Исчезновение Оуэна Парфитта
Артур Конан Дойль полагал, что в деле Оуэна Парфитта невозможно определить, кроется ли разгадка тайны в сверхъестественным или в земном, - и даже в последнем случае, по его словам, оно оставалось бы «одной из самых занимательных загадок, которые когда-либо становились известны британской публике». Это история о том, как простой человек исчез при обстоятельствах столь странных, что иные люди готовы увидеть в нём явление демонических сил или вмешательство инопланетян.
Впервые, по-видимому, случай Оуэна Парфитта был изложен в печати, когда в 1789 году неизвестный прислал письмо в редакцию провинциальной английской газеты «Бат Кроникл энд Уикли Газетт» («Bath Chronicle and Weekly Gazette», Бат – город на юге Англии). Автор послания укрылся за псевдонимом «Шептончанин» (написав его на латыни - Sheptoniensis) - житель города Шептон-Маллет, которой и стал сценой интригующих событий. Он признавал, что история, рассказанная им, может показаться невероятной, но заверял читателя, что она является всецело подлинной и многие уважаемые в городе люди могут подтвердить её.
В городке Шептон-Маллет в английском графстве Сомерсет жил старик по имени Оуэн Парфитт. По ремеслу своему он был портным. Согласно «Шептончанину», в годы молодости он служил солдатом в Америке. Он тяжело болел и оказался прикован к постели за многие годы до удивительных событий, ставшего причиной письма «Шептончанина». Он впал в крайнюю бедность и жил благодаря поддержке со стороны его «добрых соседей» - в этом выражении автор, вероятно, имеет в виду не обитателей ближайших домов, а благотворительность местного церковного прихода. Уход за больным лёг на плечи его сестры. «Шептончанин» замечает также, что Парфитт стал религиозен.
Как-то в один из летних дней 1765 года, около полудня, старик захотел подышать свежим воздухом. С помощью некоторых соседей сестра спустила его вниз по лестнице и усадила в кресло. Как можно понять, он остался в помещении дома («the passage of the house»), то, что мы бы назвали коридором или передней. Коттедж Парфиттов стоял у дороги, ведущей к соседнему городку Уэллс. Одна дверь дома выходила прямо на улицу, другая – во двор, окруженный зданиями.
Сестра Оуэна отлучилась на несколько минут и старик остался в одиночестве. И больше его никто не видел. Инвалид, не способный ходить, исчез бесследно.
Жители Шептон-Маллета всячески пытались найти его или узнать, что с ним произошло. «Шептончанин» подчеркнул, что Парфитт никак не мог уйти самостоятельно, но автор письма и не верил тому, что он мог пасть жертвой насилия, ибо он был очень беден, да и никаких следов преступления не было обнаружено.
«Шептончанин» оставил читателю судить, как может быть разгадана тайна.
В 1793 году имя Парфитта попало в третий том «Истории графства Сомерсет, написанной Дж. Коллинсоном и Э. Рэком. В некоторых деталях текст сомерсетских «антикваров» отличается от материала «Газетт». Автор письма был уверен, что роковые события произошли в один из летних дней 1765 года, создатели описания Сомерсета (на самом деле, один Коллинсон: Рэк выполнил топографический и естественно-научный обзор края) датируют их 1763 годом. Они передают, что вечером того дня, как старик исчез, человек, вроде бы внешне похожий на Оуэна Парфитта, был замечен в Западных лесах возле соседнего города Фрум в десяти – двенадцати милях от Шептон-Маллета. По их словам, в публике преобладало мнение, что старик каким-то образом смог встать и уйти, но затем вновь поддался болезни, упал и умер в какой-то пруд или яму, где его не смогли отыскать.
Жители Шептон-Маллета и его окрестностей так и остались озадаченными этой загадкой. Она стала легендой, и история старого портного даже превратилась в сюжет баллады, опубликованной в газете «Бэт Геральд» («Bath Herald»).
Тайна Парфитта завлекала учёного и священника Сэмюэла Батлера. Выпускник Кембриджа, филолог-классик, то время он был директором школы в Шрусбери (к слову, одним из его учеников был Чарльз Дарвин). Впоследствии он станет епископом Личфилдским. Сам он жил не в Шептон-Маллете, поэтому он постарался найти себе помощника из местных. Он пытался заинтересовать загадкой шептонского адвоката, солиситора Хайатта, но тот отговаривался старостью и глухотой.
