Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Фейковая загадка (фейк) о батарейке фонарика И. Дятлова  (Прочитано 314 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алекс К

  • Автор темы

  • Сообщений: 835
  • Благодарностей: 267

  • Был сегодня в 18:17

Думаю, ни для кого из участников и читателей этого форума не секрет, что в «дятловедении» существует множество откровенно фейковых утверждений, которые в большинстве своем основаны на махровом невежестве тех, кто либо умышленно, либо по своей природной глупости не только их генерируют, но ещё чаще - участвует в легитимизации чужих фейков, придавая им ореол «общепризнанных истин».
Одно дело, когда фейки в качестве частного мнения участников форума циркулируют в его пределах, что вполне приемлемо и узаконено на форуме, и совсем другое дело, когда фейки, откровенно противоречащие не только материалам УД, но и демонстрирующие явную техническую безграмотность их распространителей, преподносятся через СМИ как нечто, претендующее на истинность.
Вот об одном из таких фейков, возведенных в ранг фейковой загадки и пойдет речь в этой теме.

Спецкор «КП», Н. Варсегова, в разных СМИ уверяла своих слушателей и читателей в том, что батарейка (гальванический сухой элемент - химический источник тока) фонарика, обнаруженного поисковиками на скате палатки туристов 26 февраля 1959г, за месяц пребывания на морозе должна была обязательно разрядиться, и фонарик, если бы он принадлежал туристам группы Дятлова, зажечься никак не мог, что свидетельствует лишь о её технической безграмотности.
В частности, в статье «КП», посвященной трагедии группы Дятлова, спецкоры «КП» преподносят, по сути, фейковую загадку о фонарике следующим образом:
Цитирование
«Новые тайны перевала Дятлова: загадочные травмы туристов и забытый в снегу фонарик …
6. Фонарик
Одна из загадок - найденный 26 февраля на скате брошенной палатки фонарик. Студент-поисковик Борис Слобцов включил его, и фонарь зажегся. Это отражено в уголовном деле.

А самое главное: его батарейка на февральском морозе потеряла бы заряд максимум через трое-четверо суток, как нам сказали специалисты - производители батареек. Но, отмечают специалисты, были в те времена и дорогие спецбатарейки, доступные только военным. Такая батарейка могла сохранить заряд, пролежав на морозе с месяц.
В уголовном деле, увы, тип батарейки не указан. И остается только предполагать: возможно, фонарик забыл на скате какой-то человек, побывавший у палатки буквально за считаные сутки или даже часы до прихода поисковиков. А если фонарик забыл человек, побывавший там сразу после ЧП, то этот человек, выходит, военный, имевший спецбатарейку.
Можно строить самые невероятные домыслы насчет этих странностей. Но мы не беремся фантазировать и рассчитываем когда-то найти объяснение всем загадкам с помощью работников Свердловской прокуратуры».
(https://www.ural.kp.ru/daily/26959.3/4011942/)
«Рассказывая байки» про то, что отечественная промышленность в те времена выпускала холодостойкие батарейки лишь для военного предназначения, вбрасывается предположение о каком-то военном, забывшим свой фонарик на палатке незадолго до обнаружения её поисковиками. Это предположение самым неприглядным образом противоречит материалам УД, согласно которым фонарик, обнаруженный на палатке, принадлежал И. Дятлову, поэтому он никак не мог принадлежать вымышленному спецкорами «КП» военному.
Из свидетельских показаний Слобцова Б.Е.:
Цитирование
«на палатке на снегу лежал фонарь карманный, китайский, который, как установили впоследствии, принадлежал Дятлову.
Фонарик взял я первым и обнаружил, что он не был включен. Когда включил, зажегся».
Даже этот фрагмент статьи «КП» свидетельствует об тривиальном искажении спецкорами «КП» информации, фигурирующей в материалах УД.

Следует, конечно, уточнить, что авторы этой «фейковой загадки» ссылаются на каких-то оставленных ими в безвестности специалистов в области производства батареек, утверждавших, что «батарейка на февральском морозе потеряла бы заряд максимум через трое-четверо суток».
Не исключаю, что отсутствие конкретной информации в публикациях «КП» на тему Перевала Дятлова о личности того или иного «консультанта-специалиста», к услугам которого прибегают журналисты, с большой долей вероятности свидетельствуют, что этим консультантом может оказаться, назовем его так, «кремлевский бот», распространяющий фейковую информацию под видом своего «экспертного заключения». Пользуясь технической безграмотностью спецкоров «КП», по всей видимости, их просто ввели в заблуждение столь же технически безграмотные «специалисты», в чем можно будет легко убедиться. В любом случае, конечная ответственность за фейковую информацию, лежит на журналистах, как её распространителях в СМИ.

