Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр. - Непознанное - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр.  (Прочитано 144490 раз)

0 пользователей и 14 гостей просматривают эту тему.

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

"Прежде всего, носители традиции верят, что лес не просто территория, по­росшая деревьями, но стихия одушев­ленная..."

Среди русских Карелии, так же как и среди карел и вепсов, считается, что лешие живут в лесу семьями. Каждая семья обитает на своей территории, ес­тественными границами которой явля­ются имеющиеся водные системы и об­ширные болота. Лешие на своей терри­тории — полновластные хозяева дере­вьев, животных и птиц. Однако расте­ния нижнего яруса леса, а также боль­шинство ягод и грибов, по народным представлениям, находятся во владении «Царя земного» и многочисленных ду­хов — «хозяев земли». Пожилые жите­ли все еще верят, что каждый остров в озере, любая поляна и любой участок земли в лесу или в деревне имеет своего «хозяина». Поэтому, входя в лес для сбора ягод или грибов, люди обращаются не к одному, а сразу к двум пред­ставителям стихий: «Лес отец, Земля мать, дозвольте ягод нам набрать» (Пудожье, Заонежье, Каргополье).

Нынче, как и в старину, признают, что лешие не распоряжаются водоплавающими птицами, хотя редко кто по­мнит, что некогда колдуны для обеспе­чения удачной охоты на гусей или уток заклинали духов именно водной стихии. Что касается болот, то на них, по совре­менным представлениям, лешие тоже далеко не всегда являются полновластными хозяевами. Например, на Водлозере верят, что человека, проваливше­гося на болоте, затягивают в топь «ки­киморы». Именно им обещают «поста­вить пирог» в обмен за то, что человек выберется из топи и вернется домой. На территорию же, занятую людскими по­стройками и жилыми домами, огорода­ми и полями, огороженную общей де­ревенской изгородью, как считается, лешие проникают (всегда на закате солн­ца или уже в сумерках) лишь в качестве предвестников смерти кого-нибудь из жителей деревни. На лугах и полях к владениям леших поверья русских Ка­релии относят те участки, на которых упорно растет «заячья капуста».

Общим и очень часто употребляе­мым элементом магической практики
русских (а также карел и вепсов) оста­ется обращение к лешим через печную трубу с просьбами развести супругов или же, наоборот, свести бывших су­пругов вместе, присушить мужчину к женщине и т.д. Заклинания выкрикива­ют в трубу с наступлением полуночи. Чем ближе к поселению подступает лес, тем более мощным считается воздей­ствие леших на человеческие судьбы. Однако если лесное пространство между объектами магического воздействия рассекается ручьями или реками, то сила такого воздействия якобы сильно осла­бевает.

В Карелии верят в то, что лешие могут овдоветь, страдать от отсутствия супруга; в сво­ем натуральном обличье лешие не яв­ляются людям, чтобы те от страха не лишились разума. Зайцем же или мед­ведем лешие людям видятся довольно часто. В этих зверей они будто бы оборачиваются запросто, например уча­ствуя в выпасе крестьянского скота со­гласно договору с пастухом. Заяц, пе­ребежавший дорогу путника, — это вер­ная примета того, что леший затуманит людям разум, заставит кружить по лес­ным тропинкам и дорожкам. Лешего же в образе человека, по поверьям Помо­рья, Выгореции и Пудожья, обычно со­провождает маленькая черная собачка. Лай ее считается предвестьем того, что человек вот-вот собьется с дороги. В Заонежье, похоже, поверий о черной собаке лешего никогда не существова­ло.

Согласно как старинным, так и со­временным поверьям русских Карелии, лешие стараются не ходить в лесу по дорогам и тропинкам, проложенным людьми. Они имеют свои дороги, кото­рые выглядят как тропы диких живот­ных. Считается, что животное или че­ловек, ступив на такую тропу, теряют ориентацию в пространстве. Называет­ся это «попасть на леший след». Живот­ные в таких случаях теряются, люди же через какое-то время понимают, что заблудились, а потому совершают не­сложный ритуал, известный в Карелии всем и каждому: вся одежда снимается, вытряхивается, выворачивается наи­знанку, затем в обратном порядке на­девается на себя. После такой маскиров­ки леший уже не видит человека и не в силах удерживать его в своих владени­ях.

Представления о «лесных старцах» (аналог карельского «heine» — черт с
колокольчиком) тоже продолжают бы­товать среди русских Карелии. Счита­ется, что старцы, заманив в лес детей звуком колокольчика, заботятся о них, кормят, согревают ночами и защищают от комаров. Продолжается это до тех пор, пока знахари не бросят на росста­нях кресты из щепок. У карел и вепсов ритуал тот же, но кресты они делают из ольховых веток, а бросают их на рос­станях не позднее трех суток с момента пропажи ребенка.
...

Источник: К. К. Логинов Лес и «лесная сила» в современных представлениях русских Карелии.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин | Лариса1 | Tutsy | San4es | Katinas | Инна368 | Olia

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Есть народные обряды, посвященные лешему, есть человеческие заблуждения, есть сказки, мифы. А есть ли живое существо, которому все это посвящено? Считаю, что каждый, пишущий в теме байки, должен прежде всего ответить для себя именно на жтот вопрос. Тему вообще изначально можно было сделать в виде голосования "ваше отношение к лешим: 1) красивые сказки, 2) некое природное явление, 3) СЧ, 4) суеверия, 5) маньяки разбойники, 6) живые существа), 7) религиозные представления, 8) память о неком народе, 9) одичавшие люди, 10) закон природы, о котором мы не знаемю 11) инопланетяне, 12) и т.д.."

Добавлено позже:
Мансийские былички
« Последнее редактирование: 25.02.19 09:37 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Есть такая книга - Русский демонологический словарь, там про всё про это.

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Есть такая книга - Русский демонологический словарь, там про всё про это.
У меня эта книга давно есть. Таких изданий - не одно, кто во что горазд. Книги из серии "слышу звон не знаю где он". Откопали из интернета выборочно, про суть явлений и взаимосвязь мифологических существ - ничего.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Rubl


  • Сообщений: 5 409
  • Благодарностей: 4 875

  • Расположение: Сибирь-матушка

  • Был 10.05.20 14:21

Я бы начал с того, что человеку свойственно "очеловечивать" то, о чем у него нет информации. Например раньше, не зная что такое гром и молния, люди считали что их швыряет с неба какой-нибудь бог Перун и рисовали его в человеческом обличье. То же самое с Лешим: мы не знаем что это за явления, но большинство представляет его с руками и ногами.
Хотя я полностью согласен с тем, что лес одушевленный, и если в нем живет Леший, то он явно умнее лосей и медведей. А может и умнее человека, раз не показывается ему на глаза.
Про Лешего много могу рассказать. Но чуть позже.
― А я не буду ему ответ писать. Я ему ответ нарисую! (с) Шарик

