Приветствую ув. форумчан!
Здравствуйте.
Из книги Матвеева А.К. Материалы по мансийской топонимии горной части Северного Урала, лучше, чем у него информации нет, несколько экспедиций...
Совместная с Г. В. Глинских работа профессора Матвеева «Материалы по мансийской топонимике I» издана в 1975 году. О Хой-экве там написано:
Хой-Эква {Хой) г. на пр. б. р. Ауспия ю.-зап. устья.http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28318/1/vo_10_01.pdfТолкования нет. То есть, ученый в 1975-м году не знает значения топонима. В 1990-м году в работе «Вершины Каменного Пояса. Названия гор Урала» он выдвигает гипотезу:
Хой-Эква, отдельная конусообразная гора на восточном склоне южнее места впадения Ауспии в Лозьву. Мансийское эква — «старуха», «баба», хой — из языка манси не объясняется. Однако в ненецком языке хой — «хребет», «гора». Поэтому не исключено, что перед нами название, отражающее древние мансийско-ненецкие контакты в местах значительно южнее современного пребывания ненцев.http://meridian.perm.ru/06_others/matveev.shtmlОснование для гипотезы выдвинуто одно: «хой — из языка манси не объясняется». Несомненная ошибка. В работе «Географические названия Урала: Топонимический словарь» 2008-го года ученый берет свои неосторожные слова назад, но от гипотезы не отказывается:
Мансийское эква – «старуха», «баба», хой имеет только лингвистически неоправданные, народно-этимологические объяснения. Однако в ненецком языке хой – «хребет», «гора». Поэтому не исключено, что это название отражает древние мансийско-ненецкие контакты в местах значительно южнее современного пребывания ненцев. По мансийским мифологическим представлениям Хойэква – святая хозяйка лозьвинских лесов.http://orenkraeved.ru/biblioteka/istoriya-urala/1584-geograficheskie-nazvaniya-urala-toponimicheskij-slovar.htmlТо есть, из языка манси «хой» объясняется, но объясняется «народно-этимологически и лингвистически неоправданно». Оправданно. Оленеводческий сленг.
Да, часто бывает, что лингвисты лучше знают значение топонимов, нежели сами носители языка, но это не тот случай. Правы манси, объяснявшие топоним без заимствований, о чем проинформировали Владимира Андросова в 2013-м году:
Вот даже Хой-Эква. Хой - это обращение к оленям. Т.е. "стой", Эква - это женщина. Стой-Женщина. Я спрашивал об этом манси. Они так и говорят. Я раньше думал, что перевод "Женщина-Царица." Но увы...Разночтения остаются лишь в понимании Андросова («Стой-женщина») и Майи Пискаревой («Стой, женщина!»).
М.П.: Значит, все-таки Хой-Эква означает "Стой, Женщина!", а не "Гора- Женщина". И не "Женщина-Царица"... Вполне может быть, ведь женщин не допускали в священные для манси места.http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/vizhay.shtmlОба понимания отсылают к Хой-экве как к святой горе, о чем косвенно говорит и сам Матвеев:
По мансийским мифологическим представлениям Хойэква – святая хозяйка лозьвинских лесов.На Молебном камне святилище функционировало минимум с 10 века (это точно!) никуда не переносилось, еще в 80-90х годах Прокоп Бахтияров делал там "пурляк", оттуда же был увезен медный котел и сдан в цветмет.
Сомнения вызывает практическая возможность функционирования святилища там в условиях Большого террора. В 1938 году был арестован консультант Чернецова Никита Яковлевич Бахтияров. Формулировки обвинения:
Бахтияров Никита Яковлевич изобличается в том, что он является нелегальным шаманом среди народности манси, крупный кулак, имеющий до сего времени неизвестными органами Соввласти крупные стада оленей на пастьбе которых он эксплуатирует бедняков манси.
Он ведет среди манси антисоветскую агитацию против объединения манси в коллективные хозяйства, против оседлости, разжигает среди манси ненависть к русским и существующему Советскому строю, заявляя, что русские несут только смерть манси.
