Римский додекаэдр – это приспособление, помогавшее сохранять соосность трубчатых ножей, при вырезании ими из пластичного материала (возможно глины) цилиндров, с отверстиями вдоль их оси вращения, или проще говоря, втулок.
Додекаэдр, своими выступами, вдавливали в глиняную заготовку до соприкосновения нижней грани с её поверхностью, что прочно фиксировало его на заготовке. Затем в отверстие верхней грани вставляли трубку - нож с заточенным нижним краем и внешним диаметром, равным диаметру отверстий на верхней и нижней гранях. Отверстия служат направляющими для трубчатого ножа, не позволяя его оси ни наклоняться, ни смещаться в сторону от заданного ими направления. Вращательным движением нож внедряли в глиняную заготовку, при этом, он формировал отверстие втулки и одновременно, когда его извлекали из заготовки, удалял из отверстия вырезанный им столбик глины. Потом додекаэдр отделяли от заготовки, чтобы снова поставить обратно, но уже гранью с отверстием большего диаметра, равного диаметру будущей втулки. Лунки, выдавленные в заготовке выступами додекаэдра, позволяли установить его точно на прежнее место. Поэтому, ось второго большего ножа, естественно с диаметром равным диаметрам отверстий в новой паре граней, совмещалась с осью отверстия, вырезанного в глине. В результате, втулка, которая по окончании работы, извлекалась из корпуса второго ножа, имела стенки одинаковой толщины.
Затем на втулку наматывали прядь волос, а в отверстие вставляли нагретый металлический стержень. После окончания термической обработки прядь принимала и сохраняла приданную ей форму, т.е. глиняные втулки - это бигуди. У них подходящий диапазон размеров, от маленьких локонов до больших, ещё они симметричны, что делает равномерным нагрев волос. Находки глиняных бигуди есть, но именно таких, в виде ровных цилиндрических втулок, нет. Возможно, пока нет, из-за редкости самих римских додекаэдров, а возможно, их и не должно быть. Завивку могли делать, на бигуди из сырой глины, и по окончании, при их удалении, они разрушались, т.е. были одноразовыми. Почему сырая глина? У неё лучше теплопроводность и больше теплоёмкость, чем у обожжённой пористой, а значит бигуди из сырой глины быстрее нагревались и дольше держали тепло, т.е. были более эффективны. К тому же, на качество завивки мог положительно влиять минеральный состав глины, а также состав органических и других включений, в ней встречающихся. Бигуди могли быть многослойными. Втулку из сырой или обожжённой глины впрессовывали в отверстие в восковой заготовке, вырезанное ножом того же диаметра, что и втулка, потом ножом большего диаметра вырезали из воска уже готовую двухслойную втулку. В воск добавлялись ароматические смолы или другие вещества, улучшающие качество завивки и внешний вид волос. Большой вопрос, как бигуди удаляли по окончании завивки, но это дело десятое, т.к. всем известно, что красота требует жертв.
Раз волосы завивали на бигуди из сырой глины, то изготовлять их приходилось одновременно, по мере необходимости. Додекаэдр облегчал такое совмещение. Он упрощал работу и экономил время, заменяя собой несколько приспособлений. Принцип - много в одном, который, например, заложен в конструкции современных гаечных ключей, реализуется в римском додекаэдре даже более оптимально, чем в них. Ведь додекаэдр, имея всего шесть пар направляющих отверстий, позволял получать втулки пятнадцати типоразмеров.
Выбор бронзы, а допустим, не дерева, для изготовления додекаэдра, объясняется частыми контактами с сырой глиной - дерево бы быстро рассохлось, кроме того, такой тонкостенный предмет из дерева вряд ли выдержал те, хоть и не большие силовые нагрузки, которым он бы подвергался. Керамика тоже не подходит, она конечно водостойкая и достаточно твёрдая, но хрупкая. И керамический додекаэдр служил бы своему хозяину (хозяйке) только до первого падения на каменный пол. Поэтому бронза, она и воды не боится, и прочная.
Но есть недостаток - приличная цена: стоимость самой бронзы, плюс изготовление (литьё по выплавляемой модели). Вероятно из-за него римский додекаэдр не получил широкого распространения. Большинство парикмахеров пользовались чем-то более дешёвым, хотя и менее удобным, либо вообще не практиковали такой способ завивки волос. Напротив, неширокое распространение, которое он всё-таки имел, он мог получить среди высокооплачиваемых профессионалов (древнеримские стилисты?), которым важны были не цена, а именно удобство пользования, качество бигуди и следовательно качество завивки.
Во все времена о причёске больше заботились женщины, нежели мужчины. И вполне естественно, что завивка волос, в основном, занятие женское, к тому же, римский додекаэдр - изящная, ажурная вещь, похожая на украшение или какую-нибудь безделушку, и если это инструмент, то скорее инструмент для женских, чем мужских рук. Как подтверждение - находки римских додекаэдров в захоронениях женщин. Их клали в могилы мастериц по завивке волос, как самое для них дорогое, ну совсем, как меч в могилу воина. Но, тогда додекаэдр скорее оружие из женского косметического арсенала, а не из мужского армейского. Поэтому додекаэдры, найденные на местах римских военных поселений, можно рассматривать в том же ключе, как инструмент парикмахера. Поселения были форпостами римской цивилизации на завоёванных землях, хозяйственно самодостаточными с относительно высоким уровнем жизни (военные всегда неплохо зарабатывали), поэтому, местные модницы вполне могли позволить себе причёски не хуже, чем у дам в метрополии.
Альтернативный вариант - додекаэдр был взят на вооружение армейскими парикмахерами (если такие конечно были, но ведь в походах кто-то же занимался причёсками легионеров, центурионов и легатов). Зачем возить с собой бигуди, которые ломаются и теряются, если их, по мере необходимости, можно изготовлять. Глиняные втулки, вырезанные с помощью римского додекаэдра - идеальные заготовки для бигуди, их нужно только немного раскатать и провести обжиг.
Граница распространения додекаэдров в Римской империи наверно не окончательна. С появлением новых находок она будет меняться или даже может совсем исчезнет. Но, если она действительно существовала, то это могла быть граница моды на вьющиеся волосы. Возможно по другую от неё сторону жили народы кудрявые от природы. И везти туда, к ним, приспособление для изготовления бигуди, всё равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
Короткой жизнью римский додекаэдр (2-3 века н. эры) может быть обязан окончательному становлению в четвёртом веке христианства, как государственной религии. Под его влиянием мода в древнем Риме стала более аскетичной. Эксклюзивные причёски с технологически сложной завивкой оказались не востребованы, додекаэдр стал не нужен и про него вскоре забыли.
Второй большой вопрос и плюс жирный минус - отсутствие находок трубчатых ножей, а ведь они по идее, должны сопровождать находки додекаэдров. Но, если оставить парикмахеров и бигуди в покое, и говорить по существу, то набор из шести пар круглых направляющих разного диаметра с возможностью точного совмещения их осей при повторной установке на маркирующей поверхности, можно рассматривать как один из вариантов функционального назначения римского додекаэдра.