуйста. Здесь версия не обсуждается, тематика обозначена в стартовом посте.

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Оффтоп (текст не по теме)
Уважаемые участники  диалога, просьба прения, не относящиеся к теме, прекратить. Если есть желания высказаться, то по теме пожалуйста. Здесь версия не обсуждается, тематика обозначена в стартовом посте.
Он первый начал!    ]:->
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Я больше не буду...    :-[
« Последнее редактирование: 16.04.20 22:25 от bestiarys »

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 000
  • Благодарностей: 2 567

  • Был сегодня в 10:05

Обращаю внимание, что внешний вид самострелов на зверя и тех, которые использовались для охраны святилища, по мнению источника, не отличался. Есть и примеры, относящиеся ко второй половине ХХ века, но, с Вашего разрешения, я их пока приводить не буду.
Относительно данных о количестве манси в этом районе.
Данные основываются на действующем сакральном календаре,имеющем определенную периодичность сакральных событий. Основан он на данных из этнографических источников, в том числе  активно используемых в научном обороте. С Вашего разрешения я пока на эту тему говорить не буду, поскольку данный материал относится к материалам версии и на эту тему надо не просто говорить, а обоснованно, с опорой на источники.
Уважаемая bestiarys!
Хорошо, будем ждать Вашу Версию! Пойду готовить самострелы.  :)

НифНафНуф


  • Сообщений: 5 058
  • Благодарностей: 3 952

  • Был 06.08.24 20:34

Оффтоп (текст не по теме)
Хорошо, будем ждать Вашу Версию!
Коллега, нам осталось ждать всего лишь 675 прочтения книг bestiarys по данной теме.  *PARDON*
« Последнее редактирование: 17.04.20 07:37 от bestiarys »
"# человек ,который в случае с дизентерией рассуждает о туалетной бумаге смешон" (с)

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
КОЕ-ЧТО О ВЕЩАХ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К...

Жертвованию.
Такие вещи совершенно однозначно приобретают ореол святости и остаются в качестве объекта жертвоприношения. В нашем случае интересен момент тог,что происходит с вещами, которые тем или иным способом соприкасались с жертвенным животным.

Источник:
Бауло А.В. Экспедиции Измаила Гемуева к манси: этнокультурные исследования в Нижнем Приобье.[Текст] – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. – Т. 1: 1983–1985 годы. – 284 с. ISBN 978-5-7803-0256-8

С.7
"ТЕТРАДЬ № 1
Записи И.Н. Гемуева
Культовое место на протоке Пырсим1
45 км от Берёзова, от [Малой] Оби – 17-й км. От берега – 1,5 км.
Культовое место состоит из следующих элементов:
– культовый амбарчик с оградой;
– столик в ограде;
– группа кольев со шкурами жертвенных животных;
– четыре дерева с прикладами;
четыре дерева с верёвками, которыми, очевидно, удавливали жертвенных
животных...
"



С.36
"Зелёно-красная ткань (четырёхугольная) с аппликацией оленьей – ею накры-
вали жертвенное животное перед умерщвлением (удавливанием?)
12."



С.74
"Я в Анеево раз был маленьким, меня пригласили. Их хозяина посёлка56 звали
Халев-ойка (это, как чайка-птица, рыбу ест)57.
Привезли на лодке, потом свели на верёвке жеребёнка. Там резали, верёвку
повесили на дерево (там ещё верёвки были)
, варили, бутылку носили, тряпочки
с колечками туда, где Халев – избушка на двух ногах. Я дедушке отдал (он дядя),
он положил туда, где он сидит. А мы (посторонние) только у костра. Молиться
нельзя (только в ту сторону, где???), а за ту избушку нельзя ходить. Шкуру по-
весили. Мясо съели. Мясо Халеву ставили, старики оттуда поехали. Рюмку ему
ставили – старики рядом выпили."

Из приведенных текстов источника, да и картинок тоже, прямым текстом следует (прошу простить за тавтологию)) ):
 - жертву не приносили абы где, а именно в святилище, в границах ялпын-ма. Только в этом случае она доходила как послания до адресата;
 - любой объект, который попал в соприкосновение с жертвой, сам становился сакральным объектом. Покрывало ли специально изготовленное, или веревка. И должен был также остаться в святилище.