В ноябре 1813 года житель Шептон-Маллета Томас Строуд найдет в саду возле дома Оуэна Парфитта человеческий скелет. Новость об обнаружении трупа подстегнёт Батлера. Когда в Шептон-Маллете появился новый адвокат, Уильям Маскелл, священнику удастся заинтриговать его делом Парфитта. Юрист и учёный занялись амбициозным расследованием.
О работе Батлера и Маскелла многое известно благодаря их потомкам.
Сын солиситора, тоже Уильям, изучив документы отца, посвятил несколько статей тайне Оуэна Парфитта. Автор статьи «Тайна Оуэна Парфитта» в номере журнала «Уанс э уик» («Once a week» - «Один раз в неделю») от 2 марта 1867 года подписался инициалам "У. М." и прямо упомянул, что его отец проводил расследование для Батлера. Несомненно, это Маскелл. Видимо, на эту же статью ссылается Батлер-младший, правда, он указывает год её издания как 1857 (возможно, опечатка). В том же 1867 год Маскелл выпустил книжку под тем же названием (к сожалению, пока она остаётся нам недоступной). А в 1872 году он поместил очерк о Парфитте в сборник разнообразных документальных и художественных текстов, так и названный «Всякая всячина» («Odds and ends»).
Внук епископа, его полный тёзка, стал известным писателем (в историю литературы он вошёл, главным образом, благодаря роману «Эревон»), популяризатором Дарвина и автором афоризмов. Он написал биографию деда с более чем информативным названием «Жизнь и переписка доктора Сэмюэла Батлера, директора Шрусберийской школы в 1798 – 1836 годах, и впоследствии епископа Личфилдского, в той мере, в какой они иллюстрируют научную, религиозную и общественную жизнь Англии в 1790-1840 годы» («The life and letters of Dr. Samuel Butler, head-master of Shrewsbury school 1798-1836, and afterwards bishop of Lichfield, in so far as they illustrate the scholastic, religious, and social life of England, 1790-1840»). В этой книге он уделил место и делу Парфитта, опираясь на статью Маскелла-младшего и пользуясь документами из личного архива епископа, которые после его смерти были переданы в Британский музей.
В 1814 году Маскелл при содействии местного священника опросил ещё живых свидетелей тех дней, когда исчез Парфитт и велись его поиски.
В целом, показания стариков оказались на удивление непротиворечивы и последовательны для рассказов о событиях полувековой давности.
Важнейшим из свидетелей была Сузанна Снук: она помогла сестре Парфитта перенести больного в тот день и они были последними, кто видел Парфитта. Когда её нашёл Маскелл, ей уже минул 81 год жизни, по крайней мере, так пишет Батлер-внук.
Маскелл-младший пересказывает её слова (здесь мы следуем его статье). В то время ей было около 25 лет. Парфитт какое-то время был в армии и служил в Африке. За какое-то время до исчезновения Парфитт уже был более или менее калекой, и стал совершенным калекой к тому времени, когда, как предполагают, он был похищен. Она помогала сестре переместить его в кресло в то время, как менялось постельное бельё, и это кресло обычно ставили или в передней, или сразу за дверью дома так, чтобы он мог немного подышать свежим воздухом. В день исчезновения она, как обычно, помогла сестре поместить его в его спальной одежде в кресло снаружи двери, и на его плечи накинули старую куртку.
Снук ушла, но примерно через четверть часа ей сказали, что Оэун пропал. Вернувшись к Парфиттам, она застала старую женщину сильно взволнованной и горько плачущей. Она не могла сказать, что стало с её братом.
Батлер цитирует показания Снук как будто бы прямо по тексту Маскелла-старшего, хотя и не полностью, а в извлечениях.