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Оффтоп (текст не по теме)
Нет, ну надо всё таки добавить голосование, надо!
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За связи и общественный авторитет 

Tutsy


  • Сообщений: 11 572
  • Благодарностей: 8 012

  • Расположение: Центр Европы (пошалила)

  • Была 26.05.24 07:47

С детства люблю всяческих лешиков. И бабушку Ягу.
человеку свойственно "очеловечивать" то, о чем у него нет информации.
Объяснять явления на уровне развития своего мироощущения
« Последнее редактирование: 25.02.19 20:21 »
Успокойся ляг обними себя и береги нервы


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

 Создавая эту тему, я хотела бы, чтобы она заполнялась аутентичным контентом , непосредственно от информаторов, с использованием серьезных источников . Однако, если кто-то из форумчан сам непосредственно в лесу или еще где-то  сталкивался с необъяснимыми явлениями традиционно понимаемыми, как встреча с нечистой силой, было бы тоже интересно. Что касается различных изданий типа "демонологии", то уж лучше тогда обратиться к средневековому "Бестиарию" :)

Добавлено позже:
Оффтоп (текст не по теме)
Нет, ну надо всё таки добавить голосование, надо!
Со временем, если тема будет востребована и интересна читателям, то непременно!

Добавлено позже:
Sergei_VL, я была бы рада, если бы Вы тоже поделились какими-то своими находками, по этой тематике, Впрочем, Вы кажется, уже начали  :) *THUMBS UP*
« Последнее редактирование: 25.02.19 22:30 »
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Rubl


  • Сообщений: 5 409
  • Благодарностей: 4 875

  • Расположение: Сибирь-матушка

  • Был 10.05.20 14:21

Я скажу так.
Когда вы находитесь в лесу, тишины там не бывает. Точно так же как в городе: пока ездят машины, днем создается звуковой фон. Мы не обращаем на него внимания, но прекрасно видим разницу ночью, когда за окном тишина. Точно так же присутствует небольшой звуковой фон в лесу: копошатся мыши, шумит листва, перекликаются птицы, потрескивают ветки. На это тоже не обращается внимание: просто звуковой фон, который ухо и мозг воспринимают как нормальный. НО! Встречал моменты, когда все затихает: и шум листвы, и потрескивание веток, птицы умолкают... Наступает полная тишина, как в могиле. И от этого становится жутковато. Причем ты не сразу понимаешь, что наступила тишина: я так думаю, звуки прекращаются и мозг начинает понимать что что-то не так, но заострить внимание именно на отсутствие звукового фона (на который он и так не обращал внимания) он может не сразу. И если наступает такая тишина и появляется тревога, не дай Бог в лесу кто-то зарычит или рявкнет. Сердце в пятки уходит.
Почему наступает такая тишина я не знаю. Длится она недолго, меньше минуты. Но считается, что в это время рядом Леший.
― А я не буду ему ответ писать. Я ему ответ нарисую! (с) Шарик


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL | Дмитриевская | Солдат Василий | Дмитрий Карягин | Натан | Elena-Isachenkova | Ночь в тоскливом октябре

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Sergei_VL, я была бы рада, если бы Вы тоже поделились какими-то своими находками, по этой тематике, Впрочем, Вы кажется, уже начали  :) *THUMBS UP*
Я не отношу себя к "Криптозоологам", в диких эндемичных местах практически никогда не был, но мечтаю как-нибудь поехать на какую нибудь базу (есть контакты, например в Башкирии). Там возможно в лесах (горах) проявление лешего должно быть ощутимо.
Если когда-то блудил по лесу, это к "воздействию лешего" не отношу, т.к. считаю, что в принципе ориентируюсь довольно плохо.
И всё же был один случай, который я для себя отнес к явлению "леший". Уверенности нет, возможно я ошибаюсь.

В 90е местность возле наших дач была более дикой, садоводчеств несколько штук, но вокуруг места были относительно незаселенные. В то же время, больше народу ходило в лес, а у нас, молодёжи, вообще там все вечера проходили - недалеко от дач жгли костры. Было одно такое место, где у костровища брёвна положили и даже столик импровизированный слелали - разливать и нарезать. Из недели дней 5 мы туда ходить стали с друзьями. Место это было метрах примерно в 200 от забора и калитки в лес. Дальше тропинка, заросшая мелкими деревцами, а дальше сосновый лес, потом тропинки свернуть и выходишь к костровищу. Если жгут - сразу видно - как сворачиашь с тропинки разговоры, свет. 

Вот в один вечер моя сестра с подругами договорились с ребятами пойти туда, на костер. Уже темно стало, около 23:00. Меня спрашивает: "идешь с нами?" А я телек смотрел, говорю: "закончится, я к вам приду". Наверное час еще смотрел.

Вышел из дома только в полночь. Прошел одно садоводчество, другое, дошел до калитки и вышел в лес. Тьма - хоть глаз выколи - ничего не видно. Прислушался - кто то вдалеке ржет, ага, девчонки там. Хоть не видно ничего, дорогу я на ощупь знаю, первое время неприятно через заросшую деревцами тропинку продираться, а дальше по лесу ок, потом по левую руку свет от костра видно будет.
Иду. Слышу смех женский, заливается. "Обкурились что ли" - думаю? Одна девчонка ржет. (должно быть по моим рассчетам три). Плюс парни, тоже трое с ними как минимум. Пробираюсь сквозь кусты, выхожу на лесную тропинку. Там впереди смех заливистый, но! Один человек смеется. Даже странно стало. Дальше - никакого света нет, кромешная тьма, сворачиваю, иду на ощупь, дошел до костровища. Огонь никто не разжигал, вот бревна, столик нащупал. А смех теперь в стороне, да как еще заливается. "Чего это они не у костра?" - думаю. Пошел на смех. Мысль появилась: "там какая то посторонняя девушка сексом занимается, а чего я туда иду?"..."С другой стороны, ну сексом, а чего так ржать то беспрерывно?..."
Дальше стало стремновато. Иду в лес неизвестно куда. Смех периодически возникает, смеется явно один человек, больше ни одного голоса, ни одного звука. При этом смех как бы удаляется, смещается правее. Я стал на всякие сучья натыкаться, проваливаться в ямки. Остановился. Тишина. Вдруг опять смех, и вроде недалеко совсем. А впереди, откуда он доносится - темнота. Я чего то труханул, быстро развернулся и пошел. А где я - непонятно, но так к дачам вышел, потом вдоль забора к калитке.

Ночью вернулся домой. Сестра дома. Я говорю : "вы где были с девчонками?" А она: "у ребят дома сидели" - "в лес так и не пошли?" - "нет."

