А, где можно прочесть про эти случаи?
Впервые я прочёл о таких явлениях, вроде бы, у Бушкова, в книге «НКВД. Война с неведомым»:
Тогда была передышка. Стояли мы там уже пару дней, не наблюдая поблизости ни немцев, ни бандер, маленько расслабились. А впрочем, история такая, что и бдительность не помогла бы…
Сижу я в траве и перебираю инструмент – предстояла кое-какая мелкая профилактика. Остальные подремывают по ту сторону самоходки, у ближайших машин тоже никакого шевеления, солнышко светит, теплынь, такие, в общем, тишина и благолепие…
И тут подходит не кто-нибудь, не с ветки незнакомец спрыгнувши – Ванька Масягин собственной персоной, заряжающий из нашего же взвода, можно сказать, приятель и корешок. Доподлинный, по всем приметам, Ванька – лицо его, комбинезон его, даже трофейный фрицевский кинжал с черной ручкой на поясе висит, как всегда, и кобура на немецкий манер, слева и впереди прицеплена.
И говорит мне:
– Вставай, Сережа, пошли!
Я встаю – и чапаю за ним, как дурак, отчего-то не задавши ни единого вопроса. Иду себе и иду, знай ноги переставляю. Идем мы куда-то, идем, идем…
Не знаю, что на меня нашло, только я вдруг себя почувствовал чуточку посвободнее. Словно бы освободился от этой дурацкой нерассуждающей покорности, мне, в общем-то, не свойственной.
Приостановился и спрашиваю:
– Вань, а Вань! А куда мы идем?
И тут, не поверите… Только я это спросил – Ваньки не стало. Пропал куда-то, в воздухе растаял. Вот только что был тут, шагал передо мной, как заведенный – и растаял…
Жутковато мне стало. Точно знаю, что не сон.
Что Ванька только что шагал передо мной, вел куда-то. И не мог он никуда спрятаться, никуда убежать. Пропал с глаз мигом, как будто повернули выключатель, и никакого Ваньки не стало…
Стою, коленки чуть дрожат, оглядываюсь. Батюшки мои… Вон они, самоходочки, виднеются далеко внизу – и до них от того места, где я стою, километра четыре. А стою я высоко на горе, над долиной. Один-одинешенек. Ни одной живой души вокруг.
Меня холодным потом прошибло. И в этот момент испугался я не столько этой странности, внезапного Ванькиного исчезновения, сколько того, что мое отсутствие будет замечено. На языке уставов – а язычок этот строгий! – такие вещи именуются «самовольное оставление расположения части» и караются по всей строгости законов военного времени. Возьмут в оборот – и доказывай потом, что не было у тебя злостных намерений…
Как я вжарил со всех ног в расположение! Пятки сверкали! Не знаю, какие тогда были рекорды по бегу, но уверен, что я побил их все, сколько ни есть…
Прибегаю к самоходкам – а там все осталось, как и было. Никакой суеты, никто моего отсутствия не заметил. А у соседней самоходки сидит его степенство, Ванька Масягин, ломтище хлеба наворачивает со сбереженным пайковым сахарком – любил он пожрать от пуза…
Я ему, конечно, ничего не сказал – он-то при чем? Ясно же, что увел меня от самоходок, затащил на гору, на вершину вовсе не Ванька, а кто-то вроде Ваньки. Кто-то, кто прикинулся Ванькой Масягиным. Что же мне, его по зубам бить за то, что какая-то погань именно им оборачивалась?
Вот похожее описание двух подобных случаев из работы Н. К. Козловой «Сюжеты о лешем». Оба связаны с пропажей детей.
Первая - с благополучным, вроде бы, концом:
28
Девочка потерялась в Гортопе. Она 7 дней дома не была. Шли и шли, и она потерялась. И 7 дней ее не было. И весь Гортоп шли цепочкой, ее искали. И нашли. На ней платье было изодрано. Мы бегали смотрели, когда ее привезли. И все платье было изодрано на ленточки, все ленточки были завязаны.
