В царской России у всех сословий были слуги, кроме самых бедных - крестьян и рабочих. Даже у мещан были кухарки, прачки, садовники, швейки, домоуправительницы. Никакой муж свою жену никогда не стал бы заставлять заниматься домашним трудом, разве что в случае крайней бедности ("рукоделие " - это не домашний труд, а хобби). А вот сказки про"приучению к труду" начались с приходом советской власти. когда было заявлено, что "кто не работает, тот не ест" и "слуги кончились в 1917 году".
ну вот зачем опять пишите неправду? Достаточно почитать классическую литературу. После отмены крепостного права даже в дворянских семьях не во всех осталась прислуга.
Могу привести и пример моей семьи: мой прадед был управляющим фабрики, имел собственный трёхэтажный дом в Москве, в Лефортово. Жену и 8 детей! Никакой прислуги у них не было, прабабушка не работала и справлялась, дети помогали. Когда началась революция, они были в доме родителей в одной из губерний. Вернулись - застали свой дом в ужасном состоянии: те самые " кто не работает, тот не ест" заняли дом, как рассказывала мне бабушка, пардон, мочились и гадили прямо в углах дома. Семью с 8 детьми просто выгнали на улицу. Они уехали к родным в провинцию, начали там с нуля, все работали, от мала до велика, потому как с детства были приучены. Закончили школу. Поступили в институты ( хоть это для них было и непросто, пришлось выбирать вузы, где можно было скрыть происхождение). Все 8 детей получили высшее образование
А вот революционЭры, захватив власть, первым делом обзавелисьь прислугой и всеми атрибутами, в их представлении, красивой жизни, а чтобы это оправдать, они и придумали сказки о том, что и все "буржуи" ничего не делали и имели прислугу на все случаи жизни.
Вот вам цитата: "Либо принималось решение взять «специализированную» прислугу, чаще всего кухарку или няню, либо, хотя находящаяся в услужении женщина и значилась как «одна», но на деле она выполняла не всю домашнюю работу, а лишь часть ее, заранее оговоренную с «хозяйкой». Всё, что не делалось прислугой, должно было выполняться самой матерью семейства, вынужденной брать на себя тот или иной вид домашнего труда и, выбрав то, что ее более устраивало, самой ухаживать за детьми, убирать комнаты, стоять у плиты, закупать продукты и даже дрова, а тем более полностью обшивать домашних. Все эти работы проходят перед нами своей чередой в дневниках российских дворянок второй половины XIX -начала ХХ в. Но даже если бы мы не имели подобных источников о степени вовлеченности хозяек в домашний труд, нам бы о том свидетельствовала невероятная популярность и многократное переиздание в эти годы всевозможных пособий по кулинарии, уходу за маленькими детьми и шитью, текст которых, очевидно, был рассчитан на широко образованную дворянку, а не малограмотную прислугу . Интересно, что в предисловии авторы, как правило, так и писали, что их труд предназначен для того, чтобы «помочь хозяйкам»