То есть, если бы дятловцы были принесены в жертву, то их тела находились бы на территории святилища и вещи тоже были бы перенесены туда. И это тоже говорит о том, что версия жертвования как основы объяснения ТГД несостоятельна.
« Последнее редактирование: 17.04.20 19:22 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

За участие в жизни форума 

Мишаня


  • Сообщений: 12 950
  • Благодарностей: 17 891

  • Заходил на днях

   Аналитики-жертвенники, смотрите чаще мультсериал "Три кота", здоровее будете.   *JOKINGLY*

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Аналитики-жертвенники, смотрите чаще мультсериал "Три кота", здоровее будете.
Эт Вы не по адресу, это к волшебным топорам и девственницам с высосанной кровью. Адрес подсказать?
Я лишь пытаюсь как-то разгрести то, что с упоением фантазировалось последние лет пять, чтобы отделить достоверные факты от досужих домыслов.

Добавлено позже:
Еще одна сказка манси о недопустимости человеческого жертвоприношения, пусть даже совершаемого по праву родителя.

Даже комментировать не надо. Всё и так понятно ))

Источник:
Бауло А.В. Экспедиции Измаила Гемуева к манси: этнокультурные исследования в Нижнем Приобье.[Текст] – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. – Т. 1: 1983–1985 годы. – 284 с. ISBN 978-5-7803-0256-8

С.70
« Последнее редактирование: 17.04.20 19:54 »

За участие в жизни форума 

Мишаня


  • Сообщений: 12 950
  • Благодарностей: 17 891

  • Заходил на днях

Эт Вы не по адресу, это к волшебным топорам и девственницам с высосанной кровью. Адрес подсказать?
Я лишь пытаюсь как-то разгрести то, что с упоением фантазировалось последние лет пять, чтобы отделить достоверные факты от досужих домыслов.
А, то биш, отрицаете.
Пардону , все не перечесть. А я не дятловед.
   А все-таки, как по Вашему тама случилось?
(только не техноген, дудше не отвечайте...  *JOKINGLY*)

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
А, то биш, отрицаете.
Пардону , все не перечесть. А я не дятловед.
   А все-таки, как по Вашему тама случилось?
(только не техноген, дудше не отвечайте...  *JOKINGLY*)
Так ответить или нет ? Что-то Вы никак не определитесь ))


Поблагодарили за сообщение: Gustav917

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

bestiarys,  а у легенды продолжение есть?

Кем стал тот мальчик? И если плохие шайтаны требовали жертву, как отец с ними договорился?
Кем по статусу были женщина, накормившая малыша своим молоком?

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
bestiarys,  а у легенды продолжение есть?
Кем стал тот мальчик? И если плохие шайтаны требовали жертву, как отец с ними договорился?
Не волнуйтесь)) дальше у праотца Авраама и его сын Исаака все было хорошо, если верить христианам и мусульманам. У иудеев все закончилось хуже, но таки не факт.
« Последнее редактирование: 18.04.20 13:11 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Не волнуйтесь)) дальше у праотца Авраама и его сын Исаака все было хорошо, если верить христианам и мусульманам. У евреев все закончилось хуже, но таки не факт.
Ах, Gustav917!

По легенде получается мальчик получил посвящение, очень интересно!

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Ах, Gustav917!
По легенде получается мальчик получил посвящение
Посвящение... Божье благословение, как ни назови, а суть практически одна.
« Последнее редактирование: 17.04.20 23:57 »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
По легенде получается мальчик получил посвящение, очень интересно!
Главное, что по легенде получается, что богам манси/вогулов очень не нравились человеческие жертвы. Настолько не нравились, что прерванное жертвоприношение означало все блага, включая тысячи оленей.

У этой легенды есть еще один подтекст.
Был такой пост в теме https://taina.li/forum/index.php?msg=1093248

Никита рассказывал также, что в прежнее время каждые семь лет устраивались человеческие жертвоприношения. Жертву обычно покупали. В последний раз жертва – мальчик – была куплена на Сосьве. Он был сирота. Но накануне жертвоприношения его выпустил один старик, который посоветовал ему бежать в Конду.
Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. Стр.261.
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000062071
Источник – полевые материалы столпа угроведения. Информант – Никита Яковлевич Бахтияров, «обский угр» (манси фратрии мось), главный шаман лозьвинских манси (согласно собственному УД). Время свидетельства – 1938 год (20 лет до ТГД).
А теперь один вопрос: А случайно жертвоприношение не в том ли состояло , что мальчика купленного якобы для кровавой жертвs, старик отпускал и рекомендовал бежать на Конду? Раз в семь лет.
« Последнее редактирование: 18.04.20 04:50 »


Поблагодарили за сообщение: Gustav917 | odnokam | Дмитрий Карягин

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Посвящение... Божье благословение, как ни назови, а суть практически одна.
Gustav917,  сознайтесь, Вы ничего не понимаете в легендах!
Хорошо хоть, bestiarys в них как рыба в воде.