«Его старшая сестра, очень немощная и значительно старше Оуэна Парфитта, заботилась о нём. Свидетель часто помогал сестре переместить его в кресло в то время, как менялось постельное бельё, и это кресло обычно ставили или в передней, или сразу за дверью дома так, чтобы он мог немного подышать свежим воздухом. Примерно за полчаса до того, как он исчез, свидетель, как обычно, помогла сестре поместить его в кресло, и на его плечи накинули старую куртку. Затем она покинула дом, но, получив тревожное сообщение о том, что Оуэн Парфитт исчез, что, как она убеждена, произошло не позднее чем через полчаса после того, как она его оставила, она вернулась и обнаружила сестру глубоко опечаленной утратой брата и сильно взволнованной тем, что она не знала, что произошло с ним. Сестра сообщила свидетелю следующее.
После того, как она поменяла постельное бельё, она спустилась вниз и, не услышав брата, позвала его, [сказав] "Оуэн"; не получив ответа, она пошла прямо туда, где она его оставила, и нашла только кресло и куртку.
Свидетель сказал, что немедленно начались поиски во всех колодцах и прудах, а также полях и так далее, но без пользы. Далее она сказала, что погода была ясной в течение дня, но после того, как была объявлена тревога в связи с исчезновением Оуэна Парфитта, начались гром и молнии, вместе с проливным дождем, который продолжался большую часть ночи. В самом деле, свидетель сам промок, возвращаясь домой».
Легко увидеть заметные различия между цитатами, приводимыми Батлером, и изложением Маскелла. В первом источнике не содержится прямых указаний на то, где стояло кресло в день исчезновения и как был одет Парфитт, по-разному оценивается время от ухода Снук до получения её известия об исчезновении Парфитта. Вполне возможно, что писатель сократил текст или, читая бумагу, не разобрал отдельные слова, не обозначив при этом пропуски, и мы на самом деле видим лишь пересказ.
Свидетель Сэмюэл Бартлетт участвовал в поисках и осматривал колодцы и пруды. По его словам, ему в те дни было около 20 лет. По Маскеллу, он вспоминал, что эти события имели место в мае или июне 1768 года, но, согласно Батлеру, он говорил о середине мая.
Джеошефет (Йосафат, библейское имя) Стоун был знаком с Парфиттом и подтвердил, что тот был калекой. Он дал показания единственные в своём роде. По его словам, когда сестра больного меняла постельное бельё, она услышала какой-то звук и, спустившись вниз, обнаружила, что брат пропал, а кресло переместилось. Он сказал, что, по общему мнению, старый портной был похищен каким-то сверхъестественным способом.
Джозеф Джордж в своё время едва ли не каждый день видел Парфитта. Участком через дорогу напротив дома портного владел отец свидетеля. Свидетель сказал то же, что и все остальные: старик был беспомощным калекой. Джордж, как и его брат Бенджамин, участвовал в поисках и осматривал колодцы и пруды.
Томас Строуд рассказал о найденных им человеческих костях. В ноябре 1813 года он заселился в дом на улице Борд-кросс, который принадлежал его отцу и двоюродному деду. В конце месяца он копал землю в саду в поисках камней. В двух футах от поверхности он наткнулся на остаток старой стены (Шептон-Маллет – древнее поселение; его история восходит к временам ешё до завоевания римлянами Британии). И тогда он увидел череп. Рядом с ним грудой лежали остальные кости.
Сад дома примыкал к небольшому полю, которое лежало напротив коттеджа Парфиттов, отделённое от него дорогой на Уэлсс. Здания располагались примерно в 150 футах друг от друга. Когда пропал Парфитт, в доме, в котором будет жить Строуд, обитала женщина по имени Локьер. Она была родственницей Оуэну.
Но это не был не скелет Парфитта. В статье из одного из номеров журнала «Нью мансли мэгазин энд юнивёрсал реджистер» («The New Monthly Magazine and Universal Register» – «Новый ежемесячный журнал и общая сводка новостей») за 1814 год сказано, что, по заключению медика (приводится и его фамилия- Уэст), то были кости подростка женского пола 14-15 лет. Впоследствии Батлер попросил врачей Дарвина (отцу великого учёного) и Дагарда осмотреть кости, выкопанные в саду Строудов. Медики сошлись во мнении, что скелет происходит не от мужчины, а от женщины, причем молодой.
