Сложно сказать живая она или нет... возможно и труп.. Если труп... то ещё не выложен на склоне...
Добавлено позже:"По поводу Анямовых. В.Андросов еще два года назад заметил, что подобную тамгу, что запечатлели дятловцы на фотографиях, он видел в книге А.Алквиста, в которой рассказывалось о тамгах хантов. И вот выясняется, что Анямовы - пришлые в Ивдельском районе люди, на самом деле ханты, остяки. И тамга их - хантыйская." - Майя Пискарева...
Добавлено позже:Ушминская пещера
Впрочем, участники турпохода могли осквернить святилище невольно. Как минимум одно такое место на пути следования группы Дятлова было. Это так называемая Ушминская пещера, известная также как Лозьвинская и Шайтан-яма.
Вот что о ней говорится в книге «Культовые памятники горно-лесного Урала» (издание 2004 года, составлена сотрудниками Института истории и археологии УрО РАН): «Расположена на восточном склоне Северного Урала на территории муниципального образования г. Ивдель. Пещера разработана в относительно невысокой известняковой скале правого берега р. Лозьвы, примерно в 20 км. вниз по течению от пос. Ушма (сейчас национальный поселок манси — прим. ред.)».
Далее: «Первые сведения об использовании манси этой пещеры в культовой практике собрал В.Н. Чернецов (известный на Урале археолог и этнограф — прим. ред.), путешествуя в 1937 году по Среднему и Северному Уралу. Проводники ему сообщили, что здесь располагалось родовое святилище рода Бахтияровых».
В научный оборот этот объект ввели позднее, после того как в 1991 году отрядом Института истории и археологии УрО РАН под руководством Сергея Чаиркина здесь провели первые раскопки. Согласно выводам исследователей, святилищный комплекс функционировал здесь едва ли не с палеолита, то есть как минимум на протяжении последних 10 тыс. лет.
Возле Ушминской пещеры дятловцы могли быть 26 или 27 января 1959 года. Судя по имеющимся описаниям, неподалеку от святилища в 1959 году располагался поселок лесозаготовителей, упоминаемый как «41-й квартал». Группа Дятлова прибыла туда на попутке из Ивделя вечером 26 января 1959 года.
На следующий день они совершили первый пеший переход вверх по Лозьве через поселок Ушма к заброшенному поселку золотодобытчиков Второй Северный выше по Лозьве. Начальник лесоучастка Ражев дал туристам даже проводника и подводу с лошадью, чтобы не тащить на себе рюкзаки.
В издании «Культовые памятники горно-лесного Урала» есть как минимум еще два примечательных момента, касающихся Ушминской пещеры. Прежде всего, вход туда женщинам был строго запрещен.
«Манси, путешествуя по Лозьве мимо этого святилища, высаживали всех женщин и детей в 2 км до скалы. Они должны были обойти священное место болотистым, густозалесенным противоположным берегом, запрещалось даже смотреть в сторону капища», — говорится в книге.
В группе Дятлова были две девушки: Зинаида Колмогорова (замерзла на склоне Отортена неподалеку от места, где нашли тело Дятлова) и Людмила Дубинина.
Травмы, зафиксированные на теле последней, еще в 1959 году наводили на мысль о ритуальном убийстве. В судебно-медицинском акте осмотра трупа перечисляется: глазные яблоки отсутствуют, хрящи носа сплющены, отсутствуют мягкие ткани верхней губы справа с обнажением верхней челюсти и зубов, язык в полости рта отсутствует.
Второй любопытный аспект касается строения Ушминской пещеры. Она двухярусная, нижний ярус отделен от верхнего заполненным водой колодцем с сифоном. По сообщениям местных жителей, попасть туда без специального снаряжения можно только зимой, когда уровень воды падает (совпадает с временем похода группы Дятлова).
Именно в этом гроте (по состоянию на 1978 год) имелись предметы жертвенного культа манси. В 2000-м году археологи здесь же нашли три медвежьих черепа с пробитыми в тыльной части отверстиями, что также свидетельствует в пользу ритуального использования места.
Добавлено позже:Версия о том, что именно представители коренного народа убили туристов из группы Дятлова, была основной у следствия до конца марта 1959 года. Считалось, что путешественники поплатились за то, что осквернили (возможно, одним только своим посещением) некое святилище манси.
Известно, например, что фигурантами уголовного дела о гибели на горе Отортен были девять представителей рода Бахтияровых: Никита Владимирович (30 лет), Николай Якимович (29 лет), Петр Якимович (34 года), Прокопий Савельевич (17 лет), Сергей Савельевич (21 год), Павел Васильевич (60 лет), Бахтияров Тимофей, Александр, Кирилл. В отличие от других манси, они не принимали участия в поисках пропавших туристов и путались в показаниях, рассказывая, где они были в момент гибели дятловцев.
