Я не совсем понял. Золотарёву было задание узнать расположение пещеры и найти камни.
Именно так. Второе по взможности.
Чего он хотел добиться, вступая в контакт с Мониным? - Того, что тот ему обрадуется и отдаст все предназначенные для духов "сбережения"?
До тех пор, пока человек находится за пределами
"линии костра", он находится за пределами особо священной сакральной зоны и святотатства он не совершает. Если, предположим, потерявшийся турист вышел бы случайно к костру, где сидели два старика-манси, то его бы напоили чаем и указали дорогу. В момент чаепития всё что угодно могло произойти, могли случайно "заснуть" усталые старики, например, на пару часов.
Просто святилище Полум-Торум-Пыга, которое посещается один раз в семь лет, два раза в восемь, это отнюдь не рядовой сакральный объект, где русскому туристу простят вольность внезапного появления.
Примерный аналог святилище Саргыт-ики на реке Демьянке. О нем известно. Его ищут как минимум с 1930-х. Но до сих пор оно не найдено.
Саргыт-ики называют "безглазым". По преданиям, того, кто увидел священный амбарчик не имею на то право, лишали глаз.
Статус хранителя Саргыт-ики подчеркивался тем, что он мог кормить своих собак медвежьим мясом, а когда он входил в какой-либо пауль, мужчины стреляли в воздух приветствуя.
Адаев В.Н. Ушедший хозяин Демьяна - 2007
Васильев В.В. Река Демьянка [Экономическо-этнографический очерк] - 1920было поручить исполнение дела какому-нибудь "лояльному" органам следопыту-охотнику, способному к длительному, скрытному функционированию в условиях зимней тайги, гор? Какому-нибудь аборигену "не из нашего района".
(УД, л.261)
Протокол Допроса свидетеля
2 апреля 1959 г.прокурор г. Ивдель Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в прокуратуре г. Ивдель в качестве свидетеля, с соблюдением ст.ст. 162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, и.о. Анямов Николай Павлович
У нас среди манси ск-ко я понимаю, не было такого случая, чтобы кто либо погибал в горах Урала. Что ранее было не знаю. Никакого народа другого кого бы мы
Лист 262
не знали в тех районах не имеется. Никаких дикарей у нас районе не имеется. И манси никого не встречали. Если бы они были мы бы знали." Пройти тихо и незаметно в этом районе не может никто. Его обнаружат обязательно. Единственный вариант
"встать под фонарь", то есть двигаться среди туристов, шумною толпою, к бесцельности, безобидности и непредсказумести которых местные уже привыкли.
И ещё я вспомнил личность небезызвестного и многократно помянутого в разных темах охотника манси Григория Курикова.
Если я ничего не путаю, он же был тем депутатом, который приехал в Ивдель на встречу с Евгением Окишевым.
Неужели Куриков мог нае нагло обмануть заместителя начальника Следственного отдела прокуратуры Свердловской области?
Он же зловредность манси для русского человека напрочь отрицал. Никаких сакральных мест не признавал.
И вообще говорил, что все манси аки дети, что им бы вот только дотронуться до русского человека, и уже удача.
Депутатами были и Григорий Николаевич Куриков, и Степан Николаевич Куриков
(
по данным В.Андросова https://ok.ru/profile/408925866934/album/396883749558/505858184118)
Степан Николаевич, одновременно, был главой рода и хранителем родовых святынь. Не вижу ничего удивительного, что он, один из лидеров национально-религиозного объединения Полум-махум, дал "интересующемуся русскому начальнику" неверную информацию. Интересы своего рода/фратрии для него были превыше всего. Относительно трепета перед русскими... Посмотрите на документ ниже. Беглых манси привозили в виде хладных тел, которые уже никому, ничего рассказать не смогут. В обмен получали муку и боеприпасы.
Грамота, Курикову Степану Николаевичу за помощь в поимке беглецов. https://ok.ru/profile/408925866934/album/396883749558/505858184118 и почему-то все забывают о данных, которые содержатся в свидетельских показаниях Уварова Ивана Евламиевича, директора музея г. Ивдель
(УД, л.61)
"Мне известно, что 45 лет тому назад был такой случай с першинским охотником с пос. Першино, что он ходил на молебный камень (гору) и якобы забрал там часть жертвоприношений и вернулся с ними домой и пьянствовал. А потом пошел вновь и домой больше не вернулся. Этого охотника больше нигде не нашли, что с ним случилось никто точно не знает, но ходили слухи, что он попал на стрелу поставленную на зверя."то есть, что случилось с ним неизвестно, больше его нигде на нашли, но до общественности донесли информацию, что он был убит стрелой самострела, когда пошёл на Молебную гору вновь.