Версия 💎 СЛЁЗЫ ВИШЕРЫ
Алмазный след в гибели группы Дятлова
Авторы: bestiarys & Gustav917
Дополнительные материалы Версии размещены на ресурсе Samlib:
http://samlib.ru/editors/b/bestiarys_g/ Авторы считают, что статус этих материалов в составе версии целиком должен быть определен как "общественное достояние"*, а отдельные материалы исследования должны рассматриваться и цитироваться только в общем контексте с указанием ссылки на данный источник. * Статья 1282 ГК РФ. Переход произведения в общественное достояние
п 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.Пролог
[Что такое Слезы Вишеры?]
Легенда о "Вишерских камнях" в литературной обработке Игоря Яковлева, на основании этнографических материалов собранных директором музея Чердыни Лунеговым Ильей Алексеевичем и филологом Зыряновым Иваном Васильевичем. "В давние времена у самого Каменного пояса жили когда-то два могучих и красивых богатыря-охотника. По-разному звали их люди, да только вот в памяти остались их имена - Ветлан и Полюд. Стройным и высоким был Полюд, недюжинная сила была в его руках, да и Ветлан не уступал своему товарищу, только ростом был пониже, но зато шире в плечах. Жили они дружно, вместе охотились в дремучих лесах, вместе бились с врагами, которые частенько наведывались к отрогам Каменного пояса. Не было крепче камня во всей округе, чем дружба этих двух охотников. Время шло и незаметно для всех дочь великого шамана Пасер-Я или, как часто называли ее охотники, Вишера, взрослела, превращаясь в прекрасную красавицу. Полюбили наши охотники эту девушку, но вот кому она достанется, не знал никто. А великий шаман, давно завидовавший славе охотников, ночи не спал, все думал, как бы расстроить эту крепкую дружбу. Однажды поутру, так и не придумав ничего, вышел он из своего чума и... О чудо! То, о чем он мечтал долгими белыми ночами, свершилось само собой. Полюд и Ветлан стояли и спорили друг с другом, кому жениться на красавице Вишере. Решил тогда шаман погубить богатырей. Вот что скажу я вам, великие охотники. Я отдам свою дочь тому, кто добросит стопудовые камни друг до друга, а встанете вы на виду, чтобы видели, куда кидать. В пылу страсти не поняли тогда наши герои, что готовит им шаман. Разошлись так, что только грудь друг друга видна была из-за синих елей.Началось состязание, полетели огромные камни от одного богатыря к другому. Сталкивались валуны в воздухе, лопались, как каленые орехи, засыпая осколками богатырей. Вот уже по колено завалили Полюд и Ветлам друг друга, вот и по пояс стоят они в камне, и на грудь уже давят огромные глыбы. Не выдержала тогда этой пытки красавица Вишера, жаль ей стало обоих богатырей. Бросилась она между ними, да поздно было. Завалили богатыри себя камнями. Зарыдала тогда красавица Вишера и превратилась в реку, одевшись в каменные берега, как в память о своих женихах. А великий шаман, потеряв любимую дочь, умер с горя у Помяненного камня. Люди помнят о той печальной были и зовут камень Помяненным. С тех пор нет-нет да и вымоют воды Вишеры и ее притоков красивые камни. Люди называют их алмазами, прекрасны они, и нет им цены, это ведь слезы красавицы Вишеры, где их еще найдешь." Игорь Яковлев.
Вступление Неспособность советских ученых-геологов обнаружить точное расположение коренного месторождения алмазов на Урале вызвало в 1957 году серьезное недовольство участников пленума ЦК КПСС и лично Хрущева. Руководству СССР и ЦК в тот период все еще остро не хватало технических алмазов для нужд военной промышленности, а также ювелирных алмазов, являющихся валютной ценностью, для закупки за рубежом продовольствия и финансирования секретных внешнеполитических проектов.
Третье Главное Управление военной контрразведки КГБ при СМ СССР, как наиболее компетентное в проведении специальных операций внутри страны подразделение, которое курировал заместитель заведующего Административным отделом ЦК КПСС генерал-майор Н.И.Савинкин, и которое пользовалось особым доверием высшего руководства, получило указание приступить к разработке и проведению спецоперации, заключавшейся в установке местонахождения коренного алмазного месторождения, предположительно расположенного в горах Северного Урала. В качестве ключевых фигур к операции были привлечены доверенные лица Савинкина - старший офицер военной контрразведки Н.А. Душин и его давний знакомый и сослуживец по разведывательно-диверсионной учебно-боевой бригаде, старший офицер военной контрразведки С.А. Золотарев.