Добавлено позже:
bestiarys,  а по времени сходятся? Легенда выглядит достаточно древней.
« Последнее редактирование: 18.04.20 00:04 »

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Gustav917,  сознайтесь, Вы ничего не понимаете в легендах!
сознаюсь, а что Вы хотели от набора байт из колхоза "Фимкины потрошки"...
« Последнее редактирование: 18.04.20 00:09 »

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

сознаюсь, а что Вы хотели от набора байт из колхоза "Фимкины потрошки"...
Сейчас нас bestiarys заругает! *JOKINGLY*
А я слово дала...  слово твёрдое, купеческое (с)  :)

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Сейчас нас bestiarys заругает! *JOKINGLY*
А я слово дала...  слово твёрдое, купеческое (с)  :)
А за что ругать-то, когда мы (я по крайней мере точно ))) ) обсуждаем отражение сюжета Торы-Библии-Корана в мифотворчестве обских угров. Я так думаю, что Коран там поближе будет.

Добавлено позже:
К сторонникам человеческих жертвоприношений только один вопрос: Поскольку человеческая жертва более уникальна чем лошадь/олень/корова/овца/петух и т.п., приведите хоть один пример обнаружения в сакральных сундуках человеческой фигурки, которая бы играла роль "замещающей"/"временной" жертвы?
Коровы есть. Лошади есть. Овцы и птицы тоже присутствуют, а вот человеческой фигурки мне найти не удалось. На этом основании могу вполне резонно предположить, что такого вида жертв просто не было в практике.
по каким признакам можно отличить фигурку заместительной жертвы от иттерма?
« Последнее редактирование: 18.04.20 00:30 »

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Сказка интересно заканчивается "Утром встали - дома нет, есть чум, тысячи оленей и нарты"...

Даже в Википедии есть интересная информация по поводу Конды.
По запросу:
Кондинское (Ханты-Мансийский автономный округ)
https://clck.ru/N33Fz

Читаем:
"Точно сказать когда возникли вогульские юрты Нахрачиевы — невозможно, но очевидно, люди здесь жили издревле. В пользу этого говорит тот факт, что в радиусе 15 км от п. Кондинское находятся около 50-ти археологических памятников, которые датируются II—III, VI—IX вв. до н. э.

Селение Нахрачи на реке Конда издавна считалось языческой Меккой — здесь были резиденция верховного остяцкого жреца, древние мольбища, шайтаны. Главного нахрачинского идола вогулы и остяки почитали за великое божество. А начальником, державцем и служителем этого идола был шаман-князь Нахрач Евплаев. Главного Нахрачинского идола высоко ценили не только кондинские остяки и вогулы, но и «обские и прочих протоков майтанщики".

и еще

" В 17 домах северной части жили манси — Пакины и Иженяковы"

То есть "проклятых язычников" на Конде не было и мальчику ничего не угрожало? ))) А Пакины появились неизвестно откуда ?

Добавлено позже:
Добавлено позже:по каким признакам можно отличить фигурку заместительной жертвы от иттерма?
Заместительная жертва должна быть абстракцией, то есть не привязываться к конкретному человеку (не содержать его вещей. волос, изображений), а иттерма  всегда привязаны к конкретной личности. Раньше это были волосы и фрагменты одежды. Сейчас может быть даже так:



Бауло А.В.- Экспедиция Измаила Гемуева к манси [Этнографические исследования в Нижнем Приобъе]-т.1-1983-1985 - 2016 ( С.72)
« Последнее редактирование: 18.04.20 00:45 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова
Заместительная жертва должна быть абстракцией, то есть не привязываться к конкретному человеку (не содержать его вещей. волос, изображений), а иттерма  всегда привязаны к конкретной личности.
как с этим быть?



Поблагодарили за сообщение: bestiarys | adelauda_glasha | Дмитрий Карягин

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
как с этим быть?

А приклады у него были? И контекст если можно ))

Gustav917

  • Только чтение

  • Сообщений: 3 173
  • Благодарностей: 1 253

  • Расположение: 🇨🇦 grоuр1959∙coм 💎

  • Был 13.01.22 03:29

    • Слезы Вишеры. Алмазный след в гибели группы Дятлова


Поблагодарили за сообщение: bestiarys

bestiarys

  • Автор темы
  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
По поводу свинцовых иттерма.
Источник:
Бауло А.В. Изделия из свинца и олова в обрядовой практике северных групп обских угров // Угры. Материалы VI-го Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири" (9-11 декабря 2003 г., г.Тобольск). Тобольск, 2003.