Ежегодно Бахтияров собирает всех манси на один из отрогов Уральского хребта, называемый Вижай, где возглавляет и руководит жертвоприношениями по случаю религиозного праздника продолжительностью до двух недель.дают представление как о реальной роли Бахтиярова Н.Я. в шаманском сословии манси, так и о месте нахождения главного святилища мансийского шаманизма. Упомянутый «один из отрогов Уральского хребта, называемый Вижай» суть Ялпинг-ньер (Молебный камень), а «религиозный праздник продолжительностью до двух недель» это Торум-кан, осенний мансийский Новый год, связанный с жертвоприношениями Нуми-Торуму. Торум-кан проводится не чаще одного раза в год и всегда в августе. Фраза «собирает всех манси» не такое уж преувеличение. Если Торум-кан был, по сути, объявлен антисоветским сборищем, то проведение его в том месте, где он всегда проводился, на практике приводило бы лишь к облавам и репрессиям. Он был либо временно прекращен, либо перенесен и засекречен. Возможно, прекращен. Но есть свидетельство о переносе на другое, менее известное мансийское святилище на Хой-экве, существование которого Вы подтверждаете неизвестными мне признаками в реале. Большое собрание манси на Хой-экве видели с воздуха как раз в то время, когда должен был праздноваться Торум-кан:
А в районе перевала Дятлова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там В АВГУСТЕ 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Вспомнив рассказы, которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище. http://urbibl.ru/Stat/Pereval_Dyatlova/visota_1079.htmЕсли это был Торум-кан (а что еще?!), то временный перенос главного святилища с Ялпинг-ньер на Хой-экву несомненен. Такой перенос важен в понимании места нахождения в 1959-м году чтимого идола мансийского шаманизма, известного как «Главный шайтан». Обратный перенос на Ялпинг-ньер был наверняка совершен после ограбления святилища на Хой-экве в 1959-м году, в котором, как свидетельствовал охотник Степочин, манси винили группу Дятлова.
2.Ховр-янкылм был в районе горы Савпаульур, это ниже по Лозьве, в р-не оз. Савпаультур (Елесинское). Бахтияров Александр во время гибели ГД жил на Вапсосе (это где на карте юрта Бахтиярова), затем у Бахтияровых на Вапсосе случился разлад, он перебрался на М.Тошемку - Ослейпангпауль, позже на Ховр.
Я опираюсь, прежде всего, на информацию Владимира Андросова, несмотря на все ее изъяны… Андросов много лет дружил со вдовой и детьми Александра Бахтиярова и заявлял следующее:
В 1961 году муж Варвары Кузьмовны, Александр Прокопьевич Бахтияров, свел счеты с жизнью http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtmlМестом смерти он называет Ховр-янкылм-пауль, а где тот находился, не уточняет.
Есть отчет туристов от 1960-го года:
Умываемся в р. Сев. Тошемка… Теперь наш путь по р. Забытой в западном направлении – истоки р. Сев. Тошемка…
На солнечной полянке, окруженной сосновым бором, расположено 4 домика (юрта, сараи). Здесь живет Бахтияров Александр Прокопьевич.http://tlib.ru/doc.aspx?id=29073&page=23То есть за год до смерти Бахтияров А.П. жил в районе Тошемки, а не на Елесинском озере. Поэтому я и решил, что Ховр-янкылм-пауль расположен на Вапсосе, а Кимынг-щупа-пауль, где жили другие Бахтияровы, это другое, но расположенное очень близко селение, и это все вместе на карте обозначают «Юрты Бахтиярова». У Матвеева в «Материалах» Ховр-янкылм я вообще не нашел, хотя есть что-то похожее. Если у Вас есть точные данные, то был бы очень признателен за наводку на источник.
. Есть выписка из Похозяйственной книги Бурмантовского сельсовета со всеми поселками и фамилиями манси за 62-63гг, там, правда тоже встречаются косяки с фамилиями и отчествами... Если интересно, я приведу.
Да, очень желательно. И еще.. .
Не знаете ли Вы что-нибудь о подлинной причине убийства Прокопия Васильевича Анямова? Официальная причина абсурдна, а убит он был в землях Бахтияровых.