Дерево для жертвоприношений выбирали самое высокое на местности, чтобы это дерево было видно издалека, и обязательно очищали его от нижних веток. Ствол этого дерева обмазывали кровью жертвы и клали под деревом тела жертв. (из жития св. Стефана Пермского). В 1935 г. В.Н. Чернецову удалось посетить святилище Леп-тит-ойки (Лепла-тит-ойки), находившееся на левом берегу Леплы, впадающей с правой стороны в Северную Сосьву недалеко от селения Яны-пауль. Рядом с тропинкой, идущей к капищу, стояли два кедра, на стволах которых были вырезаны лица менквов, густо замазанные кровью и жиром.
Манси в языческих заклинаниях созывают свои божества до определенной границы, до "верхушек низких деревьев, и до середины высоких деревьев". Границы миров-уровней отмечаются ими именно обламыванием веток, не срезанием или рубкой. Верхний мир, располагаемый на небе, в мифологии манси населен многочисленными божествами. Начинается он с высоты в 7 м. Средний мир считается местом обитания самого человека, а также различных духов. Соответствует он высоте 5 метров. Вспомним так называемое окно в кедре. Обломи пару веток на высоте 5 м, вот и образовалось таинственное окно с видом на священную гору Холат Чахль. Нижний мир - это обиталище умерших предков. Чтобы обозначить нижний мир в ритуале жертвоприношения, обламываются ветки на высоте 2 метров от уровня земли.
Связующим звеном всех трех миров выступает "Мировое древо", рядом с которым совершают жертвоприношения. То есть тот самый кедр, у которого нашли два тела и под которым свидетель Г. Григорьев откопал шкуру неизвестного животного.
Обратим внимание на показания поисковика Г. Атманаки, сказавшего о том, что деревья около кедра были срезаны ножом: "Кроме того не было необходимости резать или рубить, т.к. все эти молодые побеги легко ломались даже от небольшого усилия. Можно подумать, что делали это люди сильно ослабевшие, либо с затуманенным рассудком. На самом кедре сохранились следы свежих изломов. Было сломлено большинство сухих ветвей на высоту до 5 м. Кроме того сторона кедра обращенная в сторону склона, на котором стояла палатка была очищена от ветвей на высоте 4-5 м. Эти сырые ветви не были использованы и частично валялись на земле, частично повисли на нижних ветках кедра.
Срезать тонкие стволы могли сами манси. Как раз, чтобы получить жерди для помещения на них фигур, изображающих божества и духов, стволы тонких деревьев не ломают, а срезают или рубят.
Руководитель поисков Е.П. Масленников тоже упоминает, но уклончиво, о том, что стоящие рядом с кедром березки пытались срезать: "Нижние ветки кедра на высоте до 2-х метров (сухие) были обломаны, человек, очевидно, залезал на кедр, т.к. на высоте до 4,5 - 5 м ветки на кедре тоже были поломаны. Недалеко от кедра стояли две березки, которые имеют сильные надрезы, как будто пытались березки срезать."
Военнослужащий Ивдельлага А. Чернышев заметил: "У подножия трупов ножей обнаружено не было, а у костра деревья были срезаны ножом. Снизу у кедра, сколько может достать человек, сучья были обломаны полностью. Кроме того один сучок был сломан на высоте метров 4-5. сучья сломаны были толстые, такие сучки можно обломать только при большом усилии, если, например, повиснуть на них всем телом."
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtml