Манси, насколько я понял, собирают красивые камешки долго и значит накопили конечно же. Но причём здесь алмазы?
Видимо, при том же, при чем камешки "Слезы Вищеры" в водах мансийской реки Пассар-я.
Или Вы считаете, что в районе верховий Вишеры нет алмазов?
А долины малых рек-притоков верховий Вишеры алмазы с небитыми гранями желтого цвета откуда попадают?
Кроме как с ГУХ им попасть неоткуда.
потому что не различали манси всё подобное "сверкающее"
Манси знали, что такое алмаз.
Алмаз как камень в мансийском языке носит самостоятельное названиеД.филолог.н. Е.И.Ромбандеева, сама манси:
Названия
«üснаскер якын ãхвтас» (букв.
"камень режущий окно" (стекло) для обозначение алмаза, приводимые Е.И.Ромбандеевой.
Источник: Ромбандеева Е.И. - Русско-мансийский словарь [Учебное пособие] - 2005Филологи Т.Н.Бахтиярова и С.С.Динисламова, (как минимум одна фамилия говорит сама за себя даже не сведущим, я так думаю):
Название
«кумыска ãхвтас» (букв.
"стекло камень") приводится Т.Н.Бахтияровой. Это название, которое использовали лозьвинские манси.
Источник: Бахтиярова Т.П. Динисламова С.С. - Мансийско-русский словарь (верхнелозьвинский диалект) - 2016 При этом горный хрусталь имеет совершенно самостоятельное название:
И.Н.Гемуева, материалы собранные во время проведения этнокультурных исследований в 1983-1986 гг. в Нижнем Приобъе, поселениях обских угров: «Пока [ребёнок] беззубый, клали
нёр ахвтас – камень хрустальный, прозрачный под апа. Чтобы пока беззубый (ребёнок) тэнайнут (домовой) не подходил к ребёнку». (Ясунт, информатор Тихонов Иван Платонович).
Источник: Бауло А.В.- Экспедиция Измаила Гемуева к манси [Этнографические исследования в Нижнем Приобъе]-т.2-1986 -1990 - 2017Как Вы думаете, если в языке существует самостоятельное название для различных видов прозрачных камней, схожих по внешнему облику, манси способны их различать или нет? Или Вы полагаете, что четверо носителей языка, давая самостоятельные названия прозрачным камням, ошибаются в их определении?
Добавлено позже:Оружие это было, его видели и описалиДа не ставили и не "настораживали" его уже к середине прошлого века всё же. Или устанавливали?
Я же привела данные статьи 2006 года о съемках кинофильма (вт.пол ХХ века) в святилище, которые инициировал Юван Шесталов, (манси, депутат верховного совета) с конкретными данными от свидетелей.
Продублирую еще раз, по ссылке можно пройти и прочитать материал. Посмотрите, пожалуйста.
Погорелов С. В холодной северной ночи [Текст] //Уральский следопыт, № 3/2006.
https://uralstalker.com/pdf/us/2006/03/0603-v-xolodnoj-severnoj-nochi/mobile/index.html#p=2