Маскелл выслал Батлеру записанные им показания вместе с костями, найденными Строудом.
Батлер изучил материалы солиситора и в ответном письме поставил перед ним ряд вопросов. В частности, он просил найти ещё свидетелей и документы, проверить слова Стоуна у Снук, узнать, как далеко она жила от дома Парфиттов, уточнить, был ли Оуэн совершенно прикован к постели и видел ли кто-либо его способным ходить. Батлер имел сведения о том, что Парфитт будто бы получал какую-то ежегодную выплату. До него дошли слухи, что человека, похожего на исчезнувшего, видели в лесу возле города Фрум. Он надеялся, что Маскелл выяснит, есть ли в этой информации истина.
Адвокат снова принялся за дело. Сусанна Снук подтвердила прежние утверждения о том, что сестра Парфитта не слышала ни звука и кресло не было передвинуто. Однако в другом вопросе она сделала неожиданное заявление: «она никогда не помогала Парфитту перебраться в кресло и не видело его в таком кресле, ибо он обычно сидел в низком кресле внутри дома». Вероятно, она имела в виду, что в тот день Парфитт воспользовался не тем креслом, какое он брал обычно. Можно предположить, что ранее (зимой и весной) старик, как правило, сидел дома, а в день исчезновения (а это был конец весны или начало лета) он захотел выбраться на улицу и взял кресло большей высоты, чтобы дальше видеть. Маскелл установил, что её дом располагался не более чем в сотне футов от коттеджа Парфиттов.
Пруденс Миллард сказала, что к моменту исчезновения Парфитт был настолько немощен, что вообще не мог самостоятельно передвигаться. Она припомнила, что Локьер была вдовой и по какой-то причине не пользовалась в городе особенным уважением. Уильям Миллард сообщил, что тревога была поднята где-то между шестью и семью часами вечера, а ещё через час заявила о себе гроза.
Джоанна Миллс, дальняя родственница Парфитта, в своё время хорошо его знала. Она утверждала, что в последние полгода жизни Парфитт мог немного ходить, опираясь на трость и пользуясь помощью других людей. В отличие от других свидетелей, она была уверена в том, что Оуэн не служил короне и не получал пенсию.
Разыскания Маскелла убедили его в том, что в этом она была права, но он узнал, что приход каждую неделю выплачивал небольшую сумму его сестре в связи с тем, что она осуществляла уход за ним.
Джоанна Миллс говорила едва ли не языком поэзии: Парфитт исчез, как цитирует её Батлер, «вечером на грани света и тьмы, во время сенокоса». По её словам, в молодости он побывал в Америке и Африке. В Африке Парфитт якобы встертил какого-то мага. Чародей сказал иностранцу, что может вызвать перед ним вид его друзей из Англии, но Оуэн отказался. Миллс передала рассказ о том, как человек, похожий на Парфитта, зашёл в таверну в Лейтоне возле города Фрума и заказал пинту эля и пирожок ценой в полпенни. Она не ручалась за истинность этой истории. Маскелл пришёл к выводу, что все рассказы о появлении Парфитта возле Фрума не более чем байки: слишком большое расстояние ему пришлось бы преодолеть, не менее десяти-двенадцати миль. Среди жителей Шептон-Маллета ходило несколько подобных сказаний мистической окраски. В народе господствовало мнение, что Парфитт был унесён дьяволом.
Преподобный Томас Смит, викарий Шептон-Маллета, оставил заметки для Маскелла и Батлера. Он подтвердил, что Снук требовалось преодолеть не более ста футов, чтобы пройти от её дома к Парфиттам. По сведениям викария, Стоун, рассказывая об исчезновении Парфитта, только передавал молву. По поводу скелета, извлечённого Строудом, священник писал, что кости на поверку оказались женскими, и вскользь обронил, что находка Строуда вызвала сильные подозрения в адрес нескольких лиц, уже скончавшихся. Священник писал, что, как говорили в народе, какое-то время спустя исчезновения Парфитта недалеко от его дома был обнаружен некий скелет. Никто и не подумал, что они могут принадлежать Парфитту. Кости не были осмотрены, и судьба их осталась неизвестной. По слухам, их кинули в склеп церкви. Казалось бы, последнее викарий мог проверить без особых затруднений, но он то ли не смог их найти, то ли вообще их не искал. Были ли эти кости вообще человеческими?
