Сочинят песню про, условно говоря, "зырянскую лодку", и в таком виде передадут информацию внукам-правнукам. Я лично так вижу. Вот было бы интересно исследовать фольклорные сюжеты тамошних манси,появившиеся в середине прошлого века. Если такие есть,конечно.
Идея очень интересная! Спасибо за подсказку!
Добавлено позже:Продолжение)))Убивали с просветленным сознанием в спокойном состоянии духи…
…или поговорим о сакральной игре…
Основные признаки игры (в том числе сакральной, проводимой в рамках ритуала), попробуем сопоставить ( по Й.Хёйзинга «HOMO LUDENS»):1.
Избыточность игрыДля сакрального игрового действия (собственно не только сакрально, но любого игрового вообще) характерен элемент избыточности, то есть присутствие элементов заведомо лишних, дублирующих основные по нескольку раз, умножающих субстанцию, «сакральное тело» ритуала. То, что можно сделать просто, делается сложно, чтобы преумножить игрально-смысловую компоненту, сделать ее богаче. Это повторение действий, повторение событий, многократное повторение. Чрезмерность действия.
2.
Свободность действий субъекта ( к объекту, как Вы понимаете, это не относится)
Игровой процесс сакральной игры предполагает принятие решения, свободу воли в его принятии. Выбор вариантов, отсутствие жесткого детерминизма. Свободное творчество, но на заданную тему.
3.
Наличия инобытия.
Ощущение присутствия участниками процесса иной реальности, иного порядка действий, отличного от обыденного мира. Иной мир со своей собственной логикой, своими собственными правила, своей парадигмой мышления. Срок существования этого мира совпадает со сроком существования сакральной игры.
4.
Прерывание обыденного процесса.
На момент осуществления игровой ситуации обыденный мир просто перестает существовать. Он не отрицается совсем, он просто перестает играть сколько-нибудь значимую роль. Отодвигается на второй план со своей логикой, необходимостью.
5.
Обособленность или замкнутость местом.
Для осуществления игровой ситуации в рамках конкретно игры, нужно особое место, пространственная модуляция которого совпадает с логикой игровой ситуации. Игра не может быть осуществлена в любом месте, а только в конкретном или имеющим конкретные признаки или характеристики. «Всякая игра протекает в заранее обозначенном игровом пространстве, материальном или мыслимом, преднамеренном или само собой разумеющемся. Подобно тому, как формально отсутствует какое бы то ни было различие между игрой и священнодействием, то есть сакральное действие протекает в тех же формах, что и игра, так и освященное место формально неотличимо, от игрового пространства. Арена, игральный стол, магический круг, храм, сцена, киноэкран, судебное присутствие — все они, по форме и функции, суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освященные территории, где имеют силу свои особые правила. Это временные миры внутри мира обычного, предназначенные для выполнения некоего замкнутого в себе действия.» ( Й.Хёйзинга)
6.
Временные ограничения.
Срок действия игровой ситуации не бесконечен, он имеет конкретные ограничения исходя из самой концепции данной игры, ее общей логики, ее содержания и сути и не может быть продлен произвольно на неопределенный срок.
7.
Повторяемость.
«Игра сразу же закрепляется как культурная форма. Однажды сыгранная, она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность, передается от одних к другим и может быть повторена в любое время: тотчас … либо после длительного перерыва. Эта повторяемость — одно из существеннейших свойств игры. Оно распространяется не только на всю игру в целом, но и на ее внутреннее строение. Почти все высокоразвитые игровые формы содержат элементы повтора, рефрена, чередования как нечто само собой разумеющееся.» ( Й.Хёйзинга)
А) Сама игра повторяется как событие
Б) Внутри игры обязательно есть повторяющиеся события
8.
Особый порядок«Внутри игрового пространства господствует присущий только ему совершенный порядок. И вот сразу же — новое, еще более положительное свойство игры: она устанавливает порядок, она сама есть порядок. В этом несовершенном мире, в этой сумятице жизни она воплощает временное, ограниченное совершенство. Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности. Эта глубоко внутренняя связь с идеей порядка и есть причина того, почему игра, как мы вскользь уже отметили выше, судя по всему, в столь значительной мере лежит в области эстетического. Игра, говорили мы, склонна быть красивой. Этот эстетический фактор, быть может, есть не что иное, как навязчивое стремление к созданию упорядоченной формы, которое пронизывает игру во всех ее проявлениях.» ( Й.Хёйзинга)
9
.Напряженность игровой ситуации.
Игра – это действие. Процессуальность. Она не терпит простоя, может присутствовать только изменение общей темпоральной линии.
10.
Наличие общества или коллектива.
Любая игровая ситуация предполагает играющих, тех, кто образует группу (коллектив, общество). Со своими законами, тайными связями, условными знаками. «Именно outlaws[21], революционеры, члены тайного клуба, еретики необычайно тяготеют к созданию групп и вместе с тем почти всегда с ярко выраженными чертами игрового характера.» ( Й.Хёйзинга). Самым главным преступлением в этой группе, будет нарушение правил самой группы, то есть игровой ситуации в контексте которой она существует. «Игровое сообщество обладает, вообще говоря, склонностью сохранять свой постоянный состав и после того, как игра уже кончилась… И все же присущее участникам игры чувство, что они совместно пребывают в некоем исключительном положении, совместно делают одно важное дело, обособляясь от прочих и порывая с общими для всех нормами, простирает свои чары далеко за пределы продолжительности отдельной игры. Клуб приличествует игре, как голове — шляпа. При этом, однако, не многого стоила бы поспешная попытка все, что этнология называет фратриями, возрастными классами или мужскими союзами[22], истолковывать как игровые сообщества. И все же нам постоянно предстоит убеждаться, насколько сложно начисто отделить от игровой сферы длительно сохраняющиеся общественные союзы, прежде всего те, что встречаются в архаических культурах, с их обычаем ставить себе чрезвычайно значительные, величественные и даже священные цели.» ( Й.Хёйзинга)
11.
Правила игры.
Они не соответствуют правилам обыденного мира. Тот, кто в обыденном мире был в тени, в контексте игровой ситуации вполне может оказаться на ведущих ролях. Правила определяют поступки и действия членов игрового сообщества.
12.
Таинственност игры.
Необычность, мистичность, смена образов, одежд, перевоплощений. Всё это приличествует игровой ситуации. Таинственность сакральной игры поддерживается образами окружающей обстановки, артефактами, одеждой участников события. Переодевание воспринимается как перевоплощение.
Это основное… А теперь один вопрос к участникам обсуждения: Вы не находите ничего общего с картиной на Перевале Дятлова? Нет???13.
ЭстетикаА еще игра, в том числе сакральная, склонна быть красивой. Сопровождаться правильными внешними формами, обладать выразительностью, символичностью, образностью...