В докладе ученых, проводивших анализ данных геологоразведки на Северном Урале, в качестве одного из наиболее вероятных расположений коренного месторождения цветных ювелирных алмазов, был назван район в непосредственной близости от оленегонных троп и пастбищ, расположенных в верховьях реки Вишера, севернее горы Саклаим-Сори-Сяхыл, что в переводе с мансийского языка значит "xребет, находящийся у седловины, в которой разбросаны блестящие украшения". Из компетентных этнографических источников, была получена информация и том, что представители народности манси, исторически осуществлявшие хозяйственную деятельность в районе предполагаемого месторождения, считали найденные случайным образом твердые прозрачные кристаллы преимущественно желтоватого оттенка окаменевшими слезами мифологического существа Вишеры. Эти камни традиционно обладали сакральным статусом и предназначались в дар богам, чья священная земля и пещера находились в непосредственной близости от данного района. Перед группой была поставлена задача точно локализовать местонахождение пещеры, убедиться в достоверности сведений о нахождении в ней крупных ювелирных цветных алмазов и установить источник их появления там. Также, учитывая характер окраски камней, являющийся результатом длительного воздействия радиационного излучения, и данные профильной геологоразведки района, нуждалась в оперативной проверке гипотеза о возможном нахождении в пещере выхода уранового рудного тела высокой концентрации.
Спецоперация
[Подготовка_1] На начальном этапе спецоперации, для сбора информации, в район бассейнов рек Пелым и Лозьва была направлена группа официально занятая этнографическими и краеведческими изысканиями, которая осуществила, съемку представляющих оперативный интерес объектов, а также установила личный контакт с членами семейств, представители которых являлись хранителями важных мансийских святилищ, расположенных в окрестностях озер Турват и Апсиятур. Можно предположить, что в тот же период были проведены оперативные мероприятия в местах лишения свободы, а также среди представителей обских угров, проходивших воинскую службу. В результате была получена уточненная информация о местонахождении искомой пещеры в верховьях реки Ауспия, на Восточном склоне средней части хребта Поясовой Камень. Значительная площадь и характер рельефа установленного района, высокая степень маскировки, импульсный режим посещения, а также используемые обскими уграми мероприятия по силовой защите сакральных объектов, не позволяли решить поставленную задачу методом десантирования в район разведывательно-поисковых групп. Кроме того, такой метод поиска не исключал вероятность огласки, а руководство СССР в тот период активно проводило курс реабилитации лиц, пострадавших от сталинских репрессий, в том числе среди малых народов, включая манси и хантов. Любые действия государственных структур, которые могли быть восприняты, как целенаправленные против национального сообщества обских угров, были нежелательны с политической точки зрения. Помимо этого, географический район проведения спецоперации был исторически известен, как угодья с высокой концентрацией дикого соболя, добываемого местными охотниками и затем продаваемого государством за свободно конвертируемую валюту на специально созданном для этих целей всемирно известном Ленинградском пушном аукционе. Цена одной качественной шкурки доходила на торгах до 500 долларов США. Высококачественная пушнина являлась постоянным источником валютных поступлений в госбюджет и сохранение системы ее добычи, частью которой являлись охотники манси, была важна для руководства СССР.
Информация, полученная оперативным путем, позволила установить, что в начале февраля 1959 года в святилище Торум-кан, название которого может быть переведено с мансийского языка, как "площадь божества", которым в данной местности являлся Полум-Торум-пыг (сын Пелымского бога), будет проходить народный межфратриальный религиозный праздник и моление, исторически проводимые с периодичностью один раз в 7 лет. На мероприятие должны были прибыть охотники и оленеводы этнографической группы, имеющей в настоящее время общепринятое научное название "Северные манси", проживавшие в бассейнах рек Пелым, Лозьва, а также Северная Сосьва, входившие в Полум-махум, что значит "люди Полум-Торума".
