Но то, что они там были - это есть медицинский, научно установленный факт.
Таких фактов не установлено. Ни в 59г., ни сейчас.
и санные, и лыжню, по которым они шли, они идентифицировали как манси (а кому же там еще взяться?). Однако, лыжи манси не оставляют лыжню.
Обращаю внимание на слова манси Анямова А.А. из допроса (см. материалы УД Лист 230 и 231):
... По существу заданных вопросов поясняю, что в январе-марте м-це 1959 года я никогда и нигде туристов не видел. А только видел следы туристов – на дороге были следы узких лыж. Сколько человек шло нельзя определить. Следы я видел по р. Лозьва выше речки Ауспии 1,5 – 2 км. Следы шли на р. Ауспию, а далее на Урал-горы. Когда я видел следы точно числа не помню, но около или в конце января или в начале февраля 1959 г. Следы были заметены на чистом месте, а где лес слегка припорошены снегом. Я ходил на лыжах, вместе со мною еще были три человека Анямов Андрей (тоже) Алексеевич, мой племянник, Анямов Николай Павлович – тоже мой племянник, Цескин Константин манси. На охоту мы четверо выехали из пос. Суеват-Пауль и охотились в лесах около р. Ауспии. Русских туристов нигде не видели. Когда мы охотились то была хорошая погода, а также были плохие дни.
Особенно два дня был сильный ветер и снег. Во время сильного ветра мы находились в лесу. Следы туристов мы видели все четверо манси. Следы шли по направлению в горы, но мы не ходили по этим следам. Когда мы охотились в лесах около р. Ауспии, то видели следы лосей, волков и росомах. Следы от костров и каких либо голосов людей во время охоты мы не видели и не слышали.
А вот слова из допроса манси Анямова Н.П. (см. материалы УД Лист 261):
По существу заданных вопросов поясняю. В начале февраля 1959 г. мы, т.е. я, Анямов Андрей, и еще Анямов тоже Андрей ездили на охоту. Охотились мы 9 дней в лесу на охоте увидели следы узких лыж, которые были занесены снегом см. на 15. а в лесу меньше. Мы подумали что какая то экспедиция пошла в горы. Следы видели по р. Ауспии в 10-х числах февраля 1959 года. Когда пришли домой то сказали об этом, что видели следы лыжников. Самих туристов нигде не видели, и не слышали. Во время охоты была и хорошая погода, но больше плохая, был ветер и холодно.
Также привожу слова манси Шешкина К.Е. (см. материалы УД Лист 263):
Примерно в десятых числах февраля 1959 года мы, ?? и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва. Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось мне неизвестно. Но во время выборов выборов 1/III 59 г. в д. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов.
Также известно из воспоминаний вижайцев, что данный район действительно является старинным родовым местом охоты и выгула оленей семейства манси Анямовых.
Судя из показаний двух Анямовых и их родственника Шешкина, который прибыл в Анямовым в гости, они действительно охотились примерно в те же дни в Верховьях Ауспии, в которые дятловцы проходили по данной реке к Уральским горам. Поэтому нет ничего странного, что туристы могли видеть следы от лыж саней, которые оставляют лыжню.
Кроме того, никаких посторонних лиц, которые должны были откуда-то стартовать никто не видел: ни манси семейства Анямовых, ни жители местных поселений.
Читаем дневник предположительно Колмогоровой З. (см. материалы УД):
30 января... Идем как и вчера по мансийской тропе. Иногда появляются на деревьях вырубки - мансийская письменность. Вообще очень много всяких непонятных таинственных знаков. Возникает идея нашего похода " В стране таинственных знаков". Знать бы эту грамоту, можно было бы безо всяких сомнений идти по тропе, не сомневаясь, что она уведет нас не туда, куда нужно. Вот тропа выходит на берег. Теряем след. В дальнейшем тропа идет левым берегом Ауспии, но упряжка оленей прошла по реке, а мы ломимся по лесу. При удобном случае сворачиваем на реку. По ней идти легче.
Теперь из дневника Дятлова (см. материалы УД):
29.I.59 г. День второй, когда мы идем на лыжах. Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии. Шли по тропе манси. Погода хорошая. -13°. Ветер слабый. Часто на Лозьве встречаем наледи. Все.
Коля Тибо.
PS Похабно писать через два дня.
30 января 1959 г.
... После завтрака идем по реке Ауспии, но опять эти наледи не дают нам продвигаться вперед. Пошли берегом по санно-оленей тропе. В средине пути встретили стоянку Манси. Да, Манси, Манси, Манси. Это слово встречается в нашем разговоре все больше и больше. Манси - народ севера. Малонациональный Ханты-Мансийский н-р. с центром Салихарда - 8 тысяч человек. Очень интересный и своеобразный народ, населяющий Северный Заулярный Урал, ближе к Тюменской области. У них есть письменность, свой язык, и что характерно и особый интерес представляют лесные засечки и особые значки.
... Это своеобразный лесной рассказ. Эти значки говорят о замеченных зверях, о стоянках, разнообразные приметы, и прочитать или разгадать их представляет особый интерес как для туриста, так и для историков.
Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, потом и она кончилась. Шли целиной очень трудно, снег до 120 см. глубиной...
31 января 1959 г.
... Вышли относительно рано (около 10 утра). Идем по проторенному манси лыжному следу. (До сих пор мы шли по мансийской тропе, по которой не очень давно проехал на оленях охотник).
Вчера мы встретили, видимо, его ночевку, олени дальше не пошли, сам охотник не пошел по зарубках старой тропы, по его следу мы идем сейчас.
Сегодня была удивительно хорошая ночевка, тепло и сухо, несмотря на низкую температуру ( - 18° -24°). Идти сегодня особенно тяжело. След не видно, часто сбиваемся с него или идем ощупью. Таким образом проходим 1,5 - 2 км. в час.
Из выше сказанного, можно предположить, что дятловцы видели мансийские следы, возможно Анямовых, но нигде не указано, что туристы видели следы манси, передвигавшихся пеших ходом.
То, что в том районе есть мансийские тропы, косвенно подтверждается и материалами из ДНЕВНИКа ПОХОДА НА ОТОРТЕН. 1956 г. группы туристов из московского университета во главе с Гудковым Б. (
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/gudkov.shtml ).
Материалы УД взяты отсюда:
https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-seskinaГотов на фактологическом материале подискутировать с Вами.