Убивали с просветленным сознанием в спокойном состоянии духа…
…или поговорим о сакральной игре…В ходе недавней дискуссии в теме была высказана мысль о том, что характер травм у дятловцев, несмотря на всю их тяжесть, как-то не очень соответствует убийству в состоянии аффекта, в состоянии ослепляющей ненависти, а наводит на мысль о некоторой череде осмысленных и целесообразных действий. В этой связи совершенно закономерно возникает вопрос: Что это и возможно ли такое? … И с чем это корреспондируется?
Позволю себе предложить уважаемым мною участникам обсуждения несколько небольших эссе на эту тему, связанных с философией и теорией культуры. Смею надеяться, что это может оказаться интересным и для понимания, и для обсуждения в контексте и рамках темы…
Первый вариант, который целесообразно рассмотреть, это теория культуросозидающей игры Йохана Хёйзинга и его «HOMO LUDENS» и ее практическая проекция на трактовку событий на Перевале. Почему именно этот философ и культуролог? Кроме безусловно очень современного и убедительного понимания игры и культуры, религии и ритуала, сама личность Й.Хёйзинга и его позиция вызывает огромное уважение… За всю долгую историю философии, на взгляд автора этого эссе, было три философа, которых проще оказалось убить, чем опровергнуть их доводы в открытой дискуссии. Это Сократ, Иероним Пражский и Йохан Хёйзинга.
В 1938 году Хёйзинга, нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского и Лейденского университетов, высказал идею, что немецкий нацизм – это своего рода культурная игра, что привело, после оккупации Нидерландов, к его отстранению от преподавания, заключению в 1942 году в концлагерь и смерти. Так что теория игры и ее роли в культуре не так проста, смешна и безобидна, как кажется на первый взгляд. Ее создателю она стоила жизни…
Данное эссе не ставит своей целью ознакомить заинтересованного читателя с самим философским произведением «HOMO LUDENS». Он это может легко сделать сам, пройдя по ссылке к тексту первоисточника
https://libking.ru/books/sci-/sci-culture/319730-yohan-heyzinga-homo-ludens.html#bookЗадача состоит в том, чтобы понять, что такое сакральная игра и какое отношение она имеет к Трагедии на перевале Дятлова.
Начнем с отдельный высказываний и цитат Й.Хёйзинга чтобы погрузиться в контекст его рассуждений,ибо кто ж введет в него лучше, чем сам автор)):
«…человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра.»
«
Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никакого сколько-нибудь существенного признака в понятие игры вообще.»
«
Игра — это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит.»
« Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта
целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самое сущность игры.»
«
Существование игры не связано ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения... Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя.»
«Всякая игра способна во все времена полностью захватывать тех, кто в ней принимает участие. …И
гра оборачивается серьезностью и серьезность — игрою. Игра способна восходить к высотам прекрасного и священного, оставляя серьезность далеко позади. Мы вернемся к этим трудным вопросам, как только пристальнее вглядимся в соотношение игры и священнодействия.»
Исходя из изложенного выше, можно подвести некоторый промежуточный итог относительно идей Й.Хёйзинга. По сути, всё то, что лежит за границами обычной бытийной реальности, необходимой для поддержания жизни, что не материально по своей сущности, но , при этом, тотально влияет на мышление, является всеобъемлющим и серьезным, и есть игра:
1.Человеческая культура – возникает и разворачивается в игре и сама является игрой
2. Игра старше культуры и цивилизации, и не культура порождает игру, а игра культуру
3. Игра – это смысл, нечто выходящее за пределы непосредственного стремления для поддержания жизни
4.Игра в своей сути не материальна, это ее сущность
5.По отношению к культуре игра носит всеобщий характер, представляя собой нечто несущее смысл парадигмы
6. Игра очень серьезна и может полностью захватывать тех, кто ею занят.
Что, по мнению уважаемого ученого, относится к игре в человеческом сообществе и культуре? Таких феноменов много, можно сказать, что очень много: спорт, суд и судопроизводство, политика, деятельность политических партий, ратное дело, армия, война, спор, искусство, религия (архаичная и не только), бизнес, уголовный мир с его, извините, этикой и эстетикой и еще многое, многое другое… что имеет прибавочную компоненту в виде того, в чем нет непосредственной необходимости для обеспечения обыденной жизни: честь, праздник, сакральный мир и т.д.
Естественно, игровое действие не совершается хаотично, оно требует особых правил и особого пространства. Но об этом чуть позже…
Частным случаем различного вида культурных игр является сакральная игра. Характеризуя ее Й.Хёйзинга пишет: «
Священное представление — это больше, нежели мнимое претворение, больше, чем символическое претворение, это — мистическое претворение. В таком представлении нечто незримое и невыразимое обретает прекрасную, значимую, священную форму. Участвующие в культовом действе убеждены, что оно претворяет в жизнь некое благо, и при этом высший порядок вещей действенно вторгается в их обычное существование. Тем не менее это претворение через устраиваемое ими представление продолжает во всех отношениях сохранять формальные признаки игры. Оно разыгрывается, ставится в пределах реально выделенного игрового пространства, как подлинный праздник, то есть радостно и свободно. Ради него выделяют собственный, временно существующий мир.
При этом с концом игры действие это вовсе не прекращается, но продолжает озарять обыденный внешний мир, — укрепляя надежность, порядок, благополучие тех, кто участвовал в празднестве, вплоть до той поры, когда священные дни приблизятся снова.»;
«С
вященнодействие — это дроменон, то есть свершаемое. Представляемое зрителю — (драма), то есть действие, неважно, происходит ли оно в форме показа или же состязания[26]. Такое действие представляет собою некое космическое событие, однако не только в виде его репрезентации, но и как отождествление с ним. Оно вторит событию.
Культовый обряд позволяет вызвать эффект, образно представленный в действии. Его функция — не простое подражание, но способ стать частью, участие в действии[27]. Это — "helping the action out"[28] ["вызволение действия"].»;
«…
обряд жертвоприношения, известный по Ведам[30], целиком покоится на идее, что культовое действие, будь то жертва, состязание или представление, понуждает богов дать ему совершиться, если только некое желаемое космическое событие представить, передать, вообразить в ритуале.»;
«Культ — дело самой высокой и самой священной серьезности. Оно во всех отношениях есть игра по своей форме, но и по своей сущности оно является ею, коль скоро оно всех, кто в нем участвует, переносит в иной мир, отличный от обыкновенного.»;
«В
озьмем, наконец, культ. Раннее общество совершает свои священнодействия, которые служат ему залогом благополучия мира, свои освящения, свои жертвоприношения, свои мистерии — в ходе чистой игры в самом прямом смысле этого слова.»
То есть, исходя из размышлений Й.Хёйзинга, свершающийся религиозный обряд, будь то жертвоприношение или иное сакральное действие – это претворение блага, восстановление и утверждение гармонии вселенной ее участниками, это договор, который понуждает богов дать искомое и, потому, это радостный свободный праздник…. Как вы понимаете, жертва как правило, в этом празднике жизни принимает исключительно пассивное участие. Соответственно, в настроении субъектов такого религиозного события нет места аффектам и другим спонтанным действиям, которые могут разрушить договор с богами или придать ущербность гармонии создаваемой ими вселенной. Это убийство, а если имеет место жертвоприношение, то это в любом случае убийство, то совершается оно с просветленным сознанием в спокойном состоянии духа.
Пролитая кровь обретет смысл,
Возвратится весна, призванная жертвой,
И пустые глазницы черепа будут свидетельствовать,
Что заключенный договор исполнен…
Продолжение следует))