Я долго не мог объяснить это явление. А потом мне один товарищ рассказал, что со стороны озер ночью какая-то тварь подошла к участку и как жутко завизжит - он бегом в дом. Байка, не байка - не проверишь, столько лет прошло.
Я после вычитал, что вот так как у меня было - манить может лешачиха. Потом эту историю вспомнил когда случай Колина Медсона читал 3 года назад в Аршане.

Не знаю, у каждого свои глюки и странные истории. Следы тогда ничьи не искали. Всякое может быть, по разному человек ошибается.

Добавлено позже:
Почему наступает такая тишина я не знаю. Длится она недолго, меньше минуты. Но считается, что в это время рядом Леший.
Как говорят поляки: "то так!"
« Последнее редактирование: 26.02.19 10:42 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Солдат Василий | AVGust | Korsar | Дмитрий Карягин | Olia | Ночь в тоскливом октябре

lilac72


  • Сообщений: 1 987
  • Благодарностей: 1 879

  • Расположение: Энгельс

  • Был вчера в 13:18

Иду. Слышу смех женский, заливается. "Обкурились что ли" - думаю?
Что-то подобное имело место? Хоть у кого-то из действующих лиц?
« Последнее редактирование: 26.02.19 12:03 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Что-то подобное имело место? Хоть у кого-то из действующих лиц?
Я в этот вечер поужинал, выпил только чай, никакого алкоголя не покупал. Там вообще в лесу кроме меня никого не было. Девчонки находились как оказалось в гостях на другом садоводчестве, совсем как выяснилось в другом месте. Может когда то они и курили, только такое могло быть на больших тусовках, в выходные. А то была ночь типа с четверга на пятницу. Чужие могли быть. Но меня ещё смутила наиграность и какая то ненатуральность смеха - типа как смеются напоказ "мне очень смешно".

Добавлено позже:
Мне кажется не может девушка с кем-то в 300м от жилья в лес уйти и там развлекаться, без фонарика, костра. К тому же - смех смеещался от меня пока я шел, и не поверю чтобы тот, кто смеялся меня не слышал, я же иду, и ветки похрустывают и кусты двигаю руками. В тот момент, когда оказываешься в полной темноте, канал слух/мозг начинает работать в усиленном режиме. А тут смех такой... беспечный что ли...
От "накура" кто то ушел в лес и ржал - точно не наши, но еще один ньюанс: это будет страшно прежде всего самому курильщику - очень высаживаешься, страх усиливается вдвое по сравнению с некурившим.
« Последнее редактирование: 26.02.19 12:22 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Лично со мной в лесу ничего странного не происходило, лес я люблю и чувствую. Интересный случай нам с Викиньей (наш третий соавтор) рассказала Майя Пискарева. В юности она ходила в туристические походы по Карелии. Как то проснувшись совсем ранним утром в туманных сумерках , она вышла из палатки и увидела маленькую неприятного вида сгорбленную старушку, она испугалась и видение исчезло. Викинья опознала в этой бабушке СТАРУХУ ЛОУХИ.  (Старуха Лоухи (фин. Louhi) — хозяйка Похьолы (местность на севере Карелии) в карело-финском народном эпосе Калевала, могущественная колдунья. Старуха Лоухи традиционно считается злым отрицательным персонажем. По её инициативе Ильмаринен создает Сампо, после чего он становится мужем одной из её дочерей. Во время свадебного пира её мужа убивает Лемминкяйнен. После утраты Сампо, которое похищает Вяйнямейнен, Лоухи насылает болезни на страну Калевала. Именно она похищает солнце и луну[1].) Википедия.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Rubl | Дмитрий Карягин | Инна368

Palmer


  • Сообщений: 2 912
  • Благодарностей: 3 108

  • Был 05.09.24 22:52

Лучшее из отечественного, что за последние годы прочитал о «лесных духах» — это книга Ольги Кошмановой «Взгляд в спину». На форуме много раз её упоминали в теме о СЧ, она есть в интернете. Можно без труда загуглить и скачать. Это полезнее, на мой взгляд, чем слушать "страшные истории" от сетевых пользователей. Ольга лично опрашивала очевидцев, собирала этнографический материал. Далее. На Рутрекере в теме о фольклоре есть много книг по этнографии и фольклористике народов СССР. Там тоже всегда упоминаются различные «духи», с которыми встречались предки (былички и бывальщины).


Поблагодарили за сообщение: Olia

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Palmer, Кошманова конечно собирала истории из народа, но как мне кажется - всё таки придерживалась научного взгляда на леших (РГ, СЧ). В этой же теме изначально задан вектор - предания народа. Это как вопрос поставить - сказка или изучение современной наукой. По последнему - тема:
https://taina.li/forum/index.php?topic=3695.0
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Прислушался - кто то вдалеке ржет, ага, девчонки там.
Это какая-то ночная лесная птица. У моей подруги муж-охотник, много ночей в лесу проводил, ее с собой тоже брал иногда. Он ей говорил - если услышишь в лесу ночью звуки как будто человеческие, не обращай внимания, никуда от костра не уходи, сиди смирно. А то отойдешь посмотреть и очень легко заблудиться. Это не люди, это ночные птицы или дикие животные. Говорил, это птица есть такая что как будто ржет, а есть еще другая - орет как будто женщину насилуют. Более того, моя подруга ее сама ночью в лесу слышала - говорит, кто-то так жутко орал, просто режут-убивают, аж мурашки по коже. Я уже сейчас не вспомню названия этих птиц, но они есть.

Вот когда видят старичков там всяких или реже старушек в лесу, где за много километров никого быть не должно быть - это да, лешие. Я про такое много читала, иногда они и не старые совсем и просто как обычные люди, даже разговаривают. Понять, что они не люди, можно только по тому, что они потом обычно просто исчезают.
« Последнее редактирование: 27.02.19 04:25 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