С тем же успехом, настаивая на том, что «батарейка», которая является химическим источником тока, за месяц пребывания фонарика Дятлова на морозе должна была разрядиться («потеряла бы заряд максимум через трое-четверо суток»), Н. Варсегова могла бы настаивать и на том, что мясо в морозильнике холодильника испортится быстрее, чем при комнатной температуре. И то, и другое утверждение в равной степени абсурдно.

Займемся восполнением пробелов в технической грамотности участников и читателей форума, чтобы они не велись на фейки невежд.
Дело в том, что сама по себе зависимость емкости гальванических элементов и батарей (химические источники тока) от температуры, не подразумевает безвозвратную потерю емкости при понижении температуры, поскольку с ростом температуры (до + 60°С) их емкость увеличивается.
Цитирование
«Изменение температуры сухих элементов и батарей почти не влияют на величину э.д.с. (электродвижущей силы) элемента. Электродвижущая сила элемента определяется химическими свойствами активных материалов — электролита и электродов и не зависит от их размеров. Только при температурах, близких к температуре замерзания электролита, э. д. с. элемента резко падает».
Однако замерзшие до такой степени элементы после их отогревания восстанавливаются, что, без сомнения, важно в нашем случае.

Безвозвратная же потеря емкости сухих элементов и батарей происходит в результате саморазряда, т.е. вследствие самопроизвольно протекающих внутри него химических процессов. А один из наиболее эффективных методов борьбы с саморазрядом сухих элементов и батарей, особенно, для обеспечения их длительной сохранности — это создание благоприятных для этого температурных условий хранения, соответствующих «температуре, желательно, ниже нуля»:
Цитирование
«Хранение элементов и батарей
Все сухие элементы и анодные батареи, независимо от их типа и назначения, следует хранить в сухом, прохладном месте и при температуре, желательно, ниже нуля, не допуская отсырения батарей». («Химические источники тока», А.П. Окатов, Госхимиздат, 1948)
Таким образом, температурные условия пребывания фонарика И. Дятлова на февральском морозе с 1 по 26 февраля 1959г (в выключенном состоянии) соответствовали наилучшим условиям хранения сухих элементов и батарей, которые (условия) как раз и снижали саморазряд батареек фонарика Дятлова, препятствуя безвозвратной потере их емкости («заряда»). Как видим, это полностью противоречит заверениям так называемых «специалистов в области производства батареек», которых спецкоры «КП» привлекли в качестве безымянных «экспертов».

Приведенным выше фактом: соответствия пониженной температуры хранения сухих элементов и батарей наилучшим условия для их длительной сохранности, дело не ограничивается, поскольку отечественная промышленность в те времена давно уже выпускала несколько типов сухих элементов и батарей, в частности и для карманных фонарей (общего применения), предназначенных для разных температурных условий их эксплуатации:
Цитирование
«Сухие элементы обозначаются символом С.
Особенностью сухих элементов является то, что электролит в них содержится в виде пасты. Это делает их удобными в эксплуатации, так как они всегда готовы к действию. Поэтому сухие элементы более широко применяются в практике, нежели остальные. Эти элементы применяются, главным образом, для обслуживания телеграфных и радиоустановок, для питания карманных фонарей и т. д.
Американская промышленность до войны не изготовляла хладостойких паст. В этом отношении в СССР большая работа была выполнена Г. Г. Морозовым и Н. С. Криволуцкой, которые еще до войны разработали хладостойкие пасты двух типов: X для работы элементов от —50 до + 40° и У для работы от —50 до + 60°». («Химические источники тока», А.П. Окатов, Госхимиздат, 1948)
Выпускаемые отечественной промышленностью не холодостойкие элементы отмечались буквой «Л», входящей в условное обозначение типа; холодостойкие – буквой «Х»; универсальные – буквой «У».

Цитирование
«Температурные интервалы работоспособности:
          Сухих элементов                                                       Сухих батарей
Летние                   от - 20 до + 60°;        «Л»        Летние                   от - 20 до + 60°;
Холодостойкие   от - 40 до +40°;         «Х»        Холодостойкие   от - 50до + 40°; 
Универсальные  от - 40 до + 60°;        «У»        Универсальные  от - 50 до + 60°»
(Справочник радиолюбителя. 1958г)
К началу 1959г отечественная промышленность выпускала для карманных фонарей, в частности, следующие холодостойкие и универсальные сухие элементы и батареи (общего применения):
1. Элементы D, имевшие торговую марку «Сатурн» и наименование 1,6-ФМЦ-у-3,2 (старое наименование 1-КС-у-3), со следующими характеристиками:
напряжение - 1, 6в; емкость - 3,2 ампер-час, при температуре от +20 до +25°С; продолжительность работы – 32 часа; гарантированная сохранность – 12 месяцев, сопротивление внешней цепи – 10 ом; вес – 105 гр.
Буква «У», входящая в условное обозначение этого типа батарейки, означала, что она предназначена для работы в диапазоне температур от – 40 до + 60°С.
Буква «Ф» - фонарная, «МЦ» - марганцево-цинковая, «К» - карманная, «С» - сухая.

