КОНФЛИКТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЫВЫ В ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ
Из книги С.А.Харина "Азбука лыжного туризма". Материал настолько интересный, что решил привести его без сокращений. Тут важен походный опыт автора - мастера спорта СССР по туризму.
13. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
6. Психологические (конфликты, недоверие руководителю, психологическая несовместимость, образование микрогрупп отрицательной ориентированности) <...>
Психологические срывы в походе. Конфликты бывают трех видов:
между отдельными участниками;
между участником и руководителем;
между группой и руководителем.
Если недовольство друг другом между двумя участниками можно погасить или потушить, то антагонизм между руководителем и всей группой приводит к кризису или срыву похода. Это одна из серьезнейших экстремальных ситуаций в туристском путешествии.
В туристской группе, как и в любом другом неформальном объединении людей, устанавливаются свои социальные связи между всеми участниками. Это сложные в психологическом плане отношения неформального и формального лидерства и подчинения. Это взаимоотношения уважения и безразличия, покровительства и наставничества, терпимости и противоречия и т.д. – всей гаммы психологических связей.
Все участники туристского коллектива как бы располагаются на ступеньках социальной лестницы – кто выше, кто ниже. Причем, в течении суток возможно перемещение по этим ступенькам вверх-вниз. Например, днем парень хуже всех стоит на лыжах, а вечером – мастер – золотые руки. Из ничего может отремонтировать или сделать вещь. Или еще: у человека мал туристский опыт, зато вечером во время отдыха все смотрят ему в рот, он признанный лидер досуга. Перемещение по социальной лестнице происходит в течение всего похода. В походе "встречают по словам, ценят по делу". В конце концов, хотим мы этого или не хотим, каждый занимает свою ступеньку в зависимости от своего туристского и жизненного опыта, характера и здоровья, отношения к товарищам по группе и всего остального, из чего складывается человеческая личность. У схоженной группы все эти связи устоялись, каждый знает кто есть кто. Люди в такой психологически устойчивой группе терпимы к недостаткам друг друга, и поход проходит без эксцессов. Основы психологической устойчивости группы закладываются во время подготовки к походу. А чем она основательнее, тем лучше участники узнают друг друга, тем лучше притираются их характеры. Поэтому чаще всего конфликты возникают в туристских группах, сколоченных наспех, из людей малознакомых. Конфликты между участниками возникают при их (грубо говоря) борьбе за место на социальной ступеньке, когда сложившийся социальный статус конфликтующих в группе примерно одинаков. Если это проявилось в резкой форме во время подготовки к походу, одного из них брать с собой нельзя. При выявившемся антагонизме двух участников руководителю или одному из авторитетных туристов следует поговорить наедине с недовольными друг другом товарищами. Необходимо убедить их, что эта неприязнь друг к другу плохо сказывается на всем коллективе группы, вредит походу, и призвать враждующих к терпимости. После этого сделать так, чтобы конфликтующие по возможности держались подальше друг от друга. Например, чтобы спали в разных спальных мешках или в разных концах палатки, или установке палатки и т.д.
Иногда бывает, что туристская группа настраивается против одного человека. Обычно этот человек с психологией лидера, не имеющий достаточного туристского опыта и особых умений, пытается захватить лидерство среди участников туристской группы, всех подчиняет, пытается 146 командовать и распоряжаться. Это заканчивается тем, что к нему начинают относятся с пренебрежением и усмешкой. Но к этому он не привык, для него это оскорбительно. Такой человек с подавленным настроением уходит в себя или начинает обвинять всех и все. Не следует устраивать разбор поведения такого участника всей группой. Это не принесет пользы. Надо объяснить обиженному, что никто из участников не желает ему зла, что в группе есть руководитель и опытные туристы, которые имеют моральное право давать указания другим. А ему следует поменьше советовать и пытаться завоевывать уважение товарищей делами и старанием.