он сам эту птицу как она смеется видел?
Это какая-то ночная лесная птица. У моей подруги муж-охотник, много ночей в лесу проводил, ее с собой тоже брал иногда. Он ей говорил - если услышишь в лесу ночью звуки как будто человеческие, не обращай внимания, никуда от костра не уходи, сиди смирно. А то отойдешь посмотреть и очень легко заблудиться. Это не люди, это ночные птицы или дикие животные. Говорил, это птица есть такая что как будто ржет, а есть еще другая - орет как будто женщину насилуют. Более того, моя подруга ее сама ночью в лесу слышала - говорит, кто-то так жутко орал, просто режут-убивают, аж мурашки по коже. Я уже сейчас не вспомню названия этих птиц, но они есть.
Вскоре после этого происшествия один знакомый после моего рассказа это предположил. Но нет. Как "смеются" многие экзотические птицы я позже по Индии узнал. У нас в лесу ничего похожего, но дело даже не в этом. Может кому-то медведь на ухо наступил, но я лично смех человека ни с кем не перепутаю. Я могу поверить в такое объяснение, что в лесу была девушка, или меня проглючило смех доносился с дач. Но локация была в определенном месте, тоже не то. Русалка - думал я спустя пару недель, потом забыл этот случай на время.
Цитирование
Вот когда видят старичков там всяких или реже старушек в лесу, где за много километров никого быть не должно быть - это да, лешие. Я про такое много читала, иногда они и не старые совсем и просто как обычные люди, даже разговаривают. Понять, что они не люди, можно только по тому, что они потом обычно просто исчезают.
Простите, много читал таких "страшилок" или "веселушек". Я в это не верю ни на грамм. Никому свое мнение не навязываю - у кого то может старичок, у кого то бабуля ягуля, у кого то говорящее болото, у кого-то прожорливое дерево, у кого-то призраки.
По моим представлениям леший - тот, кого в Штатах называют Bigfoot или Sasquatch.
То есть, семейства неких питикантропов, скрывающихся в глухих местах, но так или иначе пересекающихся и вынужденных от этого если можно так выразиться "взаимодействовать" с людьми.
А среди них - бабушки, дедушки, ребята, взрослые. Они так же реальны как мы, выживают себе, кормятся, добывают еду - это их основное времяпровождение. Они могут колдовать, морочить, пугать, заставлять плутать - как хозяева тех мест.
Я скажу, что лично мне невозможно поверить в нематериальную природу источника необъяснимого для нас, всяческого колдовства, внушений, мистики, оно всё должно исходить из живого существа, имеющего мозг и кровь. Не может нечто браться "ниоткуда" или из параллельного мира, которого на самом деле нет. Само слово "спиритизм" = "spirit" = "дух" = "дыхание" (дышит, живёт).
« Последнее редактирование: 27.02.19 11:34 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин | Olia

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Вот на такую птицу смех похож был?

https://www.youtube.com/watch?v=ZgADf2Z7kPY


Неясыть, родственница совы.

За активное участие в жизни форума 

Rubl


  • Сообщений: 5 409
  • Благодарностей: 4 875

  • Расположение: Сибирь-матушка

  • Был 10.05.20 14:21

Вот на такую птицу смех похож был?
Много животных могут орать так, что похоже на смех. Если например рядом есть бобровая плотина, то бобры тоже мастера поржать.
― А я не буду ему ответ писать. Я ему ответ нарисую! (с) Шарик

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

В мифологии многих народов мира образ волка занимал важнейшее место. Не стали исключением и хакасы. В традиционных верованиях этого народа волку (хак. «пÿÿр») придавалось особое значение, более того, он входил в число культовых животных.

Рудименты зоолатрии выявляются и в героическом сказании «Хан-Тонис на темно-сивом коне». В этом эпосе в завуалированном виде представлены мифологические суждения о потенциальной возможности семейно-брачных отношений с этим животным (волком). Так, дочь богатыря Пулай-хана, ревностно соблюдающая традиционные нормы, в том числе касающиеся вопросов брака, произносит следующую речь:

«Тот, кто желает, чтоб стала супругой ему,
К матери милой, вспоившей меня молоком,
Должен прийти, чтоб согласья ее испросить.
Разве вам этот обычай совсем не знаком?
Если захочет меня же вспоившая мать
Дочерь родную за дикого волка отдать,
Замуж пойду и по-волчьи выучусь выть»

Согласно материалам В. Я. Бутанаева, волчьи талисманы применялись
хакасами для избавления от некоторых заболеваний. Полагали, что если наступить на расцарапанную лапами волка (собаки) землю, то тело человека покроется сыпью, называемой волчанкой − «iт iскiн». Для лечения этой болезни использовали волчий (собачий) хвост, которым натирали тело.

В культуре хакасов образ волка был столь значимым, что даже этимология отдельных растений неизменно связывается с образом этого главного лесного хищника. Некоторые из них обладали лекарственными свойствами. Среди этих растений выделяются такие, как: «пÿÿр сип» – «волчья сарана», «пÿÿр хады» – «жимолость», «пÿÿр чистегi» – «бузина», «пÿÿр нирi» – «волчья ягода» и «пÿÿр оды» – «бессмертник». По сведениям В. Я. Бутанаева, название «пÿÿр оды» – букв. «волчья трава», применялось по отношению к «луговому зверобою» (Нуреricum аsсуron). В народной медицине ее применяли при переломах костей и обильных кровотечениях. Согласно хакасскому фольклору открытие лечебных качеств этой травы принадлежит князю Ханза-бегу. Как гласит предание, после кровавой битвы он отправился в тайгу залечивать свои раны. Однажды он заметил, как раненый волк выкопал какую-то траву, съел ее и исцелился. Ханза-бег подполз к этому месту, выкопал то же растение, зажевал его, и раны быстро зажили.

В народе были убеждены, что волк обладает «аан» – особой категорией зловредной души. Кроме того, считалось, что этот хищник был наделен сверхъестественной черной силой «харан». С ее помощью он якобы погружал чабанов в глубокий сон. Ситуация, когда пастуха одолевал сон, которому он никак не мог противиться, объяснялась магическим воздействием «харан» волка, желающим поживиться скотом.

Представление о сакральной связи волка с инобытием в немалой степени способствовало распространению в хакасском фольклоре мотива оборотничества. В фольклоре не всегда дается подробное описание метаморфозы человек – волк. Между тем в некоторых произведениях все-таки удается обнаружить способы таких превращений. В первом случае оборотничество происходит в условиях, когда герой надевает (снимает) волчью шкуру. При этом инициатива в этом процессе исходит от самого действующего лица. Вторым способом обращения в зверя является использование волшебных средств или определенных магических действий другим персонажем (магом, ведьмой и др.), например, употребление зелья. З. П. Соколова верно замечает: «Колдуны, ведьмы не только могут сами обращаться в животных, но и превращают в них людей – это тоже распространенное поверье. Раньше этой способностью обладали звери»

Хакасы верили, что шаманы в процессе камлания могли принимать всевозможные обличья, превращаться в животных, и очень часто – в волка. Данные представления основывались на убежденности в том, что этот зверь выступал в качестве важнейшего «тöс`я» – духа-помощника шамана. Полагали, что «волки охраняли шамана во время камлания. Они по запаху определяют болезнь, но никуда не отлучаются и охраняют двери шаманского жилища... когда шаман камлает над тяжело больным, то они помогают быстро найти и схватить злого духа – “айна” и вывести его из жилища больного. Изображение волчьего духа часто встречалось в шаманской атрибутике – на бубнах и костюме. При этом главной изобразительной особенностью волка на шаманских бубнах было то, что «у собаки хвост загнут крючком, а у волка – прямой, и ноги у него – потолще.