После окончания праздника, посвященного Полум-Торум-пыгу , олицетворяющая его фигура, являющаяся объектом поклонения, должна была быть передана хранителю Полум-Торума (Пелымского бога) и отвезена им в святилище Полум-Торума в районе озера Апсиятур для выполнения обряда "гостевания". Наравне с хранителем Полум-Торум-пыга Александром Б., хранитель Полум-Торума Илья Кузьмич Монин также имел право доступа в священную пещеру, так как являлся одной из ключевых фигур в Полум-махум. Он должен был прибыть на праздник заранее, на оленьих нартах, оборудованных особыми ящиками для перевозки священных реликвий и даров, в сопровождении Петра С. - хранителя святилища в районе озера Турват, а также их молодого помощника, в прошлом фронтового разведчика, Ильи Д., который был ранее, в ходе проведения оперативных мероприятий, склонен к сотрудничеству и согласился сообщить дату и маршрут прибытия на праздник, а также оставлять условные метки по пути следования, позволяющие оперативнику не сбиться со следа и выйти к святилищу и священной пещере по безопасной тропе, вслед за хранителями, в тот момент, когда механизмы защитных самострелов и ловушек будут уже сняты с боевого взвода.
Спецоперация
[Подготовка_2] Непосредственное выполнение операции было возложено на кадрового военного, разведчика-диверсанта, старшего офицера контрразведки, Семена Алексеевича Золотарева, в 1943-1945 годах проходившего службу в должности заместителя командира по боевой подготовке секретного разведывательно-диверсионного учебно-боевого подразделения, созданного по инициативе Ставки Верховного Главнокомандования приказом командующего Дальневосточным фронтом генерала армии И.Р. Апанасенко № 00132 от 21 июля 1942 года, которое находилось в оперативном подчинении разведывательного отдела штаба ДВФ, и в прямом подчинении Ставки. Подразделение имело официальное название 88-я Отдельная Стрелковая Бригада или войсковая часть 8461, а позднее было небезосновательно названо "cталинский спецназ" историком д.и.н. чл.-к. РАЕН В.Вартановым и старшим научным сотрудником Института военной истории А.Почтаревым. Учебная программа этого подразделения, кроме общевойсковых норм по стрельбе, гранатометанию и штыковому бою, включала иностранные языки, радиосвязь, взрывное дело, рукопашный бой, прыжки с парашютом, скалолазание, преодоление водных преград, лыжную подготовку, вождение транспортных средств, военную топографию, фотодело, навыки первичной медицинской помощи. Зимой каждого года проводились лыжные полевые походы, во время которых осваивали боевую группировку, боевую охрану, встречный бой и др. профильные предметы. Главной задачей 88-й бригады было ведение разведки в тылу противника в Маньчжурии на всю глубину планируемой наступательной операции Дальневосточного фронта, то есть включая весь Ляодунский полуостров вплоть до Порт-Артура (Люйшунь) и Дальнего (Далянь). Благодаря разведчикам 88-й бригады накануне вступления в войну с Японией советская сторона располагала подробной картой оборонительных сооружений и дислокации японских войск в приграничных районах Китая.
После окончания войны С.Золотарев продолжил службу в подразделениях военной контрразведки МГБ/КГБ при СМ СССР. Исходя из фактов, касающихся его деятельности в секретном городе Лермонтов, прямо связанным с так называемой "Проблемой № 1" - государственным особо секретным "атомным" проектом, можно предположить, что на тот момент он, в качестве оперативного сотрудника под прикрытием, участвовал в мероприятиях по защите от шпионажа и диверсий объектов, находящихся под надзором военной контрразведки КГБ, и имел соответствующую квалификацию.
Привлечение к операции офицера с таким опытом было обусловлено не только личным доверием к нему со стороны руководства, прямой заинтересованностью ЦК в успешном выполнении поставленной задачи и спецификой доступа в район проведения оперативных мероприятий, но также предположением о том, что в пещере может быть расположен выход уранового рудного тела, выраженный присутствием высокой концентрации природного радиоактивного вещества, в том числе в мелкодисперсной форме, что требовало участия оперативника имеющего подготовку в области работы с радиоактивными материалами, в т.ч. способного правильно выполнить отбор и транспортировку проб породы для радиологического исследования.