Маскелл-старший немного прояснил намёки Смита. В убийстве девушки многие видели вину супругов, которые жили в том самом доме, что ранее принадлежал Локьер. Они сдавали комнаты дома в наём, и в них останавливались путешественники. Неизвестная не была местным жителем: в Шептон-Маллете молодые девушки не пропадали без вести. Много лет в этом доме квартировал некий Уилмот. В подпитии жилец, бывало, заявлял, что сам он никого не убивал, но знает тех, кому доводилось этим заниматься. Супруги умерли лет за шесть до обнаружения трупа девушки. Уилмот тоже не был в числе живых к тому времени. Адвокат глухо упоминает, что есть и другие обстоятельства, которые дают веские основания подозревать семейную пару.
О другом скелете Маскеллу не удалось найти точных сведений, он только узнал, что, по слухам, он был найден в саду, в западной части поля, принадлежавшего покойному Джорджу (отцу братьев, давших показания), да и вообще то был не скелет, а кучка костей.
Уточним ряд обстоятельств дела.
Личность Парфитта была в какой-то мере обрисована в словах свидетелей. Сузанна Снук назвала его честным человеком, Бартлетт – вполне здравомыслящим. Джозеф Джордж сказал, что портной не был ни очень хорошим, ни очень плохим человеком, но, как говорили, иногда он выказывал буйный нрав.
У Парфитта были жена и дочь, но они рано умерли, и он тяжело переживал их утрату, даже говорили, что он почти лишился рассудка. Джоанна Миллс, его дальняя родственница, дала Маскеллу любопытные показания. Парфитт мог ночью проснуться, услышав, как ему показалось, голос покойной супруги, и в одной рубашке и ботинках прийти к Миллс, чтобы рассказать ей об этом. Интересно, слышал ли он голос жены в день исчезновения.
Внешность Парфитта мы знаем в общих чертах: он был среднего роста и крепкого телосложения – в этом (Снук, Бартлетт, братья Джордж) свидетели единодушны.
Дом Парфиттов располагался неподалёку от дороги из центра Шептон-Маллета в Уэллс (современные Коммершиал-роуд и Уэллс-роуд) в месте, обозначаемом как Борд-кросс. Хотя в этом названии присутствует слово «перекрёсток» («cross»), в действительности речь идёт о маленькой улице.
Схема из книги У. Маскелла. Источник: блог «Архивы и библиотека аббатства Даунсайд» (Downside Abbey Archives and Library). Батлер и Маскелл не смогли выяснить точный возраст героя этой истории. В наши дни в одной из открытых генеалогических баз данных можно найти данные метрической книги прихода Шептон-Маллет. Оуэн Парфитт был крещён 12 апреля 1699 года.
Как утверждал Бартлетт, Парфитт пропал в 1768 году. Снук, по её словам, было около 25 лет. Женщина с именем Сусанна Снук была погребена в Шептон-Маллете 12 апреля 1823 года в возрасте 84 лет, и вряд ли в маленьком поселении было два человека примерно одного возраста с одним и тем же довольно редким именем. У Батлера написано, что на момент дачи показаний (1814) ей был 81 год, но старики могут преувеличивать свои лета или, бывает, ошибаются в них. Возможно, напротив, возраст был неправильно указан в записи. Если ей был 81 год в 1814, то в 1768 ей должно было быть 35. В старости нелегко помнить точные даты. Если принять за отправную точку 84 года в 1823, то в 1768 ей было 29, что уже близко к 25. Всё же 1765 или 1763 лучше согласуется с её словами о примерно 25 годах возраста.
В XX веке загадку Парфитта исследовал археолог-любитель и сомерсетский краевед Этельберт Хорн, монах бенедектинского ордена, удостоенный почетного титула «Дом». Мистическая таинственность, окружающая дело Парфитта, похоже, влекла к нему духовных лиц. Хорн, изучив благодаря книге Маскелла-младшего все показания свидетелей, считал наиболее вероятной датой исчезновения Парфитта 6 июня 1768 года.