Бахтияровы, к слову, считались шаманским родом, уважаемым на западном и восточном склоне Уральского хребта. В источниках упоминается некий Никита Яковлевич Бахтияров, родившийся в 1873 году и проживавший в Ивдельском районе. В 1938 году он был осужден на пять лет лагерей.
Справка об аресте Бахтиярова гласит: «Изобличается в том, что является нелегальным шаманом среди народности манси, крупный кулак, имеющий до сего времени неизвестные органам Соввласти крупные стада оленей, на пастьбе которых он эксплуатирует бедняков манси. Он ведет среди манси антисоветскую агитацию против объединения манси в коллективные хозяйства, против оседлости, разжигает среди манси ненависть к русским и существующему советскому строю, заявляя, что русские несут только смерть манси. Ежегодно Бахтияров собирает всех манси на один из отрогов Уральского хребта, называемый Вижай, где возглавляет и руководит жертвоприношениями по случаю религиозного праздника продолжительностью до двух недель».
Добавлено позже:ТОЗ-34 сохранился номер «21057». Также о ружье известно, что его калибр — 12 на 70, на передней части есть маркировка «УИ», на металлической пластине приклада — «У»
Добавлено позже:В период средневековья на Лозьве вплоть до советского периода имелись юрты манси Каслопова, Бахтиярова, Укладова и др. Любопытно, что в верховье этой реки в 50-е годы лозьвинские манси-охотники имели неожиданную встречу с реликтовым гоминоидом "йети". Местный охотник В.И.Полин сообщает, что в низовье Лозьвы он видел весной, на снегу, огромные следы неведомого существа. Ничего неправдоподобного в существовании реликтовых приматов быть не может, так как огромная по размерам территория восточного склона Урала от г. Ивделя и до Полярного круга людьми почти не заселена и толком не исследована, река Лозьва нами осмотрена в самом верховье (исток реки - озеро Лундхусеп-Тур под г. Огортен) и от поселения Ушма до пос. Бурмантово (зона "Ивдельлага"). Берега реки преимущественно пологие, местами крутые, скалистые. Можно выделить несколько площадок первой и второй надпойменных террас вполне пригодных для древних поселений. Выше по реке от п. Ушма, на левом берегу Лозьвы, в скале имеется небольшая пещера (грот) под названием Китова пасть. Ниже п. Ушма, перед речкой Витим-Ятия, в скале Шайтан-Камень несколько пещер. Наиболее крупная пещера находится в центре известнякового массива. Пещера двухярусная, нижняя часть полости обводнена, и, повидимому, имеет связь с рекой. По сообщения местного жителя В.А. Андросова (информация 1978 года), зимой, когда уровень воды в нижнем ярусе пещеры падает, можно попасть в подземный грот, где имеется предметы жертвенного культа манси. Следует сказать, что почти все пещеры лозьвинского края, куда можно включить pp. Вижай, Сев.Тошемку, Ивдель, являлись жертвенными местами. Об этом свидетельствуют находки, сделанные еще в прошлом веке местным краеведом Крыловым - членом УОЛЕ Н. Прокошевым, геологом Е. Федоровым, а в советское время - вначале топографом, а впоследствии известным археологом В.Н. Чернецовым.
Добавлено позже:"Ушминская (Шайтан-яма, Лозьвинская) пещера.
Пещера разработана в относительно невы¬сокой (до 20 м) известняковой скале правого берега р. Лозьвы, примерно в 20 км вниз по те¬чению от пос. Ушма. Река в месте расположения утеса делает крутую излучину, меняя свое направление с меридионального на широтное. Под скалой глубокий (до 6 м) омут, который у русских охотников называется Шайтан-яма.
Первые сведения об использовании манси этой пещеры в культовой практике собрал В.Н. Чернецов, путешествуя в 1937 г. по Среднему и Северному Уралу. Проводники ему со¬общили, что здесь располагалось родовое святилище рода Бахтияровых. Манси, путешест¬вуя по Лозьве мимо этого святилища, высаживали всех женщин и детей за 2 км до скалы. Они должны были обойти священное место болотистым густозалесенным противополож¬ным берегом, запрещалось даже смотреть в сторону капища. Взрослые мужчины, подплы¬вая на лодке к пещере, пили и выливали в реку вино, бросали монеты, оставляли в пещере в качестве даров шкуры животных."