Планируемое скрытное достижение района в составе туристической группы УПИ потребовало дополнительной подготовки, заключавшейся в адаптации оперативника в молодежной туристической среде, что было реализовано Золотаревым во время работы на Коуровской турбазе. Этот походный опыт помог ему быстрее наладить товарищеские отношения с туристами, добившись их неформального согласия на зачисление в группу, чей маршрут, в итоге, наилучшим образом совпал с информацией из оперативного источника о времени и пути следования на праздник в верховья Ауспия c Пелыма хранителя Полум-Торума. В то же время, организованная КГБ административная поддержка позволила освободить для Золотарева место в уже сложившемся туристическом коллективе. Руководитель группы И.Дятлов был уведомлен руководителем военный кафедры УПИ, являвшимся офицером действующего резерва КГБ, об "особом" статусе и полномочиях С. Золотарева. На это косвенно указывает отсутствие охотничьего огнестрельного оружия у членов группы, в то время как известны многочисленные свидетельства современников о наличии оружия у туристов, чьи маршруты пролегали по Северному и Полярному Уралу, а также официальные рекомендации того периода, отраженные в отчете 1959 года руководителя группы Карелина, о необходимости наличия одного ружья для защиты от хищных животных. Помимо этого, необходимо отметить, что 17 августа 1953 года постановлением № 2186 Совета Министров СССР гражданам было предоставлено право свободно приобретать охотничье гладкоствольное оружие "без предъявления охотничьих билетов и письменных требований". Подобный порядок просуществовал не полных 6 лет, а затем, постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1959 года, свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей была отменена. Дятлов, как достаточно опытный турист, не мог не понимать важность наличия огнестрельного оружия на маршруте в столь сложных природных условиях. Эту проблему решил полуавтоматический пистолет FN системы Браунинг M1922 калибра 7,65 мм, контур которого в открытой кобуре виден в районе внутреннего нагрудного кармана штормовки на походных фотографиях Золотарева. Низкоскоростные патроны этого пистолета, снаряженные экспансивными и, возможно, иными специальными пулями, разработанными в СССР и используемыми советскими спецслужбами, обладали высокой останавливающей способностью и способны привести к летальному поражению даже при применении по крепким на рану диким животным. Это компактное многозарядное оружие на ближних и средних дистанциях способно быть альтернативой охотничьей винтовке.
Событие
[Начало] Группа проследовала по намеченному маршруту до поворота с реки Лозьва на реку Ауспия, с тем расчетом, чтобы пропустить вперед манси, направляющихся во главе с хранителем Полум-Торума на праздник с Пелыма. Следуя за ними, Золотарев обнаружил место, где следы свернули на юг. Хранитель пренебрег традиционными для гостей мерами безопасности, заключавшимися в замаскированном подходе к святилищу по склону горы Хой-Эква и далее через болото и лес, до святилища и священной пещеры. Такой способ позволял многие годы надежно прятать следы, оставляя видимыми для посторонних лишь нарты, оставляемые у подножья горы Хой-Эква. Золотарев разделил группу, оставив Колмогорову, Слободина и Дорошенко в лагере, разбитом на берегу Ауспии, а сам, с остальными туристами, пошел по следам. Приблизившись к святилищу, он направился к хранителю, очевидно надеясь на традиционное таежное гостеприимство. В то же время, учитывая возможность возникновения острой конфликтной ситуации, Золотарев для подстраховки передал кому-то из идущему на отдалении спутников, предположительно Тибо-Бриньоль, свой заряженный пистолет. Судя по развитию событий, разговора с хранителем не получилось. Можно предположить, что Илья Монин был сильно рассержен осознанием того, что впервые за много лет чужаки проникли в строго охраняемое от посторонних место, в котором находятся священные для сообщества Полум-махум реликвии и обитают духи, имеющие высший сакральный статус. Будучи высокого роста и крепкого телосложения, хранитель вступил в драку с незваными гостями и в итоге был смертельно ранен. Сопровождавшие хранителя под угрозой оружия забрали умирающего Монина и в надежде спасти его, увезли для оказания помощи в пауль хранителя Полум-Торум-пыга на реке Тошемка, недалеко от которого, на склоне горы, Илья Кузьмич Монин позже и был с почестями похоронен, как шаман и хранитель, обернутый в берестяной саван, расшитый драгоценными камнями. Не принимавший участия в конфликте, обескураженный и напуганный произошедшим, уже фактически формальный к тому моменту руководитель группы Дятлов, был отправлен Золотаревым в лагерь в сопровождении Кривонищенко. После этого был произведен осмотр окрестностей молебного места и найден вход в пещеру. В процессе ее обыска Золотарев, Дубинина и Колеватов, а