Пропала ли вместе с Парфиттом его трость? Удивительно, но этот важнейший вопрос нигде не освещён в источниках. Остаётся делать выводы из умолчания: отсутствие трости было бы наглядным доводом в пользу предположения, что старик ушёл сам, и свидетели не преминули бы отметить этот факт.
Начиная с XIX века исчезновение Парфитта попадает в разного рода антологии необъяснимых загадок и мистических происшествий.
Объяснений тайне было предложено множество.
Так, многие думали, будто старику стало лучше и он просто ушёл, быть может, охваченный припадком безумия (вспомним рассказ Миллс).
Внезапное исцеление от ревматизма или иной тяжелой болезни, способной почти в буквальном смысле лишить ног, было бы чудом. Если бы чудо и произошло, то, наверное, излечившийся постарался бы сообщить об этом родным и знакомым как можно скорее. Больной, допустим, мог немного пройти, опираясь на трость, но далеко бы не ушел, и его самого либо же тленные останки его непременно обнаружили бы. Парфитта искали долго и усердно, по воспоминаниям современников, даже дождь и гроза не прервали поиски.
Нельзя вообразить, как Парфитт мог бы пройти десять-двенадцать миль по дороге во Фрум, не будучи никем узнанным: его дом находился на противоположном от этого города краю Шептон-Маллета и на пути к Фруму он должен был насквозь пройти родной город, а в Шептон-Маллете его знал едва ли не каждый житель (а может быть, и каждый). Если бы он пошел по бездорожью, то его тоже увидели бы. Маскелл-младший заметил, что во время сенокоса поля были полны людей.
Естественно, исчезновение Парфитта вызвало предположения об его убийстве.
Но сестре его смерть была невыгодна, ибо она получала на него вспомоществование от прихода. В любом случае, сестра долгое время всячески помогала брату и, по общему мнению, хорошо к нему относилась, ссор между ними не было. Она была дряхлой и слабой женщиной, и трудно представить, что она могла бы убить человека, перенести его труп и надежно спрятать, тем более за четверть или половину часа. Участки Локьер и Джорджа находились недалеко от дома Парфиттов, но они лежали за дорогой, по которой в то время наверняка ходило немало людей.
В момент исчезновения при Парфитте не было денег или дорогой одежды, что могло бы привлечь разбойников.
Может быть, ему просто повезло случайно встретить человека, склонного к насилию. Мы знаем, что Парфитт практически не мог передвигаться, но тем не менее исчез, он был вспыльчивым человеком, а его дом стоял у обочины дороги. Сложим всё вместе. Парфитт, сидя в кресле, разговорился с человеком, который шёл или ехал по улице (а может быть, со своим соседом), они заспорили, и тот в гневе ударил или задушил его. Неизвестный убийца спрятал тело жертвы. Если у него была телега или карета, то он мог далеко увезти труп. Логичным возражением этой теории будет сослаться на тот факт, что сестра Парфитта была совсем рядом и она не была глухой, хотя, конечно, в старости её слух явно не был таким же острым, как в молодости.
Возможно, он завел себе немало врагов в былые времена до возращения в Шептон-Маллет. Но ту пору от момента исчезновения отделяют множество лет. Можно только фантазировать: скажем, в дни буйной молодости Парфитт был пиратом, и в Шептон-Маллет к нему пришёл его бывший соплаватель с целью выпытать секрет острова сокровищ.
Не кто иной, как Артур Конан Дойль интересовался странным делом Оуэна Парфитта. В этой истории его восхищало то, что она может быть и детективной, и мистической. Создатель Шерлока Холмса предложил новую версию. Дни молодости Парфитта окутана туманом, известно лишь, что он путешествовал и посетил даже Африку. Может быть, в те годы он занимался чем-то неблаговидным, например, работорговлей? Дойль приводит сведения о том, что якобы шептон-маллетский портной периодически ездил в город-порт Бристоль и каждый раз возвращался оттуда с деньгами. Итак, вот вам сюжет для детектива: Парфитт шантажировал человека из своего тёмного прошлого, а потому и был тем убит.