Добавлено позже:Ходили на священное место Халь-пауль. Находится по дороге на Лопсия на берегу старицы саженях в полсотне от берега. Священное место состоит из небольшого двухскатного лабаза. На двух столбах (стволы деревьев) на высоте 1,3 м сделаны перекладины, на которых настелены доски. Сверху - крыша из бересты, передние и задние стенки заставлены кусками бересты. Слева от лабаза на одном столбике установлено подобие юрточки или чамьи из досок (ура). Она оказалась пустая (не считая обрывка красной тряпки). Еще левее - норма, на которой обычно устраиваются жертвоприношения. Саженях в 50 - подобный первому лабаз, в нем жертвенная утварь. Кирилл привел меня на место, но не решился сам ни открывать лабаз, ни дотрагиваться до вещей, как у Лап-тит ойка. Когда я открыл лабаз, вынув переднюю стенку, то на переднем плане увидел знаменитого слона. Он был покрыт много-членными платками, из которых 3—4 были завязаны под брюхом, а 5—6 — под шеей. На бивнях - кольца (8), серебря¬ные и медные. На спине в двух местах круглые отверстия диаметром 1 [?], во¬круг этих отверстий следы пайки на глубину 10 мм. Одно отверстие немного впе¬реди крестца, а другое на шее. Хобот поднят, слон трубит, ноги поставлены прямо. Задние ноги залиты бронзой или низкопробным серебром. Пе¬редние полые. На левом боку отверстие, внутри слон полый (толщина стенок около 1—3 мм), на ногах и боках слона штриховка. В левом переднем углу лабаза шкурка белки и обрывок тряпки с позументом, рукоятка из оленьего рога, тут же пучок стрел с железными наконечниками. Справа — бубен, завернутый в материю. За передним столбом на низеньком четырехугольном столбике сложены ялама, под ними в куске шелковой ткани — две штампованные жестя¬ные тарелочки. Одна с изображением джонки, японских вееров и т. д.; а другая — с изображением королевы Виктории и английской надписью вокруг Victoria. В обертывающие тарелочки ткани за¬вернуты деньги. Эти тарелочки называются карда. Эти карм, по словам К. Сампильталова, также являются пупыхами. И дейст¬вительно, судя по тому, как они завернуты, они, очевидно, весьма, почитаются. В задней части лабаза мешок из зеленой материи, наполнен¬ный различными материями (не рассматривал). На дне этого мешка прощупал какую-то фигурку. Распустив немного устье мешка, извлек ее. Оказалась фарфоровая фигурка совы — переч¬ница работы М. С. Кузнецова. Фигурка белая; когти, клюв, гла¬за - черные, контуры крыльев, перьев золоченые. Фигурка завер¬нута в белый платок, в который завязаны монеты.
По преданию, фигура слона была в свое время полна сереб¬ра. Однажды был очень голодный год (это было давно), и серебро было использовано на приобретение хлеба.
Чернецов В.Н.
Добавлено позже:Федоров Е С Сведения о Северном Урале 1886, список юрт:
Лозьва: ниже устья р.Ахтыл Алексея Укладова
Около оз. Савпаультур - Коврижных
при устье Карпии - Алексея Укладова
Выше устья Талицы - Николая Кослопова
ниже устья Талицы - Петрушинские
При устье Тоньши - Шеиных
На Тошемке: Выше устья Паулинсос -Игнатий, Кирилл, Тимофей, Николай Тошемские
При впадении Паулинсос Бахтиярова
На Вижае: при впадении Анчуг - Степана Тошемского
На р.Колходомии, приток Анчуга, -Игнатия Тошемского
В районе современного "горелого моста" - юрта Тюйковых и Вижайский склад
На реке Тосемке (приток Ивделя) - Ивана Фадеева
Добавлено позже:Чернецов В.Н:
«Вчера ходили с Кириллом на священное место пос. Яны-пауля — Леп-тит ойка. Место находится на левом берегу р. Лепла. Недалеко от устья близ Леп-тит ойка урьи на еловой и кедровой гриве стоят четыре чамьи, вокруг столбики от бесчисленных чамей. Кирилл сказал, что их было в свое время тридцать. Чамью ставят новую через каждые пять лет. Около дороги — два кедра, на которых вырезаны лица, густо замазанные кровью и жиром. Это - арас ватат урне менквых. Немного дальше еще два лица лёнх сунт урне менквых. Чамья на двух столбах. Боковые стенки собраны угловыми вертикальными столбиками с прорезом. Вер¬хушки столбиков обтесаны в виде голов. Это - ави сунт увры менкв. В одном из старых амбарчиков хранится жертвенная, посу¬да и утварь, три подноса, несколько мисок, топоры, которыми ру¬бят дрова, и топор для разрубания лосиных голов. Последние при¬возятся сюда, и обыкновенным топором рубить их нельзя. В одной из чамей находятся идолы.