2. Фонарные марганцево-цинковые батареи двух типов:
а) 3,7-ФМЦ-0,5 (старое наименование КБС-л-0,5) со следующими характеристиками:
напряжение – 3, 7в; емкость – 0,5 ампер-час, при температуре от +20 до +25°С; продолжительность работы – 2 часа; гарантированная сохранность – 6 месяцев; буква «л» соответствовала диапазону рабочих температур от - 20 до + 60°С.
«КБС» - карманная батарея сухая.       
б) 4,1-ФМЦ-0,7 (старое наименование КБС–х–0,7) со следующими характеристиками:
напряжение – 4, 1в; емкость – 0,7 ампер-час, при температуре от +20 до +25°С; продолжительность работы – 3 часа; гарантированная сохранность – 8 месяцев; буква «х» соответствовала диапазону рабочих температур от - 40 до + 40°С.
Источник: 1) Справочник радиолюбителя. 1958г. 2) Журнал «Радио», №9, 1958г.

Вполне очевидно, что для военных отечественная промышленность могла изготавливать холодостойкие сухие батареи специального предназначения с диапазоном рабочих температур от – 50 до + 40°С, и универсальные - от - 50 до + 60°С.
Таким образом, нижняя граница диапазона отрицательных температур отечественных сухих элементов для фонарей (общего применения), которые были доступны в продаже гражданам СССР, отличается от аналогичного параметра сухих батарей военного предназначения всего лишь на 10°С.

А учитывая, что в группе И. Дятлова трое её участников, включая И. Дятлова, были студентами старших курсов радиотехнического факультета УПИ, и все трое (И. Дятлов – 5 курс, З. Колмогорова - 5, Ю. Дорошенко – 4) были опытными туристами, неоднократно принимавшими участие в зимних походах, а сам И. Дятлов был радиолюбителем ещё с 5-го класса школы, можно не сомневаться в том, что китайский фонарик И. Дятлова был укомплектован специально для условий их зимнего похода 1959г отечественными холодостойкими или универсальными элементами или батареями: 1,6-ФМЦ-у-3,2 или 4,1-ФМЦ-0,7, предназначенными для температурных условий эксплуатации от – 40°С, со сроком хранения не менее 12 или 8 месяцев, соответственно.

Из приведенных выше технических характеристик отечественных сухих элементов и батарей для фонарей (общего применения), включая информацию о наилучшем способе их сохранности в условиях пониженных температур – «желательно ниже нуля», следует, что батарейки фонарика И. Дятлова, оставленного кем-то на палатке туристов, могли там пролежать ещё и дольше, сохранив все свои первоначальные параметры наилучшим образом в условиях февральских температур от - 40 до - 10°С. Когда же Слобцов Б.Е. включил фонарик И. Дятлова 26 февраля, он действительно должен был зажечься, что является вполне рядовым и очевидным фактом, ведь температура воздуха во время обнаружения палатки Дятлова и его фонарика была в пределах минус 10-20°С.

Не исключаю, что приведенная выше фейковая загадка о фонарике И. Дятлова, обязана своему появлению в СМИ «КП» не столько технической безграмотности спецкоров «КП» и их консультантов, сколько иным причинам.
Об этом можно будет судить по последующим публикациям «КП».
Признают ли они свою ошибку или будут и в дальнейшем морочить обывателям голову, впаривая им загадку фонарика И. Дятлова?

Надеюсь, эта информация будет полезна для читателей форума, пресекая в дальнейшем муссирование фейка о батарейке фонарика И. Дятлова как на форуме, так и в СМИ.
« Последнее редактирование: 29.04.19 18:06 »
Детально проработанная версия убийства туристов - http://mystery12home.ru/t-ub-gr-dyatlova


Поблагодарили за сообщение: ANT74 | Вита

За активное участие в жизни форума 

Григорий Комаров


  • Сообщений: 2 579
  • Благодарностей: 788

  • Расположение: новосибирск

  • Был 18.05.19 05:34

Надеюсь, эта информация будет полезна для читателей форума, пресекая в дальнейшем муссирование фейка о батарейке фонарика И. Дятлова
Да, спасибо. Как  автолюбитель-автолюбителя: вы машину после хотя бы недельных морозов не  пытались заводить?
Алекс К, сообщение ваше прочитано и принято к сведению. Правда, остался невыясненным вопрос: а что в данном случае является фейком? Утверждение Слобцова, Н.Варсеговой, или все-таки ваше?
И насчет технической безграмотности вы как-то полегче...

