* в 1889 году английский путешественник Уэддел опубликовал наблюдение: на Гималайском перевале на границе Тибета и Сиккима он обнаружил цепочку следов босых ног, пересекавших тропу и уходивших к пикам. Тибетцы объяснили, что следы принадлежат волосатому дикому человеку, каковые здесь живут. Уэддел решил, что туземцы, сильно отставшие от него в умственном развитии, просто не умеют отличать медведя.
* В 1891 году другой английский путешественник по Тибету, на этот раз по Северному, а также по Монголии, Рокхил, в опубликованном отчете сообщил сведения, услышанные от жителей: пожилой лама предупреждал, что караван, с которым он следовал, встречал в пути через пустыню диких людей, неодетых, покрытых волосами, бессловесных, бросавших в караван камни.
* В 1890 году армейский рапорт английских колониальных войск сообщал о странном обезьяноподобном, диком, обросшем волосами существе, которое было убито английскими солдатами в районе строительства телеграфной линии в Гималаях. Они бросили тело в горах, среди них не было достаточно образованного человека, чтобы толково осмотреть и описать его.
* в английской газете за 1905 год расказ путешественика Найта: возвращаясь из Тибета, он отстал от каравана. "Внезапно я услыщал легкий шум. Обернувшись, я заметил в двадцати шагах от себя страшное существо, нечто вроде человека, почти голое, хотя стоял ноябрь и было очень холодно.
* в 1908 году в Тибете английский натуралист Генри Элуис видел живой экземпляр.
* Генри Элуис в 1915 году не встретил понимания в академической среде, когда докладывал на заседании Зоологического общества в Лондоне сообщение лесничего из Сиккима об обитании в высоких горах неизвестной науке крупной человекообразной обезьяны.
* В 1925 году на южных склонах Канченджанги в Сиккиме он рассматривал внизу долины выкапывавшую корни темную фигуру без одежды, затем осматривал и измерял следы.
* В 1949 году перед монастырем Тьянгбоче собравшаяся на праздник толпа внезапно увидела появившегося из зарослей йе-ти. Опрошенные горцы хорошо знали медведя и обезьяну, но это был получеловек-полуживотное: на двух ногах, ростом со среднего человека, без хвоста; тело его было покрыто красновато-бурой шерстью, лицо же оставалось безволосым. Горцы и монахи били в барабаны и устроили страшный шум, чтобы отогнать йе-ти. Через два года у того же монастыря снова появился йе-ти, и снова ревом священных труб и громом барабанов его пугали.
* 1951 году альпинист Шиптон сфотографировал отличную серию следов. Британский музей приписал их обезьяне - лангуру.
* английская газета "Дейли Мейл" сочла расчетливым отправить в Гималаи первую специальную экспедицию для поисков снежного человека. Что характерно, во главе ее - удачливый журналист Ралф Иззард, хотя в состав и были привлечены хорошие натуралисты. Пять месяцев работы в высоких горах Непала, Широкий опрос населения горных деревень, обильные находки новых следов.
* В мае 1955 года отличные съемки следов и сборы сведений произвела экспедиция французского геолога профессора Борде.
* В 1956 году в высокогорном Непале работала английская экспедиция Нормана Харди. Тогда же начали настойчивый сбор знаний два человека, глубоко врубивших в эпопею свои имена: техасский миллионер и любитель биологии Том Слик; ирландец Питер Бирн, феноменально результативный охотник, путешественник, наблюдатель. Они вместе работали в Непале и в 1957 году. И кстати, позже порознь и Том Слик, и Питер Бирн побывали в Москве для контактов с нашей комиссией по изучению вопроса о снежном человеке.
* В 1958 году на средства Тома Слика и Джонсона была отправлена еще олна экспедиция. Использованы собаки, приманки, самострелы. Дважды йе-ти был, видимо, совсем-совсем близко, но скрылся в ночь. Работа продолжалась и в 1959-1960 годах. Снят гипсовый слепок следа записано множество опросных протоколов, остающихся еще не опубликованными.
Добавлено позже:По Российской линии более менее систематизированные заметки по РГ начались с Хахлова.
* в 1930 г. М.К.Розенфельд, опубликовал сборник подлинных корреспонденций "На автомобиле по Монголии". Тут нашлось имя - профессор Жамцарано. Приведены записи его слов о необыкновенных существах - диких людях, алмасах, обитающих в Монголии согласно обильным данным, собранным этим ученым у населения, и согласно сообщению петербургского профессора-бурята Барадийна о личном наблюдении.
* Андрей Дмитриевич Симуков, сотрудник последних экспедиций прославленного исследователя Азии П.К.Козлова, затем сам - выдающийся исследователь Монголии, и Ринчен, как молодые, были намечены профессором Жамцарано для экспедиции за алмасами в монгольские пустыни, которая планировалась на 1929 год. Комитет наук отменил эту экспедицию. А.Д.Симуков, конечно, знал всю толщу подготовительных данных не хуже, чем другие. Позже, во время самостоятельных путешествий, он продолжал сбор материала, в частности о следах алмасов.
* Наш соотечественник востоковед Н.В.Валеро-Грачев, проживший огромную часть жизни в буддийских монастырях и лишь с 1930-х годов вернувшийся в Ленинград, затем, по его словам, несколько раз представлял здесь в ученый мир доклады и рукописи о тибетском "диком человеке". Ему посоветовали замолкнуть. Бумаги утрачены, живые слова Н.В.Грачева записаны Л.В.Бианки незадолго до его смерти в 1960 году.
* профессор Ю.Н.Рерих - сын художника и брат художника - донес свои познания об этом же в более удачную пору. Этот ученый, полжизни проживший в Гималаях, доложил в Комиссию Академии наук годами накопленные сведения, включая собственное впечатление от виденного им куска шкуры.
* Гидролог А.Г.Пронин в конце 1957 года сообщил в прессе, что он видел издалека снежного человека на Памире, в долине Балянд-Киик. Это название значит "долина тысячи кииков".
Добавлено позже:Ну как же "некого" ? А буддистских паломников?
Это ведь для европейцев Непал был "закрытым". По крайней мере,до Лисаневича никому из белых не приходило в голову посещать эту страну в туристических целях. А буддисты махаяны почитали "йети" как священное существо. Поток паломников веками шел в столицу соседнего Тибета Лхасу. Уж наверняка пилигримов,проделавших столь дальний путь откуда-нибудь из Монголии,не могли устрашить лишние сотни километров до непальского монастыря со столь замечательной реликвией. И, кстати, сомневаюсь,что этих вот людей могла ввести в заблуждение козлиная шкура. Уж в шкурах животных монголы(да думаю,и непальские горцы) знают толк.
А почему именно в пятидесятые годы стала возможной реализация бизнес-идеи Лисаневича? Видимо, тут неслучайно хронологическое совпадение с китайской анексией Тибета. Паломничество азиатов стало затруднительным,пришлось обратиться к туризму европейцев. Религиозная реликвия стала средством привлечения туристов- обычное дело для нового времени.
Подождите, Salana даже не смог ответить на мой вопрос
кого именно искали экспедиции в Гималаях.