В. А. Бурнаков, Д. Ц. Цыденова:
"Образ волка в религиозно-мифологических представлениях хакасов (конец XIX – XX век)"
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Olia | KUK

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Вот на такую птицу смех похож был?

https://www.youtube.com/watch?v=ZgADf2Z7kPY


Неясыть, родственница совы.
Я прекрасно знаю крик сов. не то. Это был заливстый смех девушки
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

Saggita


  • Сообщений: 137
  • Благодарностей: 120

  • Расположение: Гринтаун, штат Иллинойс

  • Была 21.11.24 21:49

Я прекрасно знаю крик сов. не то. Это был заливстый смех девушки
Сергей, спасибо большое за историю. Прочла с интересом. Возник один вопрос: почему вы ни разу не окликнули хохотунью? Я просто на себя примерила: иду к друзьям на костер, у них там веселье, мне дорогу видно плохо. Точно бы покричала. Конечно, если никто не отзовется, природу явления выяснить не удастся. Но мне странно, что вы молчали.

А потом мне один товарищ рассказал, что со стороны озер ночью какая-то тварь подошла к участку и как жутко завизжит - он бегом в дом.
Лиса издает жуткие звуки. Я когда в первый раз услышала, испугалась и решила, что человека мучают или вообще убивают. Вот пара роликов, можно ознакомиться:

https://www.youtube.com/watch?v=CmLdgCczb_g
- тут человек тоже не знает, кто звуки издает, пугается, думает на сову.

https://www.youtube.com/watch?v=T32wchh5WIo
- ну, а тут средь бела дня, все видно и не страшно :)
The Owls are not what they seem

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Повсеместно для коми и коми-пермяков характерны поверья о том, что лес обладает способностью избавления человека от физических и душевных недугов. Так, согласно поверьям современных верхне-вычегодских коми, "деревья могут вбирать в себя человеческие грехи и болезни". Именно этими представлениями объясняется традиция осуществления исповеди и лечения через обращение к тому или иному дереву. Ритуал лечения/исповеди предписывается проводить следующим образом: надо подойти к дереву, обхватить ствол руками и обратиться к дереву с просьбой снять (принять на себя) болезнь/грехи. Выбор дерева мотивируется как характером недуга человека, так и его полом. Считается, что в случае физического недомогания надо идти для лечения к ели, а для избавления от различных душевных травм (утрата близких, какие-то личные переживания) следует исповедать у березы.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Tutsy | Korsar | KUK | Лариса1

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Сергей, спасибо большое за историю. Прочла с интересом. Возник один вопрос: почему вы ни разу не окликнули хохотунью?
Не окликнул. Я вообще хожу молча и тихо, тогда это была привычка, подходить незаметно. Даже мысли звать не было. К тому же, я не понимал локацию смеха. Когда я шел к месту костра - я был уверен, что смех там, потом понял, что правее, ккогда дошел до МК, понял, что сильно правее. Когда пошел на смех - он стал удаляться. По идее такое характерно для птицы. Но смех это смех, а не крик. У меня слух есть я считаю.
Цитирование
Я просто на себя примерила: иду к друзьям на костер, у них там веселье, мне дорогу видно плохо. Точно бы покричала. Конечно, если никто не отзовется, природу явления выяснить не удастся. Но мне странно, что вы молчали.
Мы там почти каждый день тогда летом проводили, точнее - через день. Никогда никому не кричал и не звал. Девчонки, бывало, кричали.
Когда я дотуда дошел, а потом ушел - я был в полной уверенности, что в лесу в эту ночь не только никого нет, но и не было - с прошлого дня никто ничего не разжигал и т.д.. Вот только этот одинокий смех. Я вначале не придал этому значения, что одинокий, а в конце когда на него шел в этом убедился, это меня и насторожило.
Цитирование
Лиса издает жуткие звуки. Я когда в первый раз услышала, испугалась и решила, что человека мучают или вообще убивают.
Мне страшен был не смех, чего девчонок-то бояться лесу?
Я испугался позже обстоятельств смеха: кромешная тьма, ржач одинокий - ни одного звука ни от кого, и я не могу определить локацию - он как бы смещался, при этом находился рядом. Единственное, во что бы я мог поверить - смеялись на дачах, а то что меня проглючило с направлением - мои проблемы. Обычно когда смеются в компаниях - перекрикивают друг друга, голоса слышны, нельзя же сидеть одному смеяться, а другие с тобой за столиком молча сидят невеселые...
Но ведь когда идёшь - прислушиваешься: "ага, Дашка смеется, а с кем это она, а где подруги? с мужиком наверное... С кем?... Не слышно больше никого. Странно, а она громко демонстративно смеется. Но я иду, меня всё равно слышно. Не придают значения, что идет незнакомый, посторонний? (они же не знают ктоидёт). Да кто пойдет одна с парнем в лес? А где подруги? И смысл смеха в чем?..."

По поводу лисы, сов - это все смех животных, кому страшно, кому весело.
Я тогда слышал человеческий смех
https://youtu.be/cEhOTf3A_q8

Но чуть более расслабленый и протяжный.
« Последнее редактирование: 08.03.19 23:49 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Saggita | Дмитрий Карягин

Saggita


  • Сообщений: 137
  • Благодарностей: 120

  • Расположение: Гринтаун, штат Иллинойс

  • Была 21.11.24 21:49

Спасибо за исчерпывающий ответ.

Никогда никому не кричал и не звал. Девчонки, бывало, кричали.
Видимо, еще одно различие в мужской и женской психологии :) И девчонки ваши знакомые кричали, и мне сразу в голову пришло, а вам - нет. Это я не в порядке осуждения, а в порядке наблюдения.

Мне страшен был не смех, чего девчонок-то бояться лесу?
:) Ну, знаете, а вдруг это русалки или кикиморы? "Защекочут до икоты и на дно уволокут."(с) Это шутка, конечно. Я поняла, что в тот момент вы не думали ни о чем таком паранормальном, поэтому страха не было.

Обычно когда смеются в компаниях - перекрикивают друг друга, голоса слышны, нельзя же сидеть одному смеяться, а другие с тобой за столиком молча сидят невеселые...
Совершенно согласна. Одинокий смех без каких-то дополнительных шумов человеческого происхождения выглядит очень странно. Единственное, что могу предположить - смех в самом деле доносился с дач, а сопутствующие шумы до вас просто не долетали, поскольку были менее громкими. С другой стороны, я не думаю, что вы были настолько не в себе, что не могли определить направление, откуда смех доносится. И, более того, еще и воспринимали его как перемещающийся, удаляющийся и т.п.

По поводу лисы, сов - это все смех животных, кому страшно, кому весело.
По поводу лисы я написала применительно к рассказу вашего приятеля. Крики лисы совсем не похожи на смех, а вот за придушенный визг их можно принять.