Вот только свидетели утверждали, что Парфитты жили очень бедно. Кроме того, писатель викторианской эпохи несколько упустил из виду, что в XVIII века работорговля была полностью легальным бизнесом. Впрочем, можно придумать и другой повод для гипотетического шантажа. Но будет ли он достаточно серьёзен для убийства? Какая тайна могла быть опасной на протяжении десятков веков? Парфитт был стар и болен, и его смерть казалась близкой, - так зачем его убивать? Правда, можно предположить, что, предчувствуя смерть, вымогатель резко увеличил цену молчания, чтобы оставить сестре сбережения на случай своей кончины.
Отметим и оригинальную идею: смерть Парфитта была естественной, но сестра скрыла труп, чтобы продать его врачам для анатомических опытов. В те времена медики остро нуждались в человеческих телах для вскрытий в научных или педагогических целях. Получить материал тогда они могли только двумя путями: в морги направлялись тела казнённых преступников, но их было немного, и потому жрецы Асклепия прибегали к услугам преступников, известных как «похитители тел» или «воскресители» - они разрывали могилы и доставали из них трупы (а знаменитые Бёрк и Хэр нашли более лёгкий путь: вместо того, чтобы махать лопатой на кладбище, они убивали живых). Это, конечно, интересная глава истории медицины, но она едва ли связана с делом Парфитта. Спрос на трупы был в крупных городах, где находились медицинские факультеты университетов; обычным провинциальным врачам упражняться во вскрытиях не было необходимости. Вдобавок рассматриваемая теория наталкивается на те же возражения, что и версия об убийстве старика сестрой.
Мистические версии более разнообразны, чем реалистические.
Сами жители Шептон-Маллета, современники Парфитта и первые поколения после них, были по большей части убеждены в том, что старика унёс дьявол. Они шёпотом передавали друг слухи о том, что в Африке Парфитт водил компанию с некромантами и магами. Маскелл-младший замечает, что Шептон-Маллет имеет зловещую репутацию. Мрачную славу древнему городу придают сказания о ведьмах и призраках. Так, в 1658 году две женщины были осуждены как ведьмы. Согласно местной легенде, в 1703 году во время бури исчезла ведьма по имени Нэнси Кэмел, ибо сатана явился за её душой.
В XIX веке появилась версия о самовозгорании. Феномен самовозгорания человека не признан наукой, и даже на обычные его описания случай Парфитта не похож: никаких следов огня, одежды, тела. В историях о самовозгораниях чаще всего фигурируют хронические алкоголики, но старый портной не относился к этой категории.
Наконец, случай Парфитта попал в каталоги встреч с НЛО – это ничего не говорит о Парфитте или инопланетянах, но многое – об уфологах.
Итак, что же произошло с Оуэном Парфиттом? Не знаю. Против любой из высказанных версий можно выдвинуть серьёзные доводы.
Но вы можете предположить всё, что угодно. В конце концов, правда не обязана быть правдоподобной.
Источники
Bath Chronicle and Weekly Gazette. 1789.
8 Oct. Thursday.
Bath Chronicle and Weekly Gazette. 1789. 22 October. Thursday.
Butler S. The life and letters of Dr. Samuel Butler, head-master of Shrewsbury school 1798-1836, and afterwards bishop of Lichfield, in so far as they illustrate the scholastic, religious, and social life of England, 1790-1840. L., 1896.
Collinson J., Rack E.
The History and Antiquities of the County of Somerset. Bath, 1791.
Vol. 3.
Lang, Mrs.
The strange story book. N.Y., 1913.
Doyle A. C.
The Edge of the Unknown. L., 1930.
Maskell W. The mystery of Owen Parfitt //
Once a week. 1867. 2 March. P. 233-238.
The New Monthly Magazine and Universal Register. 1814.
Vol. 1.
FreeregThe Witch Sisters .
Nancy Camel and the Devil.
Книга У. Маскелла-младшего (Maskell W.
The mystery of Owen Parfitt. L., 1867) пока недоступна. На её материалах основывается статья Э. Хорна (Horne E. Some queer Somerset folk //
The Downside Review. 1978. Vol. 45-46. P. 125-137) , но её тоже непросто почитать: она выложена на
Google Books в режиме "просмотр фрагмента" ("snippet view").