В дневнике Зины:
...
Нёуль - мясо
...
акват - 1
Если уйти от желания автора к разным сомнительным сенсациям в духе жаренного для "слабонервных" (фальсификациям и прочим "иям"), а задуматься серьезно, то возникает интересный вопрос, как получилось, что в ряде дневников идет бессмысленное по сути перечисления ряда мансийских слов. Конечно, можно вспомнить, что как цель похода указывалась изучение родного края. Но вряд ли можно назвать изучением переписыванием в дневники несколько десятка никак не связанных между собой групп слов. Язык так не изучить. Да и даже самую простую фразу не построить. И еще меня очень занимает как практически происходил этот процесс изучения мансийского языка. Как-то трудно представить, чтобы группа студентов-выпускников, сидя как первоклашки за столом и затаив дыхание, записывало за кем-то бесконечный набор несвязанных незнакомых слов. Вы бы стали заниматься такой ерундой в походе? Уверен, что большинство ответит отрицательно. Нет смысла. Тем более, что более серьезное данные о промерзании земли (тоже задание похода) группа не делает. А запомнить массу цифр на все время похода куда сложнее. Особенно меньше всего на эту роль первоклашки-писаря, на мой взгляд, подходит Колеватов. Так и хочется вскричать - "Не верю!". Девушки, как народ более серьезный, как-то более "подходят" для этого бесполезного занятия на всякий пожарный, а вдруг приходится. Но дневники есть. Записи тоже. Мне кажется, что первоначально список написал один человек. И писал не специальную диктовку, а при беседе с кем-то, записывая самые "заковыристые" и ходовые слова, чтобы потом их можно было потом вставить в разговор. (как пример - фильм "В бой идут одни старики" - там есть похожий пример изучения этноса). А уж Колеватов переписывает их в свой дневник потом делая ошибки. Зачем? Можно придумать массу леденящих версий "не для слабонервных". Я же просто хочу заметить, что дневники не являлись обязательными для отчета и зачета похода. Многие группы обходились совсем без них. Дятловцы кроме главного "вахтового" дневника ведут еще и каждый свой. Для кого такой дневник с учетом информации в нем, которая была в нем, мог представлял ценность? Для себя? Ну уж точно не в том возрасте. Это больше задел на старость в качестве артефакта и доказательства "как молоды мы были". Для друзей? Вряд ли, особенно при наличии владельца, который может рассказать все куда живее, полнее и интереснее, чем любой дневник. Таким образом, получается, что ценность такого дневника появлялась для окружающих при гибели или исчезновении его владельца, а лучше всей группы. Тогда все что в нем изложено будет восприниматься как признание умирающего (deathbed confession), есть англосаксонский юридический термин, т.е. априори являться истиной в последней инстанции. А с учетом того, что кроме массовой любви к дневниковедению, участники несли в поход массу фототехники, то просто напрашивается предположение, что группа хотела залегендировать каждый свой шаг в походе. Вот что действительно интересно, а не случайное сочетание слов, которое Вы перевели "не для слабонервнызх" и даже заботливо закрыли под спойлер.