Я тогда слышал человеческий смех
https://youtu.be/cEhOTf3A_q8
Спасибо, доходчиво. Ну точно русалка *JOKINGLY*
The Owls are not what they seem

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Saggita потом я пришел к такому же странному выводу - русалка. Она же и есть лешачиха. Но уверенности конечно нет - много лет прошло.
Для пояснения почитайте Дмитрия Баянова "леший по прозвищу обезьяна".
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Saggita | Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

* Лес поет, когда сильный ветер дует.
«Mettsy laulau ku äijal tuulou»

Изначально древний человек обожествлял саму стихию леса; лес воспринимался как некое одушевленное существо, требующее поклонения. Отголоски этого почитания сохранились и во многих фольклорных жанрах, и в языке.

В карельском языке лес олицетворен. В словарях в качестве одного из значений слова «metsä» (лес) приводится такая трактовка: «metsä henkilöitynä, metsän haltija» (лес одушевленный, дух леса). Карел видит лес поющим: «Mettsy laulau ku äijal tuulou» (Лес поет, когда сильный ветер дует). Лес умеет говорить: «Metts andau iänen vastah kirgujez» (Лес подает голос в ответ, если крикнешь). У него развито зрение и слух: «Elä vie mettsäh salattavua: metsä nägöö dai kuuloo» (He относи в лес тайного: лес видит и слышит). Лес любит тишину, покой и порядок – так считал карел, и с этим связано много запретов. Карелы говорят: «Midä metsäh kirguat, sen metsy vastua» (Что в лес крикнешь, тем лес и ответит) – придешь в лес с добрым словом, приношением, он тоже поможет и ягоду найти, и зверя добыть.

Вера в силу и покровительство почитаемых деревьев нашла широкое отражение и в образных пластах карельского языка, особенно в различных фразеологизмах. Про недотепу говорили olet lepän töhlö (ты ольховая растяпа); про легкомысленного человека – huabamieli (осиновый ум); про упрямого – oled gu koivuine curku (как березовая чурка); про вековуху – kassu kadajine, perze pedäjine (коса можжевеловая, задница сосновая); про бедняка – kodi on korves, perti pedäjäs, elot ok-sal (дом в глухом бору, изба на сосне, пожитки на суку); про здорового и крепкого человека – on ku honkan runko (как ствол сухостойной сосны); про горько плачущую – itköy ku koivu koaduu (плачет как береза клонится).

Когда с человеком надоедало возиться и уже было все равно, что он будет делать, говорили: mengäh hot’ huobazeh kandoh ocin (пусть уходит хоть в осиновый пень лбом), mengäh hot huabazeh kuuzeh (пусть уходит хоть в осиновую ель), hos kuivah kuuzeh kohokkah (хоть на сухую ель пусть залезет), männä hot’ honkah ocin (идти хоть в сухостой лбом). Полное безразличие к происходящему означало выражение: vaikka honkie taivahasta satakkah (пусть хоть сосны с неба падают).

Сямозерские карелы после того, как выбрали место для строительства дома, к изготовлению сруба не приступали, пока не проходило сорок дней с момента рубки деревьев. Запрет объясняли поверьем: «Сосны о своей смерти сорок дней смолою плачут». Таким образом, смерть дерева на магическом уровне приравнивалась к смерти человека.

То, что березы были одними из самых почитаемых деревьев, подтверждается многочисленностью их видов и названий: hiki-, rauvus-, kaskes-, suo-, kangas-, mägi-, korbi-, pahku-, mauroityvi-, duboovoi. В одном из южнокарельских ритуалов в качестве жертвоприношения предкам и хозяевам леса ягненка оставляли в разветвлении березы, чтобы его клевали птицы, посредники между мирами мертвых и живых.

Новорожденный ребенок считался наиболее незащищенным членом человеческого рода. Поэтому с целью обезопасить его от влияния злых духов, плели из березовых лучин специальный короб, в котором он находился первые шесть недель. К верхней кромке сосновыми корешками подшивали полоску бересты. А в дальнейшем зыбка висела на березовом очепе.

Почитание хвойных деревьев играет огромную роль в похоронном обряде. Гроб карелы делали из сосны, сверху его обшивали берестой, на дне была подстилка из березовых листьев. В могильную яму бросали еловые веточки, веря, что с их помощью покойному легче прийти домой (Tulee kodih kuuzen varbazil).

Л. И. Иванова
"Персонажи карельской мифологической прозы. Исследования и тексты быличек, бывальщин, поверий и верований карелов." Часть первая
- Культовое почитание карелами леса и отдельных деревьев.

Добавлено позже:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оборотни или Ликантропия

В мифологии тунгусов есть Хомото-Сен (Медвежье ушко) — получеловек-полумедведь, сын девушки и медведя, который выступает в качестве культурного героя… а в качестве тотемических животных упоминаются человек-муха, человек-паук, человек-олень, человек-тигр… Якуты полагали, что сначала бог создал коня, от которого произошел полуконь-получеловек (кентавр), а уже от последнего произошли люди.

В «Истории» Геродота содержатся сведения о народе невров, живущем в северных землях: "Невры, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик" (книга IV, 105). Помпоний Мела также рассказывает об этом народе: "В определенное время любой невр, если хочет, превращается в волка, а затем опять принимает прежний вид."

В восьмой эклоге "Буколик" Вергилий пишет:
"Трав вот этих набор и на Понте найденные яды
Мерис мне передал сам — их много родится на Понте.
Видела я, и не раз, как в волка от них превращался
Мерис и в лес уходил; нередко души умерших
Он из могил вызывал и сводил урожаи к соседу."

В Норвегии и Исландии когда-то жили люди, которых называли eigi einhamir (букв. «меняющие шкуру»). Предания о них явно имеют языческие корни. Как гласят легенды, эти люди могли менять свое обличье и становиться самыми разными существами. Их тело после превращения — "другая шкура" — ничем не уступало их исходному облику и даже называлось точно так же — hamr. В древнескандинавском языке имелись специальные слова и выражения, обозначавшие, например, процесс превращения оборотня, "смену шкур", — at skipta hömum или at hamaz, а также путешествия и деяния оборотня — hamför. В результате превращения оборотень приобретал сверхъестественные способности — его физическая сила удваивалась, а то и утраивалась, он обретал ловкость и хитрость того зверя, в которого превратился, и отныне назывался hamrammr.