Вита


  • Сообщений: 185
  • Благодарностей: 73

  • Расположение: ЮФО

  • Был вчера в 09:24

На морозе снижается не емкость АКБ, раз уж о ней зашел разговор, а её способность быстро отдавать энергию, вследствие замедления химических реакций. Опытные автолюбители знают, что если автомобильный аккумулятор прогреть, включив на некоторое время потребители (например, фары), то машина заводится лучше, хотя заряд при этом вроде бы уменьшается.
Хотя сравнивать батарейки для фонарика со свинцово-кислотными АКБ не вполне корректно, но тем не менее и в батарейках происходит то же самое: при понижении температуры замедляются химические реакции, из-за чего уменьшается их саморазряд.


Поблагодарили за сообщение: Алекс К

Алекс К

  • Автор темы

  • Сообщений: 835
  • Благодарностей: 267

  • Был сегодня в 18:17

Цитата: Алекс К - 29.04.19 18:01
Надеюсь, эта информация будет полезна для читателей форума, пресекая в дальнейшем муссирование фейка о батарейке фонарика И. Дятлова

Да, спасибо. Как  автолюбитель-автолюбителя: вы машину после хотя бы недельных морозов не  пытались заводить?
Алекс К, сообщение ваше прочитано и принято к сведению.
О Великий Податель Благодати, ничтожный раб Ваш, Алекс, безмерно рад тому, что Вы уделили Свое драгоценное внимание моим почеркушкам на стенах этого достойного Вашего присутствия форума. Выражаясь казенным языком - "прочитано и принято к сведению".

Правда, остался невыясненным вопрос: а
что в данном случае является фейком?
Утверждение Слобцова, Н.Варсеговой, или все-таки ваше?
И насчет технической безграмотности вы как-то полегче...
Фейком в данном случае является утверждение Натальи Варсеговой, включая Вашу неуклюжую попытку блеснуть своей технической безграмотностью, упоминанием автомобильного аккумулятора.
Сравнили … с пальцем, как говорят в таких случаях.

Слобцов констатировал лишь то, что фонарик зажегся, не акцентируя внимание на том – какова была яркость свечения фонарика.

Судя по тому, что Вы умудрились невнимательно прочесть или просто не понять информацию технического характера, источником которой является специализированная литература, и игнорировать её достоверность, то не ошибусь, если сделаю предположение о Вашем гуманитарном (как максимум) образовании.

Одно дело, проецировать свои обывательские познания об автомобильных аккумуляторах на батарейки фонариков, не обладая специальной технической информацией, что характерно для любого обывателя.
И совсем другое дело, умудриться полностью игнорировать конкретную техническую информацию о температурных условиях работы и хранения батареек, полностью противопоставляя этому свои обывательские познания в автомобильных аккумуляторов.
Вот это и изобличает не столько Вашу техническую безграмотность, сколько Ваше махровое невежество, ставящее свои обывательские познания, далекие от конкретики данного вопроса, выше технической информации…

Григорий Комаров, можете и сами убедиться в своем невежестве, проведя дома незатейливый эксперимент с фонариком старого образца, китайского производства, укомплектовав его двумя элементами D (2 шт). Возьмите пару дешёвых батареек - элементов D. Фонарик с батарейками для чистоты эксперимента следует поместить в герметичный полиэтиленовый мешок, позаботившись о его герметичности.
Надеюсь, холодильник на Вашей кухне присутствует.

Фонарик в мешке разместите в морозильнике. (-10-20грС) Можете термометр использовать.
1. Через день – другой, не вынимая из мешка фонарик, включите его, вынув из холодильника, и сможете убедиться в том, что фонарик подаст признаки жизни. Правда, его свечение будет не таким ярким как при комнатной температуре.
Вот именно об этом и упоминал Слобцов

2. Оставьте мешочек с фонариком в морозильнике на месяц или даже на несколько месяцев, как терпения хватит. Можете хоть каждый месяц периодически вынимать мешочек с фонариком, проверяя его - см. п. 1.

Так что я писал о технической безграмотности Натальи Варсеговой как спецкора «КП», а в Вашем случае речь идет уже об удивительном невежестве человека, ставящего свои обывательские познания выше технических информации, преподнесенной ему на блюдечке с голубой каёмочкой в этой теме.
И вы ещё умудряетесь писать, что приняли эту информацию к сведению, ну курам на смех.
Детально проработанная версия убийства туристов - http://mystery12home.ru/t-ub-gr-dyatlova