В Петербурге погибла 10-летняя девочка, все указывает на суицид. Совет амурского психолога, как уберечь ребенка от самоубийства
Трагедия произошла рано утром 14 февраля. По предварительной информации, ребенок решил свести счеты с жизнью.
По информации источника «Комсомольской правды», ранним утром, около 04:30, Надя (имя изменено – Прим.ред.) в домашней одежде тайком ушла из дома и отправилась в сторону детской площадки неподалеку. Около половины седьмого утра проснулась 38-летняя мама Нади и обнаружила, что дочки дома нет, при этом ее верхняя одежда была в квартире. После тщетных поисков в ближайших дворах женщина позвонила в полицию. А около семи часов утра о теле ребенка на площадке в полицию сообщил случайный прохожий.
Следственный комитет начал проверку по статье «Доведение до самоубийства».
«Семья характеризуется положительно, – сообщают в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. – Девочка отличница, на учете не состояла».
По данным источника «Комсомолки», весь мобильник девочки забит картинками с изображением того самого способа суицида, который, предположительно, она и выбрала для себя.
«Предварительно можно сказать, что это далеко не внезапное решение, – считает источник. – Похоже, Надежда какое-то время этим жила».
Исходя из времени и странных обстоятельств смерти, было сделано предположение, что Надя стала игроком суицидальных игр: с недавнего времени забытые на какое-то время «группы смерти» возобновили свою страшную «работу». Примечательно, что задания в этих группах нередко выдавали игрокам в 04:20 – как раз то время, когда девочка ушла из дома. Впрочем, не оспорено пока и то, что школьница могла встретить на площадке кого-то, кто и инсценировал суицид.
«Люди там искушенные, мастерски дергают за душевные струны, хорошо понимают психологию подростка, – объясняет детский и семейный психолог, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Яничева. – Игроками движет желание быть особенным, подчеркнуть свою избранность, испытать экстрим. Все это вещи известные: у подростков, особенно младших, притуплено чувство риска, они не в состоянии просчитать последствия. И если ребенок становится одержимым идеей, он уже не видит ничего другого».
По информации «Фонтанки», погибшая девочка была круглой отличницей. Семья у нее полная, жили в трехкомнатной квартире вчетвером с дедушкой. Отец — трудяга, мать — служащая, дедушка души не чаял во внучке. Жили небогато, но у семьи есть две подержанные машины. Каждое лето ездили в отпуск на море.
Большой компании у девочки не было, дружила с одноклассницей. Телевизор не смотрела, аккаунтов в соцсетях нет. Единственной страстью была японская анимация. Кроме того, у нее было неприятие собственной внешности. Не имея ни грамма лишнего веса, девочка считала себя толстой и отказывалась от еды, по всей видимости стремясь быть похожей на далекие от анатомии персонажи аниме.
Накануне гибели школьницы в семье не было ссор. После игры в лото разошлись по спальням. Утром выяснилось, что девочка ушла из дома в брюках и свитере. В ту ночь было минус 13. А еще она взяла с собой стул. Его потом нашли в соседнем дворе у качелей. Здесь же прохожий и обнаружил мертвого ребенка.
Благовещенский кризисный семейный психолог Юлиана Канунникова рассказала корреспонденту Amur.life, как стоит вести себя родителям, чтобы у ребенка не возникало мыслей о самоубийстве. И, наоборот, что делать не стоит ни в коем случае.
«Самое главное – быть в эмоциональном контакте с ребенком. Слышать ребенка, слушать его, не обесценивать его чувства и желания, хотеть быть с ним в контакте. Как дети оказываются в одиночестве? Когда родители говорят: да, ерунда, мне бы твои проблемы, вырастешь – поймешь и так далее. А для ребенка любая ситуация является трагедией и очень важна поддержка, тыл, опора. И если эта опора в виде родителей отсутствует и родители не готовы услышать, или отмахиваются, или им просто не интересно, что происходит с ребенком, то ребенок остаётся наедине с собой», – говорит психолог.
Также специалист советует обязательно говорить с ребенком о ценности жизни.
«У детей ценность жизни условная, у них еще не сформировано понятие, что жизнь – это то, что дается только один раз и, если она закончится, другой уже не будет. То есть это единственная ситуация, которая необратима. Помимо того, что нужно быть в контакте с ребенком, должны быть разговоры о смыслах, о ценностях жизни. Родители сами должны задумываться, в чем ценность жизни, в чем смысл жизни, в чем ценность, например, отношений. Потому что отношения – это то, что является наиболее ценным. И про это надо разговаривать с ребенком. Не лекции ему читать, а обсуждать, чтобы у ребенка было представление, что такое жизнь и смерть. Разговоры о смерти должны быть наравне с разговорами о жизни, потому что, как ребенок узнает, что смерть необратима, если с ним про это не говорить? Что такое смерть, какие у нас представления, что после нее происходит».
Психолог советует внимательно относиться к своим детям. Одним из тревожных звоночков должно стать несвойственное ребенку поведение.
«Порой дети открытым текстом начинают говорить: "Я не хочу жить, лучше бы я умер". А родители отмахиваются и не принимают это всерьез. И это уже не звонок, это набат, чтобы сесть и поговорить, не ругая и не читая ему лекцию, а банально задать вопрос: "Что происходит у тебя, почему ты жить не хочешь?" Должен быть разговор по душам», – советует специалист.