Самайн - дни безвременья, когда на тебя смотрит бездна
В последнее десятилетие в нашей стране возрос интерес к культуре кельтов. Уже с начала 90-ых годов стали появляться музыкальные коллективы, исполняющие кельтскую музыку. Затем, в конце 90-х возникли первые танцевальные школы, в которых начали преподавать ирландские и шотландские танцы. При МГУ появились факультативы, на которых кельтологи изучали валлийский, бретонский и ирландский языки, историю кельтов и многое другое. А в сфере развлечений на новую моду отреагировали по-своему: по случаю кельтских праздников дважды в год стали устраивать концертные мероприятия.
- Начнем с происхождения названия «Самайн». Какова этимология названия этого праздника?
- Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» - "собрание", "сход". Поскольку в ирландском языке буква "m" в межвокальном положении читается как звук "v", а гласная "i" смягчает следующую за ней "n", слово «Samhain» произносится как «савань» или в современном прочтении, «саунь». Исторически же так сложилось, что в России этот праздник стали называть "Самайн".
- Какова точная дата наступления этого праздника?
- Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.
- Некоторые называют Самайн «кельтским Новым годом». Насколько это корректно?
- У многих кельтских народов 1 ноября – действительно начало нового года, но не у всех. Например, у древних ирландцев новый год начинался в Бельтайн, то есть 1 мая. Тем не менее Самайн сложно считать просто новогодним праздником перехода к зиме, это типичный календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона. Представляя собой один из четырех главных календарных праздников кельтов, Самайн знаменует начало зимней, темной половины года. Таким образом, Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Иной Мир, также известный как Сид. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. В этот промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, истончается граница между мирами. Древние легенды гласят о том, что в ночь Самайна раскрываются холмы, на свободу вырываются силы хаоса, и тогда в мир людей проникают бессмертные.
Именно в это время по преданиям происходят значимые события - достаточно вспомнить древнеирландский эпос. Так, в саге "Разговор Старейшин" рассказывается, как в Тару приходит Финн и вступает в схватку со злобным Айленом, который являлся каждый Самайн из Сида и сжигал королевскую крепость своим дыханием. Финн вызвался на бой с Айленом и победил его.
Те случаи ритуального умерщвления короля, которые известны нам по ирландским сагам, происходили обычно в Самайн. Такова смерть короля Конайре, описанная в саге "Разрушение Дома Да Дерга".
В дни Самайна происходят основные мифологические сражения. Битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану (Сиды) сражались с Фоморами (злыми демонами), приходится на Самайн. В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои, например, один из ключевых персонажей ирландской мифологии - Кухулин.
- Мы говорили о том, что Самайн связан с окончанием пастбищного сезона, а какой смысл вкладывали в этот праздник древние кельты?
- Общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте - на пиру у вождя или короля, а также к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм. Ритуальная сторона праздника более сложная и ее концепция до конца не выяснена. Тем не менее, можно считать, что ритуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года. Первоначальная суть Самайна - в общении людей с сидами и другими существами из Иного Мира.
- Существует такая точка зрения, что сиды – это существа в мифологии, которых позднее стали называть эльфами. Это так?
- Однозначного ответа на этот вопрос нет, но это весьма распространенная версия, поддерживаемая многими мифологами.
- Каким божествам поклонялись древние кельты в Самайн? Кому посвящен этот праздник?
- О том, кому именно поклонялись и приносились жертвы в эти дни, существует несколько версий. Согласно одной из них Самайн был посвящен "союзу бога племени (в Ирландии - Дагда) с богиней верховной власти Морриган". По другой версии жертвы приносились идолу Кромм Круаху – золотому идолу, согласно легенде стоявшему на равнине Маг Слехт в окружении еще 12 каменных "истуканов". Святой Патрик расколол этого идола молотом. Имя Кромм Круаха означает "Склонившийся с Холма", и вероятно, это имя он получил уже после того, как был сокрушен святым Патриком.
- Какие ритуалы проводились в Самайн?
- Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, - это, конечно, разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т. е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.
Добывание нового огня производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Наиболее распространенным и древним видом ритуального огня является, конечно, костер. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений - один из самых живучих обрядов.
В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетландских и Оркнейских островах - кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование - вера в продуцирующую силу огня, магия воспроизводства. Подобные обряды широко зафиксированы в плодородных ритуалах - возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.
Кроме того, друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды. На стенах домов и на частокол вокруг крепости насаживали и вывешивали человеческие головы и черепа, которые должны были не испугать случайного путника, а отпугнуть нечисть. Видимо, такое убеждение происходит от веры кельтов в то, что жизненная сила и дух человека заключены в его голове. Этот обычай был зафиксирован еще в 16 веке.
К Самайну непременно тщательно убирали дом, чистили очаг. Для умерших оставляли еду и питье. Самайн - срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.
- Что подразумевается под «пиром Самайна»?
- Это было совместное принятие пищи и напитков, имеющее огромное значение. Королевский пир Самайна - своеобразная защита от сил тьмы, тот, кто присутствует в ночь на пире, не подвластен злу.
В одной из рукописей приводится такое описание королевского пира: большое общество садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле. Свинина особенно любима кельтами, как жаренная и вареная, так и солонина. В изобилии присутствовала рыба - печеная, вареная и соленая. В текстах упоминается один из способов приготовления рыбы - варить в соленой воде с уксусом и тмином - простота рецепта, свойственная древним традициям. Кости, оставшиеся от трапезы приносились в жертву - через огонь или зарывались в земле. Кроме того на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.
В Галлии большое распространение получило вино. В других кельтских странах пальма первенства принадлежала пиву, а в более древние времена готовили медовуху ( mid ) - напиток на основе забродившего меда.
Пышность и изобилие пиршества обусловлены и тем, что после Самайна наступает период сезонного ограничения в еде, связанный с необходимостью экономить запасы.
- Принято считать, что Самайн – предшественник Хэллоуина. Как это исторически сложилось?
- Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых ( All Hallows' Day ), который отмечается 1-го ноября. Что касается Хэллоуина , то Halloween - вечер накануне Дня Всех Святых ( «All Hallow e'en» ), и он церковным праздником не является. Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.
В более поздние времена, когда в сознании людей сиды и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками. А уж если им приходилось оказаться ночью вне надежных стен, то они всеми силами старались избегать кладбищ. В ночь Самайна не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хэллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла.
Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку были привезены из Америки.
Остался и обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками. Прыгали через огонь, чтобы быть здоровым, для защиты от сглаза.
Дети, наряжаясь ряжеными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться - дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги. Естественное стремление узнать будущее ввело в обычай гадание, которое, вероятно, заменило друидистические пророчества и предсказания сидов.
Добавлено позже:https://m.vk.com/wall-96310420_38272