- А где ты была?
- Дом, большой дом.
- А что ты ела?
- А дедушка меня кормил.
И комары ее не покусали. Сидит на кочке, а на другой - говно зайчиное и всякое.
- А дедушка меня, - говорит, - кормил пряниками.
ЭК-8/88 № 33 Зап. Козлова Н. в с. Никольск Усть-Ишим. р-на Ом. об. от Шендяпиной Полины Ивановны, род. здесь же в 1926 г., грамотной. Из обрусевших марийцев.
Вторая – с концом неблагополучным:
26
А вот еще я тебе расскажу.
Еланские две девчонки. Мама говорит: " Идите, полейте капусту".
Они не идут.
- Идите полейте!
Поругала их. Они взяли ведра и пошли. Как пошли так пошли, и пошли, и пошли. И целый месяц ходили.
И тогда мы коров загоняли. Подошли и пошли на завод. Я говорю:
- А, бабы, гляньте - вон, верно, девки те идут.
- Да ну, девки. Это так, наверное, балуются.
Ну, тогда мы остановились, молоко поставили. Мы их кричим - они утекать от нас. Мы в контору.
Управляющий вышел и поймал их, этих девчонок.
А ведра у них пятнадцатилитровые и в каждом ведре ковшик (как пошли поливать). На ногах у них понабиты мозоли. Ну-ка, походи месяц.
Кто платье несет им, кто рубаху. Баню вытопили, помыли этих девчонок. Поглядели, а на них вот такие лемешки (мозоли с кулак) на плечах.
Спрашиваем:
- А кто вас кормил?
- А нам дедушка хлебушка давал.
Показывают - куряшки (чага) на березах растут. И в ведре у них лежали. Глянут друг на друга - заливаются, хохочут. Одичали совсем.
Одной девятый годок, другой пятнадцать.
И тогда Митька коней запряг да в Еланку отвез их. Да родители прямо чуть не озолотили его. Целый день был - все не пускали его.
[А это здесь было?]
Это в Миколаевке, это давно было.
[А что это за дедушка?]
А Бог его знает.
ЛА Козловой Н.К. 1987 № 19 Зап. Козлова Н. в д. Покровка Нижнеомск. р-на Ом. об. от Архиповой Ефросиньи Ивановны.
26а
Я знаю, баба Федора рассказывала. Девочку ловили с ведрами. Мать на нее что-то сказала…
И грибами питалась, и мохом. Вот такие шишки [показывает: с кулак] на плечах были. Попробуй - коромысло столько поноси.
Все видят, а поймать не могут. Это в Николаевке было, бабушка рассказывала. Коромысло насилу сняли - шишки такие были. Но она все равно умерла. Все. Говорит, мужик какой-то ходил, кормил. Наверно, это дедушка-соседушка ходил…
ЛА Козловой Н.К. 1987 № 35 Вариант текста № 26. Зап. Козловой Н. в том же селе от Качесовой Марии Дмитриевны, род. здесь же в 1941 г., русской, грамотной.
Подобные истории в народе традиционно связываются с Лешими, но может быть, их причина кроется в чём-то ином.
Никак не могу найти показательную историю, поразившую меня - рассказ человека, который был уведён прямо среди бела дня, прямо среди своей деревни. Он считал, что видит своего знакомого, разговаривал с ним и шёл за ним. А когда усилием воли сумел остановиться и задал вопрос – «а куда мы идём?» - то внезапно осознал себя стоящим на краю прибрежного утёса у реки, в одном шаге от смерти.
Я про такие случаи тоже читала , правда в книжках про бесовщину . Что бесы оборачивались людьми и вступали в разговор с человеком и заводили его куда нибудь и человек приходил в себя , чем и спасал себе жизнь.
Вот там именно так и было. Только без упоминания бесов - человек просто рассказал, что видел и чувствовал. И подобная история была не единичная, а в ряду таких же случаев. Пока не могу найти, где это читал.