В "Саге о Волсунгах" есть один примечательный фрагмент (см. главу V "Гибель Волсунга"):
"Коротко сказать, девять ночей кряду приходила эта самая волчиха в полночь и заедала одного из них до смерти, пока все погибли и Сигмунд один остался. И вот, когда настала десятая ночь, послала Сигню верного своего человека к Сигмунду-брату, и дала в руки ему меду, и велела, чтоб он смазал лицо Сигмунда, а немного положил ему в рот. Вот идет тот к Сигмунду, и делает, как ему ведено, и возвращается домой. Ночью приходит тут эта самая волчиха по своей привычке, и думала она загрызть его насмерть, как братьев; и тут чует она дух тот медвяный и лижет ему все лицо языком, а затем запускает язык ему в рот. Он не растерялся и прикусил волчице язык, Стала она крепко тянуть и с силой тащить его назад и так уперлась лапами в колоду, что та расселась пополам; а Сигмунд так мощно сжал зубы, что вырвал ей язык с корнем, и тут приключилась ей смерть. И сказывают иные так, будто эта самая волчиха была матерью Сиггейра-конунга, а приняла она такое обличье через свое волшебство и чародейство"

В "Саге об Инглингах" говорится об Одине следующее: "Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей" (глава VII). Подобным же образом датский король Гарольд послал в Исландию колдуна в обличье кита, причем человеческое тело, покинутое душой, все это время лежало дома, хладное и неподвижное. В ранее упомянутой "Саге о Хрольве Жердинке" также есть аналогичный пример: Бёдвар Медвежонок (Бёдвар Бьярки) оборачивается огромным медведем и нападает на врагов, окруживших дворец его короля, а его человеческое тело остается во дворце, и всем кажется, будто этот воин, лежащий подле очага, мертвецки пьян.

Изучив скандинавские саги, можно выявить истоки веры в оборотней, бытовавшей среди викингов, что, в свою очередь, будет способствовать идентификации исконно скандинавских традиций в сложном комплексе верований, называемом средневековой мифологией.
У древних скандинавов был распространен такой обычай: воины одевались в шкуры убитых ими зверей, для того чтобы уподобиться им по силе и ярости и навести ужас на врагов.
О данном обычае речь идет в некоторых сагах, причем, судя по тексту источников, используемые при этом шкуры сами по себе не являются волшебными, а скорее выполняют функции, свойственные обычной одежде. Например, в "Саге о Ньяле" (Njála) упоминается воин в козлиной шкуре (i geitheðni). На службе у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого (Харальд Хорфагер) состояли берсерки, которые носили волчьи шкуры, причем слово ulflieðnir, буквально обозначавшее "облаченный в волчью шкуру", иногда использовалось как антропоним. Так, в «Саге о Хёрде и островитянах» (Harðar saga ok Hólmvetja) говорится о некоем Бьёрне, "сыне Ульвхедина (Ulfheðin), носившего волчью шкуру, сыне Ульвхама (Ulfliamr) волкоподобного, сыне Ульва (Ulf) — волка, сыне Ульвхама (Ulfhamr) — оборотня".
Наиболее точные сведения о берсерках содержатся в "Саге о людях из Озерной Долины": "Те берсерки, что назывались волкоподобными (ulfheðnir), облачались в волчьи шкуры поверх одежды" (глава 16). Само слово "берсерк" (berserkr) первоначально, по-видимому, употреблялось для называния данной категории воинов, носивших звериные шкуры (судя по этимологии слова, по преимуществу медвежьи: berserkr — ср. англ. bearsark — букв. «медвежья рубашка, одежда из медвежьей шкуры»). Только потом оно стало обозначать особую группу воинов, обладавших сверхъестественной силой и способностью впадать в дикую ярость.

В труде Олауса Магнуса находим следующие сведения:
"В Пруссии, Ливонии и Литве население постоянно страдает от прожорливых волков, нападающих на скот, который отбивается от стада и забредает в лес. Однако эту беду местные жители считают менее тяжкой, чем злодеяния, чинимые людьми, что обращаются в волков..."

У Марии Французской в "Лэ об оборотне" находим следующие строки:

"В Бретани звался бисклавре,
В Нормандии — гарваф.
Историй есть о том немало,
Ведь раньше часто так бывало,
Что люди с этакой душой
Жили зверьми в глуши лесной."

Донатус из Альтомаре утверждает, что на улицах Неаполя видел человека, окруженного толпой зевак, который верил, что превратился в волка. В припадке безумия он вырыл из могилы мертвеца, оторвал у трупа ногу и понес ее на плече. История датирована серединой XVI века.

Существует немало историй нападениях людей на себе подобных, так, можно вспомнить о Жиле Гарнье .Есть так же пример, когда сходная форма сумасшествия поразила всю семью, основано на монографии Анри Боге "Рассуждение о ведьмах" 1603–1610:
"В 1598 году, по свидетельствам очевидцев, Пернетта Гандийон, девочка из бедной семьи, жившей в округе Жюра, бегала на четвереньках и считала себя волчонком. Во время очередного приступа ликантропии она убежала в лес и повстречала там мальчика и девочку, собиравших землянику. Жажда крови затмила несчастной разум, и она накинулась на девочку, намереваясь ее загрызть, но четырехлетний брат малышки кинулся на защиту сестры, отважно размахивая ножичком. Пернетта выбила оружие у него из рук, вцепилась ему в горло и загрызла. После случившегося местные жители пришли в ярость и разорвали Пернетту на куски.
Некоторое время спустя ее брат Пьер был обвинен в колдовстве. Говорили, будто он собирает детей на шабаш, а еще умеет вызывать град и превращаться в волка с помощью волшебной мази, которую получил от самого дьявола. Однажды Пьера якобы видели в облике зайца, но чаще всего он перекидывался волком, покрываясь густой серой шерстью..."

На юге Франции до сих пор существует поверье о том, что некоторым людям на роду написано быть оборотнями и каждое полнолуние они превращаются в волков. Ночью они вдруг чувствуют острую потребность покинуть дом, встают с постели, выпрыгивают из окна и направляются к ближайшему водоему. Стоит им окунуться, как их тело тотчас покрывается густой шерстью. Они опускаются на четвереньки и становятся неотличимы от волков. Оборотни выходят на охоту: они рыщут по лесам и лугам, нападая на всех зверей и людей, встреченных по пути. Перед рассветом вервольфы должны вернуться к тому же водоему и вновь окунуться, чтобы скинуть волчью шкуру и вернуть человеческий облик, после чего ликантропы возвращаются домой, в свои постели. Иногда оборотни превращаются в белых собак, которые на бегу звенят тяжелыми цепями, — подобные верования отражают сближение в народной культуре двух мифологических персонажей: собственно оборотня и кладбищенской собаки (призрачного пса, церковного пса и т. п.) — привидения в виде собаки, обитающего на погостах.

Норвежцы считают, что некоторые люди на самом деле могут на время превращаться в волков или медведей (Huse-björn): либо эту способность им даруют тролли, либо оборотни сами и есть тролли.

Финны, лопари и русские особенно склонны к оборотничеству. По крайней мере, шведы верят, что именно эти народы способны превращать людей в зверей. В последний год войны с Россией в окрестностях шведского города Кальмар развелось столько волков, что местные жители считали их оборотнями и верили, будто русские превращают шведских пленных в волков, а потом отпускают их домой, чтобы те опустошали собственную землю.

