Сегодня в охотку гульнул по весям, да набросал пару строк в продолжение темы про
эхо времён в пермской привязке (к фото-сообщению
"О схроне", а также неожиданному для многих несведущих материалу
"О заброске немецкой ДРГ на Урал в годы войны":
В плотном массиве современных многоэтажек на Монастырской улице заховался так, что и с нескольких проходов не приметишь, маленький деревянный домик. Подобные избушки по городу давно снесли (а те, что кочевряжилсь – случайно "самовозгорелись"), но этот уцелел под статусом "музей-типография". Подпольная, как и положено. Созданная в апреле 1906 года по инициативе Якова Свердлова с позиций Пермского комитета РСДРП.
Возглавлял её деятельность энергичный и бесконечно преданный идеям марксизма восемнадцатилетний революционер Михаил Туркин (судьба его тяжела и стандартна для большинства борцов того времени – самопожертвование ради интересов народа, тюрьмы, ссылки, болезни, партийная работа в советский период, ранняя смерть (скончался от туберкулёза в 1947 году). Потребность революционного движения в печатных материалах росла по мере его становления экспоненциально и требовала соответствующих и отнюдь не примитивных технических и организационных возможностей (коих поколению эпохи лазерных принтеров сразу и не понять).
Место под типографию выбрали грамотно:
собственно дом был взят в аренду у пароходного механика Тиунова, который в городе практически не появлялся. Въехали в избу (к слову, расположенную вблизи полицейского участка) вполне приличные молодые люди из обеспеченной рабочей среды – на мотовилихинских заводах получали по сорок рублей, что "весило" отнюдь не мало (корова стоила 25). Вели себя достойно, хлопот никому не доставляли.
Печатный станок был изготовлен и доставлен частями, прятался в надёжном тайнике в подполе, извлекался наверх лишь на время работы (скрытые полости для хранения печатной продукции имелись даже в специально сконструированном шахматном столике). Ещё одна группа снимала жильё в доме №2 на улице Парковой – там делали взрывчатые вещества и примитивные взрывные устройства (случайная детонация одного из них привела впоследствии к ранению главной специалистки по химсоставам и провалу всей ячейки).
Листовки и прокламации выносились партиями и тайно распространялись среди рабочих.
Конечно, охранное отделение отнюдь не дремало и через имеющиеся агентурные позиции и возможности наружного наблюдения достаточно быстро вскрыло опасную подпольную активность. Члены типографии были арестованы, материалы и оборудование изъяты. Печатный станок, наборы шрифтов, уголки укладки и прочая оснастка не пропали и в советский период хранились в запасниках краеведческого музея до момента открытия в 1968 году экспозиции непосредственно по месту самой типографии (их до наших дней в музейном варианте дошли всего две – одна у нас, другая в Москве):
P.S. В том же районе щёлкнул вот такого обшарпыша, именуемого "Домом грузчика". Местная примечательность состоит в том, что одна из его квартир – есть "квартира Коляна" из сериала "Реальные пацаны" (самого "Коляна" – актёра Николая Наумова – я, помнится, прогонял через высший пилотаж на Як-52: парень достойно переносил перегрузки до +7g и вообще держался молодцом).