Материалы публикации этнографы Молданова Т.А. на основании полевых этнографических материалов 1993 года.
Материалом для исследования являются медвежьи игрища, проходившие в 1993 году в с. Полноват Белоярского района видеосъёмку, вели Молданова Т.А. и Молданов Т.А., и в стойбище Сюньюган того же района Ханты-Мансийского автономного округа 1998 года аудиовидеосъёмку вели Молданова Т.А., Молданов М.А., Молданов Т.А. Материал расшифрован и переведён на русский язык Молдановым Т.А.
"По версии другого песнопения «Спуск медведя с неба» медведь направлен верховным божеством Торумом, следить за порядком на земле. Он наказывает человека за ложное присягание, за нарушение обычного права. В таких случаях медведь по воле отца выступает в роли наказывающего виновныхВ актуальных же верованиях считается, что только Хинь-ики - Дух смерти и болезней может наказать болезнью или отнять жизнь у того или иного человека, и то только по воле Торума. Существует представление и о естественной смерти, так как считается, что при рождении каждого ребенка богиня Калтащ определяет ему срок жизни. По истечении этого срока человек должен умереть, его души в иной мир опять-таки направляет Хинь-ики. Напомним, что в случае нарушения запретов Отца медведем, его убивает человек. В данном случае в роли исполнителя «смертного приговора» выступает человек. Итак, медведь, человек и божество Смерти могут выступать в одной и той же роли носителя смерти. Известно, что всякое сходство для мифа является непосредственным выражением идентичности их сущности. Следовательно, медведь, человек и божество Смерти взаимно тождественны".
"После данной песни в ортодоксальной традиции следует исполнять песнопение "Песня Пелымского бога". Его животной ипостасью также является медведь. По одним из версий он был первым медведем, который появился на земле. В медвежьих церемониях в сакральной части исполняется песнопение "Песня Пелымского бога", которое относится к разряду "медвежьих" песен. В данном мифе поётся о том, какие события происходили с медведем зимой, весной, летом, осенью. В этой же песне устанавливаются правила проведения игрищ. В традиции, из всего цикла «медвежьих» песен, «Песня Пелымского бога» всегда должна исполняться последней. В.Н. Чернецов на мансийских медвежьих игрищах в Ильпи-пауле записал призывную песню Полум-Торум. В этом селении он является духом –покровителем. Согласно информации, записанной Н.Л. Гондатти, Пелымский дух занимает первое место среди божеств, он - старший сын Торума (1888)."
Как видно из приведенного текста:
- медведь, человек и дух Смерти, наказывающий за преступления, взаимотождественны
- медведь никогда не приносится обскими уграми в жертву, следовательно, и рассуждения о принесении в жертву его человеческой ипостаси также абсурдно
- медведь/человек может быть убит за преступление. В этом случае наказывающей является противоположная ипостась
- живой ипостасью Полум-Торума явлется медведь
Данный материал полностью подтверждает материалы Версии "Слезы Вишеры: Алмазный след в гибели группы Дятлова" и точку зрения авторов Версии.