Художественная литература, на научный язык не похоже. Много своих фантазий.
У вас только это , в качестве претензии? Вы сознательно ищите изъяны? А я ищу аналогии везде. И уж Шесталов врядли бы стал фантазировать в том, что хорошо знал. У меня достаточно и научных данных в этой теме, они полностью соответствуют приведенному описанию.
Добавлено позже:“Деревянные идолы, деревянные идолы... Не-а, это не наши, это у хантов такие бывают. Наши пупыны все тряпичные... Вот у русских, я знаю, спасение во Христе, да, христианство. У нас этого нет – мы все свое с собой носим. Отец мой, я помню, в Тюмень ездил, так он своих богов в сундуке возил. У нас-то, у Анямовых, родовой бог – щука. То есть не рыба щука, а бог в виде щуки, вот так. Вит ялпын аки... Ему в жертву петуха приносили. А когда петуха не было, говорили, надо русского младенца украсть и в жертву принести... – Дядя Рома выжидающе посмотрел на нас. – Ну это давно было, сейчас так не делают. Варварство. Лучше все-таки петуха... Столько традиций было, у-у... Молодежь-то этого всего уже не знает, не интересуются. Да и оленей уже нет давно, последнего десять лет назад продали, а деньги пропили... Раньше каждый год был такой праздник – вот как раз в августе, ага – там надо было оленей в жертву приносить. Все родственники собирались, съезжались кто откуда. Ну оленей нет у нас теперь, но собираться стараемся – хоть раз в год посидеть всем вместе."
Нынешние селения Куриковых разбросаны по Пелыму. В каждом селении – одна-две семьи. В одном из таких паулей до недавнего времени жили братья Семен и Василий Куриковы. У младшего брата была жена Полина. Случилось так, что со временем и старший брат, одноглазый Семен, тоже стал жить с ней как муж с женой. Узнав об этом, Василий выколол брату второй глаз. Жена все же стала общей, а Василию во сне начали являться менквы. Согласно одной “научной” версии, подобные сновидения суть не что иное как странное проявление депрессии, распространенное среди манси. Как бы то ни было, преследуемый кошмарами Куриков покончил с собой.
большинство манси выбирают одну из двух стратегий общения: одни не рассказывают ровным счетом ничего, другие рассказывают всё – легенды, обычаи, обряды, – но ничего не показывают, и, как выясняется позже, все рассказанное ими было придумано на ходу.
Когда Дядя Рома говорил про “недалеко”, он имел в виду: по мансийским меркам. Сорок километров здесь считаются расстоянием, которое нетрудно осилить пешком. До Тресколья было всего километров десять, но идти нужно было через тайгу и болота, и, хотя наш проводник все время советовал нам идти “по тропинке” (“Идем лучше здесь, здесь тропинка”), никаких тропинок никто кроме него не видел. Он шел напролом. Казалось, он вовсе не замечал комаров и мошки, облепляющих все тело
Кладбище (“савонкан”) принято посещать вечером, когда начнет темнеть. Оно находится в лесу, недалеко от Тресколья. Идти пришлось окольными путями. Дядя Рома пояснил: “Напрямую вам нельзя – у нас там... ну, в общем, мы там собираемся, поклоняемся речке... Так что в обход пойдем, да?” Он был готов показать нам всё кроме святилища. Святилище – это то, что манси обязаны скрывать от посторонних глаз. Вообще-то на савонкан нам тоже нельзя, но здесь Дядя Рома почему-то решил отступить от традиции.
http://magazines.russ.ru/october/2008/1/ct11.html