Полный текст:https://www.yamalarchaeology.ru/index.php/texts/etnograph/102-baulo-a-v-2003

"Иттерма (иттарма). У северных групп манси и хантов после смерти человека изготавливают фигурку, в которую, согласно поверьям, временно вселяется душа умершего [Соколова, 1990; Гемуев, 1990, и др.]. Иттерма бывает трех видов: из куска дерева, пучка волос умершего или его родственников, а также из свинца. Свинцовые изображения характерны для обрядовой практики сынских, куноватских и части нижнеобских хантов.

Свинцовые антропоморфные фигурки, составлявшие основу иттарма у сынских хантов, опубликованы З.П. Соколовой [1975, с. 145]. У этой группы хантов иттармаделают в день похорон, сразу после отъезда процессии с гробом на кладбище. Пожилая женщина (не родственница), взяв мягкий кусок дерева из дровяника, который приготовлен для дымокура, вырезает в нем подобие человеческой фигуры (голову, руки, туловище) длиной 4 - 5 см. В форму заливают расплавленный свинец [Талигина, 1995, с. 136]. Свинцовую фигурку одевают в несколько халатов или платьев и поверх - в малицу.

В пос. Мужи сердцевину иттармы для умершего отца (свинцовый бюст) отливал младший сын (вообще-то так нельзя, но больше никого не было). Кусок дерева для формы он взял на пилораме, где работает. После отливки антропоморфного изображения этот кусок дерева сжигают [ПМА, 2001].

Локальный вариант изготовления иттармы зафиксирован в пос. Восяхово. Здесь (а также у войкарских хантов) в случае естественной смерти человека сердцевину иттармаделают из куска дерева, отколотого от венца дома или шеста чума. При несчастном случае (человек застрелился, потерялся, утонул) - отливают из свинца. Это делает один из мужчин - родственник покойного [ПМА, 2001]."

там же:
"Таким образом, на сегодняшний день реально подтверждена традиция изготовления иттармы у ряда групп манси и хантов из свинца лишь в виде антропоморфных фигур. Часть из них выполнена в виде бюста, часть - в виде фигурки с руками и ногами. В обоих случаях глаза и рот вырезаются с помощью ножа. На грудь фигурки кладут (или вплавляют) монету из белого металла. Заметно совпадение в выделении священного статуса фигур духов-покровителей и иттарма с помощью “серебряного круга”. Это не удивительно, т.к. иттармау нижнеобских хантов сохраняются в составе культовой атрибутики как изображения предков-покровителей."




то есть из текста статьи прямо следует,  что такой вид иттерма занимает промежуточное положение между сакральным изображением домашних духов и собственно иттерма. Монетка на груди отличает именно изображение духа.

"Свинцовая фигурка волка была встречена в одном из домашних святилищ на Северной Сосьве (пос. Анеево). Ее появление связано с тем, что волки стали нападать на оленье стадо, принадлежавшее манси Челдановым. При этом волки не съедали жертву, а только “рвали” ее. Создавалось впечатление, что они не столько утоляли голод, сколько “наказывали” за что-то хозяина стада. Тогда последний прибегнул к магическому средству: сделал из свинца фигурки волка и оленя и положил их рядом в берестяную коробку. Поза оленя символизировала покорность волку; жир, налитый в коробку, предназначался хищнику. Все это должно было обеспечить сохранность стада. Серебряная монета, вплавленная в фигурку волка, подчеркивала его принадлежность к сонму почитаемых духов [Гемуев, 1990, с. 129 - 130]. В коллекциях РЭМ (сборы С.И. Руденко) хранится принадлежавшая березовским хантам фигурка волка, вырезанная из железной пластинки. По рассказу ее хозяина, этот волк не должен был “гонять” домашних оленей и поэтому был привязан к фигуре духа-покровителя. Во время жертвоприношений фигурку волка смазывали кровью забитого животного [Иванов, 1970, с. 58]. В последних двух случаях фигурки, отлитые с магическими охранительными функциями, получили статус духов или их помощников."
« Последнее редактирование: 18.04.20 01:36 »


Поблагодарили за сообщение: Gustav917 | Дмитрий Карягин