Понимаю, что тема мусолена и перемусолена, но имею острое желание привести мысли в кучу. Может, кому интересно будет.
Есть в отходе от палатки один момент, который не дает мне покоя. Это пройденное туристами расстояние. Сейчас не особо важна точная цифра, полтора километра или 1800 метров. Учтем расстояние в среднем. К сожалению, мне пока не довелось своими глазами увидеть перевал Дятлова, но я нашел выход из ситуации. В частности, я привязал эти полтора километра к знакомой мне местности, чтобы оценить пройденный туристами путь.
Для начала важно понимать, что такое эти полтора километра. Для понятности я измерил это расстояние не только от своего подъезда, но и привязал его к местности в знакомых мне городах. Чтобы прочувствовать то, о чем я говорю, тем, кто не был на перевале Дятлова нужно не полениться и замерить линейкой на гугл картах расстояние в среднем 1700 метров от своего подъезда. Если этого не сделать, то восприятие отхода от палатки будет как в дурацком американском фильме "Тайна перевала Дятлова", где и палатка, и ручей, и места нахождения всех девяти тел у сценариста находятся в пределах видимости и чуть ли не в куче.
В Москве это расстояние от станции метро Теплый Стан до Коньково.
В Харькове это расстояние от Госпрома до Научной.
В Екатеринбурге от ж/д вокзала до Филармонии.
И т. д.
То есть расстояние для похода пешком весьма солидное даже для городского жителя, и если прикинуть эти полтора км на знакомую местность, то такую прогулку можно себе позволить только при хорошем настроении и наличии времени для пешей прогулки. Собственно, об этом я и думаю.
Расстояние, которое прошли по заснеженному склону туристы, заставляет задуматься о характере опасности, страхе и ужасе. В частности о том, что ужас это такое чувство, которое имеет свойство притупляться и превращаться в страх, а затем в опасения, по мере того, как опасность становится недосягаемой.
Например, в случае схода снежной доски ужас понятен. Придавило, крики, все вылезают и вытаскивают раненых. После этого ужас должен (и даже обязан) уменьшиться и превратиться в страх повторного схода. Однако, этот страх никогда не погонит людей на полтора километра в ночь. Потому что возле палатки страшно, а в ночи раздетым настоящий ужас. Инстинкт самосохранения будет диктовать что лучше с риском для жизни и обморожения выковыривать из палатки вещи. По крайней мере, двух самых одетых. Или хотя бы одного из девяти человек.
В случае с огненными шарами ситуация та же. Люди видят ОШ и испытывают ужас. Отходят от палатки. Но ужас должен уменьшиться и превратиться в страх по мере того, как эти шары исчезают. Когда исчезает ужас, остается страх, который, опять же, погонит людей обратно к вещам и палатке, потому что в противоположной стороне их ждет тот же самый ужас. А он гораздо сильнее страха. То есть в случае с огненными шарами это явление должно было гнать туристов все полтора километра, до самого леса, где благополучно от них отстало. Или, если не утрировать, этот ужас должен был длиться минимум минут десять, преследуя туристов, чтобы они дошли до точки невозврата, от которой проще дойти до леса и разжечь костер, чем вернуться к палатке.
РОкетная версия тут менее уязвима, потому что если над палаткой шарахнуло и люди начали задыхаться, то побегут от палатки вниз. Единственное, в чем тут можно усомниться, так это в организованном отходе, аки ходьба шеренгой и вообще путь в одном направлении. Здесь тоже присутствует ужас, но он усиливается удушьем, поэтому сложно представить в такой ситуации людей, которые неспешно пойдут строго в одном направлении. Скорее все это будет происходить раздельно и в разных направлениях, потому что ужас не тетка. И опять же, отсутствие кислорода должно дотолкать людей до точки невозврата, то есть они должны пройти значительно более половины пути до леса. И еще одно сомнение в том, что путь до леса занял бы ну никак не менее пятнадцати минут. То есть если люди при нехватке кислорода продержались такое время, значит, кислорода им все же хватало, иначе они бы просто задохнулись, не отходя от кассы палатки. Получается, что дышать они могли, но все равно удалялись от палатки в темный лес. Тут у рОкетчиков есть сотни аргументов. Кстати, пока не забыл. Я не спорю с рОкетной версией, я допускаю и ее, и военных, и криминал. Но если рассматриваю рОкетную версию, то допускаю параллельно с ней появление посторонних.
Исходя из этого можно представить характер опасности, от которой уходили туристы. Она была такова, что из двух страхов они выбрали меньший, то есть спуск по склону в лес, за полтора километра (повторю; если вы еще не оценили это расстояние от своего подъезда, то вы вряд ли представите этот путь). Причем это был не обычное событие, которое происходит в считанные секунды (типа схода снежной доски). В подобном случае ужас быстро притупляется и сменяется страхом и опасениями, которые и рядом не стояли с походом в ночной лес (опять же, за полтора км). Опасность была растянута во времени минимум на пятнадцать минут, в течение которых непрерывно угрожала жизни туристов и толкала их в лес. За это время до точки невозврата ни у кого из туристов не прошел страх. И этот страх был таким, что ни один из них не решился повернуть обратно, пока еще было на это время.
Очень надеюсь что изложил свои мысли понятно. Суть темы в том, чтобы записать свои мысли и прояснить характер опасности.