В белорусском фольклоре ваукалак — это человек, прогневавший дьявола и за это превращенный в волка. Обычно белорусские оборотни возвращаются к своим близким, те узнают их, кормят и всячески заботятся о них. Вообще эти оборотни — самые дружелюбные, они никому не вредят, ни на кого не нападают, наоборот, — лижут руки своим друзьям и родным в знак любви и преданности. Вот только ваукалаки не могут долго оставаться на месте и вынуждены время от времени переселяться и отправляться в путешествия, гонимые непонятной жаждой скитаний.

На русском языке людей, способных превращаться в животных, называют оборотнями. Стать оборотнем в России может каждый, кто следует приводимым далее рекомендациям.

"Тот, кто хочет быть оборотнем, должен найти в лесу пень, воткнуть в него медный нож, а затем обойти несколько раз вокруг дерева, повторяя такой заговор:
На море, на океане, на острове Буяне,
На полой поляне светит месяц на осинов пень,
В зелен лес, в широкий дол.
Около пня ходит волк мохнатый,
На зубах у него весь скот рогатый,
А в лес волк не заходит,
А в дол волк не забродит.
Месяц, месяц — золотые рожки!
Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины,
Напусти страх на зверя, человека и гада,
Чтобы они серого волка не брали,
Теплой шкуры с него не драли.
Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.
Если после этого трижды перепрыгнуть через пень, непременно превратишься в волка".

Мотив превращения человека в зверя очень распространен в фольклоре североамериканских индейцев. Сюжет легенды, приводимой далее, во многом универсален.
"Один индеец построил себе жилище на берегу озера Большой Медведь и поселился там, взяв с собой только собаку, которая была на сносях. В урочное время собака родила восьмерых щенков. Каждый раз, уходя на рыбалку, индеец привязывал щенков, чтобы они не натворили чего-нибудь в его отсутствие. Иногда по возвращении ему казалось, что он слышит в хижине голоса, смех и возню детей, но, войдя внутрь, он не обнаруживал там никого, кроме щенков, оставленных на привязи. Хозяину, однако, стало любопытно, и он решил понаблюдать за своими собаками. Как-то раз он сделал вид, что уходит на рыбалку, а сам вместо этого спрятался за деревом возле дома. Через некоторое время изнутри снова раздались голоса, индеец кинулся в хижину и увидел там играющих детей. Рядом с ними на полу лежали собачьи шкуры. Хозяин тут же бросил их в огонь, и с тех пор дети стали жить у него. Потом они выросли, и от них произошло племя, называемое народом собачьего ребра"

*
Источник: "Книга обортней"
Сабин Бэринг-Гулд
« Последнее редактирование: 11.03.19 20:25 »
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: mrv | Sergei_VL | Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Разворачиваемый текст
Улов к заутрене спешит, -

Ветер стих, выпал снег -

Невиданный свет впереди горит.

Улов вернется, когда распустится лист.

2

По склону едет он вперед

И видит эльфов хоровод.

3

Эльфы лесные танцуют в ряд,

Волосы падают до пят.

4

Принцесса эльфов машет рукой:

"Улов, иди танцевать со мной!"

5

"С тобой танцевать не стану я,

Мне не велит невеста моя".

6

"Если не станешь танцевать,

Будешь ты горе горевать".

7

"Нельзя танцевать мне с тобой вдвоем,

Завтра свадьба в доме моем".

8

"Улов, недуги пойдут за тобой,

Станут они твоей судьбой".

9

Улов коня повернул назад,

Недуги за Уловом спешат.

10

Улов к матери едет своей,

Мать ожидает его у дверей.

11

"Мой милый сын, ты бледен, как мел.

Скажи, отчего ты побледнел?"

12

"Задумался я и чуть не погиб,

О дерево конь меня ушиб.

13

Готовь мне постель поскорее, мать,

Я лягу, чтобы больше не встать".

14

"Мой сын, не время для скорбных речей,

Мы завтра пируем на свадьбе твоей".

15

"Какой бы ни был день в году,

К невесте моей я не приду".

16

Как только рассвело вокруг,

Пришло за невестой семь подруг.

17

Невеста глаза на них подняла:

"Зачем звонят колокола?"

18

"Таков обычай на острове тут,

Так парни девушек зовут".

19

Невеста к Улову едет на двор,

Ведет со свекровью разговор.

20

"Добрый день, дорогая свекровь,

Где мой жених, моя любовь?"

21

"Любит охоту мой резвый сын,

Он за оленем уехал один".

22

"Разве дороже ему олень,

Чем невеста и свадебный день?

23

Он мой жених, и я не пойму,

Разве олень дороже ему?"

24

"Не скрою я Улова судьбу,

Увы, он мертв и лежит в гробу".

25

За красный полог невеста зашла

И мертвого Улова нашла.

26

Из-за полога вышла она,

Молчалива и смертно бледна.

27

Был мертвый один, а стало три

В доме Улова до зари.

28

Невеста недолго прожила, -

Ветер стих, выпал снег -

За нею от горя мать умерла.

Улов вернется, когда распустится лист.

 

Перевод со швед. Игн. Ивановского. Баллада эта основана на поверье, что внезапная болезнь, влекущая за собой смерть, бывает причинена невидимой стрелой, пущенной в человека эльфом. Баллады на этот сюжет есть во всех скандинавских и во многих других европейских странах. В бретонской и западно-скандинавских балладах на этот сюжет убийство героя мотивируется тем, что он был раньше в любовной связи с девушкой-эльфом, но бросил ее. Предполагается, что баллада бретонского происхождения.

http://ulfdalir.ru/sources/42/943/1207
« Последнее редактирование: 12.03.19 07:35 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

BIF


  • Сообщений: 5 466
  • Благодарностей: 2 534

  • Был 13.07.22 12:04

Ну в принципе можно и ходить и ржать по лесу в одиночку. Я например однажды дурмана перебрал и часов 5 бродил ночью по дикому парку то ржал, то тупил, то боялся и убегал... со стороны думаю это выглядело очень странно😀 хотя в потусторонние силы я безусловно верю и встречался с тем что обычно принято называть домовым или "давило". Но я кажись рассказывал уже в другой теме. В лесу никого не видал, но я там особо часто и не бывал, особенно ночью.

От пользователей форума 

Vietnamka


  • Сообщений: 22 657
  • Благодарностей: 39 727

  • Была 16.08.24 07:31

А тут никто драконами не интересуется?  :-[
У меня шкурный интерес, но получается что образ дракона походу миру дали вьетнамцы, а дальше пошло распространение.
Интересно подумать, почему в юва и Китае это исключительно положительный персонаж, защитник. А к нам пришёл в образе отрицательного персонажа