Но наши ожидания были обмануты. Самого леп-тит ойки здесь не было, не было и его меча, а самое главное - Тав хуритэ — ло¬ся, который, по словам Кирилла, отлит из свинца, с золотыми гла¬зами и серебряной монетой, вставленной в живот. Этот лось при¬везен с Лозьвы. Главный идол - деревянный, из кедра, глаза у не¬го золотые. Здесь мы нашли Леп-тит ойка пыге, небольшого дере¬вянного идола с серебряными глазами, одетого во множество одежд и несколько островерхих шапок из сукна. Рядом с ним Щах ойка - Леи тит ойка хумити. Это - бронзовый боевой молоток с железным клювом. Молоток древнего происхождения, но по виду поражает своей новизной, бронза не имеет патины, углы слабо за¬глажены, а железо лишь потемнело, но почти не имеет ржавчины. Молоток завернут в бесчисленные одежды. Кроме того, в амбарчике была стрела и много одежд, сшитых из цветных ситцев. Не¬много в стороне — ирхатры хан, обычного типа»
Бауло:
В 1989 и 1997 гг. нам удалось побывать в селении Яны-пауль. Выяснилось, что святилище Леп-тит ойки продолжает функционировать до сих пор. В лесу, в трех километрах от берега Леплы стоит амбарчик, возле которого развешены шкурки. В амбарчике “живет” Лептит-ойка; в одном из домашних святилищ селения хранятся фигуры его младших братьев. Посещать святилище можно только с Тимофеем Самбиндаловым или его отцом. Когда хранитель собирается посетить Леп-тит-ойку, он должен предупредить всех в селении - до его возвращения нельзя мыть пол, стирать и т.п. Ходят туда каждый месяц, ставить богу бутылку. Женщины остаются на берегу реки и готовят чай. Мужчины уходят к амбарчику, взяв с собой новые платки для подношения духу-покровителю. В угол платка завязывают монетку, зажигают березовую чагу и окуривают платки в этом дыму. В жертву Леп-тит-ойке дважды в год приносят оленя или теленка.
Добавлено позже:Кузнецов, «Природа и жители Северного Урала» пишет: «Из Никито-Ивделя лесной тропой на Нижне-Вижаиский склад, оттуда по Вижаю, Лозьве и Тошемке на Тошемский склад, оттуда тропою на Ушминский склад , затем поднялся по Лозьве до Покровского зимовья, далее по тропе Лебедзинского дошел до Сосьвинского склада.»
Добавлено позже:Вспоминаю первое знакомство с ними в 82 г.,тогда в ноябре на Суевате собирались все манси,а госпромхоз завозил туда на склад продукты ну и водку.В это время манси сгоняли с гор оленей,шла сдача пушнины,мяса,ягод.Ну и происходила всемансийская пьянка.Вот тогда меня более старшие товарищи и просвятили,что пьём с мансями только до тех пор,пока их женщины не начнут убирать колюще режущие предметы и что ни в коем случае не вмешиваться в их разборы,и не разнимать.Эти разборы запомнились на всю жизнь.Началось это как обычно,потом я видел это не раз.В тот момент когда 80 летний Куриков одевал парадный белый ментовский мундир,он у него хранился с 50-х и в таких случаях он надевал его,можно было уезжать,так как манси начинали свои разборы.Я так думаю, что мундир одевался чтобы не получить чисто случайно.Кровищи было много но в основном нанси толкались,в редких случаях шли кулаки,хотя пытались применить и оружие тут женщины растаскивали драчунов.Потом опять застолье и опять разборы,в общем до тех пор пока не кончалась водка.В те времена все драки были из за оленей или кто лучше охотник.С тех пор я уяснил одну вещь,не можеш понять что тебе говорят,просто кивай головой,ну и если пришлось выпить то лучше вовремя свалить.
Добавлено позже:"Необычную и уникальную коллекцию собрал охотник манси Роман Анямов из далёкого северного посёлка Ушма, что в 150 километрах от Ивделя.
Долгие годы он коллекционировал вогульские родовые знаки, так называемые катпосы. Буквальный перевод этого слова — «след руки». Издревле манси использовали катпосы как своеобразную письменность. Одним значком, вырезанным ножом на дереве, они могли сообщить, кто здесь охотился, насколько удачным был промысел, сколько при этом охотнике было собак и т.д. У каждого манси, в том числе у женщин, когда-то был свой именной знак — катпос."
Общее тюркское - "тамга", вот только мне кажется, что затесы на дереве несут больше информации, кроме катпоса (кто охотился) на них схематично изображалось кого убили, сколько собак было... Заплатин М.А пишет еще про "сопра" - видимо что-то вроде изображения бога на стволе дерева: "По старинному поверью манси, Сопрат-сос (ручей) являлся как бы границей владений Неройки – «Старика Урала». Каждый, кто впервые попадал к этому ручью, должен был вырезать на дереве «сопра», то есть общераспространённый знак, своего рода талисман. Манси считали, если не сделать этого – непременно произойдёт несчастье. Неройка обязательно накажет ослушника. Вырезали «сопру» в основном те, кто двигался из глубины тайги к горам".