Конфликты у руководителя возникают с человеком, не обладающим достаточным опытом, но с большим самомнением. Обычно это случается в учебно-тренировочных походах, при проведении школ и семинаров, когда взрослый человек, имеющий за плечами опыт руководства простыми походами, становится участником группы. Раньше всегда учил он, а здесь выясняется, что учиться и переучиваться надо ему. Никто в группе не относится с подобающим уважением, а руководитель или инструктор постоянно делает замечания и заставляет делать по-своему. Из-за ущемленного самолюбия возникает неприязнь к руководителю похода, которая может привести к конфликту.
В этом случае, руководитель похода должен задуматься. Он видимо, вел себя раздражительно и недостаточно тактично с этим участником. Следует впредь постараться оставить его в покое от своих неудачных попыток чему-то научить. Попытаться, чтобы обиженный участник все походные работы проводил с самым опытным туристом.
Более сложная ситуация возникает, когда разгорается конфликт между руководителем и самым опытным участником группы. Такой турист, с опытом руководства, но при отсутствии элементарных психологических знаний, начинает навязывать группе свое лидерство и входит в свое естественное состояние – руководителя. Если официальный руководитель моложе новоявленного лидера по возрасту и опыту, он отходит от руководства и проходит поход простым участником, но в подавленном состоянии и уязвленном самолюбии. Если же руководитель группы показывает свою несомненную компетентность и ставят рвущегося в лидеры на место, между ними возникает конфликт. Руководителю не стоит вдаваться в выяснение отношений. Это бесполезно. Поставить точки над "и" должна сама группа. Допустим, на вечернем разборе пройденного дня и планировании следующего.
Конфликт между руководителем группы и ее участниками возникает чаще всего тогда, когда группа оформилась наспех, незадолго до похода. Участники такого путешествия не знают как следует ни друг друга, ни руководителя. В походе выясняется, что руководитель, несмотря на наличие официального опыта, обладает недостаточным фактическим. Назначенный лидер постоянно делает ошибки, группа бессмысленно тратит лишние силы и время. Начинаются пререкания, авторитет руководителя падает. Группа становится вялой и апатичной. Все ждут, когда же закончится этот поход. Рано или поздно начинаются стычки с руководителем. Против руководителя объединяются в оппозицию вся группа или большая ее часть. Дело может дойти до бойкота или игнорирования любых, даже разумных решений.
В такой ситуации следует спокойно обсудить создавшуюся обстановку в группе, не опускаясь до упреков и выяснения отношений. Нельзя отстранять руководителя от руководства. Он несет ответственность за поход и за группу. Следует предложить руководителю действовать после принятия коллегиальных решений. Такой вариант наиболее приемлем для руководителя. Опираясь на мнение группы, он уже не получит упреков в своей несостоятельности.
Иногда несогласия группы с руководителем могут возникнуть при противоположности позиций в оценке сложности и проходимости определяющих препятствий на лыжном маршруте. Участники, уверенные в своих силах, уговаривают и убеждают руководителя похода, что они справятся с препятствием легко, что опасения руководителя о недостаточности опыта при усложнении препятствия из-за ухудшения погоды или недостатка времени необоснованны. Бывает наоборот. Руководитель, руководствуясь только своими силами и опытом, тянет неготовую технически и психологически группу вперед.
Такие конфликты должны разрешаться с точки зрения здравого смысла и полной уверенности в безопасности прохождения препятствия. Необходимо помнить, что это препятствие и поход не последние в жизни, а здоровье человека - слишком большая цена для чьего-то минутного самоутверждения.
Чтобы сгладить неприятное впечатление от произошедшего в группе конфликта, следует организовать в группе какой-нибудь праздник. Это может быть день рождения участника, вечер песни, дневка и т.п. Это поможет снять психологическое утомление, поднимет настроение группы, сплотит туристский коллектив. И, вообще, каждому туристу следует придерживаться правила: выяснять отношения можно только после похода. А после похода чаще всего оказывается что выяснять-то нечего.
Обсуждение тут:
https://dzen.ru/a/Z3b3XnTG7C6KVcyA и тут:
https://vk.com/club211092351