А будет продолжение экскурса в снаряжение тех лет? Очень интересно и познавательно
Ну,если отвлечься от группы Дятлова и их лыж, а говорить вообще о лыже-горном снаряжении того времени, о лыжах в первую очередь, как основном элементе лыжного похода, то использовались они тогда самые разные.
Те, что у дятловцев, явно были узковаты для рыхлого снега в лесу. Поэтому многие использовали более широкие, охотничьи. Они, конечно, потяжелей, но зато не так проваливаются в снег. Оптимальный вариант - лыжи шириной 12 см по всей длине. Их прямой потомок выпускается и сегодня - это лыжи "Лесные" такой же ширины. Прекрасно подходят для снежный условий Северного Урала, Алтая, Хакасии и Горной Шории. На более широких идти целыми днями уже не очень удобно и их почти не использовали.
Другие использовали в качестве походных, если удавалось достать, прыжковые лыжи - они по ширине как охотничьи, но гораздо легче. В общем, какого-то правила не было, кто что мог достать, или что выдавали в турклубе, на том и ходили.
Но такие лыжи (охотничьи и прыжковые) хороши для рыхлого снега, например, на том же Северном Урале. Для Полярного же Урала, например, или Севера Камчатки, Таймыра такие лыжи уже плохо годились. Там леса уже мало, и склоны и вовсе голые с выдутым и плотным снегом, и деревянные канты таких лыж за неделю часто превращались в лохмоться. Поэтому, многие, кто шел на Полярный Урал и другие подобные регионы, использовали в качестве походных горные лыжи. Они гораздо крепче охотничьих и прыжковых, при этом достаточно широкие, лучше приспособлены для спусков, а главное - у них была стальная окантовка, что позволяло лучше цепляться за плотный снег, как на спуске, так и на подъеме, и можно было не опасаться, что к середине похода канты таких лыж сотрутся и превратятся в лохмотья, которые на склонах просто не будут держать.
Тогда горные лыжи были еще деревянными, в отличие от современных, которые исключительно пластиковые, поэтому на них можно было легко передвигаться и по равнине в том числе, без всяких мазей. (Первые пластиковые лыжи появились лишь шесть лет спустя после трагедии дятловцев, в 1965 г., их выпустила австрийская фирма "Фишер". Такие лыжи для походов уже малопригодны - их нужно постоянно смазывать или подбивать камусом, иначе передвигаться на них по равнине, а тем более, вверх, просто невозможно). А вот древние деревянные горные лыжи популярны у некоторых туристов-лыжников до сих пор, достать только их уже сложно.
Еще один вариант лыж того времени - т.н. "подрезы". Это когда обычные туристические лыжи подрезали по кантам, делая такую канавку по краю скользящей поверхности, в которую крепили стальные канты, снятые с горных лыж. И тогда на плотном снегу, наледях и фирне, такие лыжи по краям не лохматились и прекрасно держали на крутых фирновых склонах.
Зачем надо было гробить горные лыжи, снимая с них кант, понятно: они тяжелее туристических, у них нет канавки посередине, из-за чего по малому снегу на равнине они "гуляют" и плохо управляются, а главное, сильно проскальзывают при движении вверх, даже несмотря на то, что тоже деревянные. Поэтому их мазали мазью держания по всей длине, часто в мазь не попадая, из-за чего они вообще переставали скользить, не только назад, но и вперел...
Но зато горные лыжи гораздо прочней туристических, их почти невозможно было сломать.
В общем, не было идеальных лыж, даже если можно было выбирать из всего перечисленного. А такого выбора, как правило не было. Поэтому и извращались, как могли... Да и сейчас продолжают. Хотя, казалось бы, появились, наконец, нормальные горно-туристические лыжи - Бескиды.
Но появились же специальные, нормальные горно-туристические легендарные "Бескиды" Мукачевской фабрики, на которых проходило не одно поколение туристов, гораздо позже истории с группой Дятлова. И хоть они не относятся к тем годам, говоря про туристические походные лыжи, не упомянуть о них - просто кощунство.
Делались они из твердых сортов дерева (бука, например) который подвергался специальной обработке. По краям были окантованы стальным наборным кантом, что позволяло его легко отремонтировать даже в походных условиях, просто заменив поврежденное звено новым. Сломать их было нереально. Быстро и заслуженно завоевав сердца многочисленных туристов-лыжников по всей стране, они исчезли с обретением Украиной незалэжности - фабрику просто продали австрийцам и те вместо легендарного "Бескида" начали клепать дешевый беговой ширпотреб под марками Фишер и Россиньоль.
Сейчас производство Бескидов пытается восстановить фабрика "Маяк", но это уже совершенно другие лыжи - технология изготовления тех Бескидов, похоже, утеряна навсегда.