также в меньшей мере Тибо-Бриньоль, очевидно оставленный охранять вход, получили радиоактивное загрязнение в виде грязи и осевшей пыли, насыщенных радиоактивными изотопами естественного происхождения. В труднодоступном месте пещеры Дубининой был обнаружен предмет, определенный Золотаревым, как имеющий значительную сакральную ценность в традиционных народных верованиях обских угров. Небезосновательно опасаясь мести, Золотарев принял решение забрать находку, чтобы использовать ее в дальнейшем в качестве объекта торга на возможных переговорах. Вернувшись в лагерь, Золотарев дал задание Кривонищенко надежно спрятать найденный предмет. Ему в помощь был выделен Дорошенко, как физически самый крепкий из туристов. Упаковав в ткань и добавив балласт, они, двигаясь по льду реки, отнесли предмет в подходящее место, после чего Кривонищенко, возможно в тайне от Дорошенко, опустил сверток в одну из многочисленных промоин на медленном течении. Уже на следующий день группа была втянута в драку с охотниками, которые прибыли на праздник и, узнав о случившемся, кинулись вслед за туристами с целью заставить их немедленно вернуть похищенное. Можно предположить, что только вмешательство вооруженного Золотарева остановило нападавших, а потому часть туристов получила лишь легкие телесные повреждения. С этого момента группа, осознавшая всю опасность происходящего, перешла под полный контроль Золотарева. Судя по данным известным из уголовного дела (УД), он принял решение оставить лишний груз, закопав его в снег (это хранилище в материалах УД было названо "лабаз") и затем, до наступления темноты, выйти из опасного, с точки зрения возможности внезапного нападения, леса, и разбить лагерь на сильно продуваемом ветром, но имеющем хорошо просматриваемые подступы, склоне горы Холат-сяхыл. Открытого столкновения Золотарев не опасался, уверенный в себе и своем оружии. Однако он не мог не знать об отличных стрелковых навыках преследователей, а потому группа установила палатку глубоко вкопав ее в снежный наст, таким образом, что она напоминала боевую позицию с наблюдательными щелями. Золотарев создал видимость того, что группа основательно обосновалась на ночлег. Он планировал, отдохнув несколько часов до наступления темного времени суток, поднять туристов, или часть из них, и, оставив палатку, создававшую со стороны впечатление присутствия в ней группы, в условиях ограниченной видимости, скрытно от предполагаемых наблюдателей, уйти через перевал к месту дислокации ближайшей военной радиолокационной станции, расположенной на доступном расстоянии от места стоянки, и подчиненной военной контрразведке КГБ. Там он и его спутники получили бы кров и физическую защиту от возможных преследователей. Однако нападение произошло раньше, чем предполагалось. Воспользовавшись наступившей темнотой и шумом ветра, охотники следившие последние сутки за каждым шагом группы, подкрались к палатке, окружили ее, и один из них, как это делали фронтовые разведчики для захвата в плен солдат противника, надрезал тент и, выдернув кольцо, засунул во внутреннее пространство сработавший сигнальный патрон НСПОД (Наземный Сигнальный Патрон Оранжевого Дыма). В результате применения нападавшими серийного НСПОД советского производства, снаряженного в качестве красящего элемента смесью состоявшей в равных долях из жирорастворимого токсичного химического соединения Судан 1, известного также под названием Жироранж, и водорастворимого высокотоксичного химического соединения Родамин Б, палатка оказалась наполненной продуктами горения термической смеси хлората калия и углевода, входивших в состав патрона, а также красителями перешедшими в мелкодисперсную летучую форму в результате возгонки, частицы которых, в силу своих малых размеров, не удалялись из легких при выдохе и осаждались на слизистых оболочках. Сравнительно малый объем палатки, а также невозможность быстро покинуть ее, привели к наполнению органов дыхания людей в ней находящихся дозами близкими к летальным, вызывая состояние нарастающей гипоксии и кашля, вследствие механического блокирования и химического раздражения дыхательных путей осевшими частицами и продуктами горения, а также нарушение зрения и острую резь в глазах. В дальнейшем, мелкодисперсная субстанция, осевшая на слизистых оболочках внутренних органов, проникла через мембраны тканей и вызывала нарастающую интоксикацию всего организма, декомпенсацию его естественных функций, включая острое поражение печени и почек. В воспоминаниях очевидцев было отмечено, что открытые участки кожи туристов имели неестественный оранжевый оттенок. Это объясняется контактом с жирорастворимым красителем Судан I, для которого характерно стойкое окрашивание кожных покров. Помимо этого, имеются достоверные сведения о налете порошка оранжевого цвета замеченном на одежде переданной родственникам погибших. Второй элемент красящего состава - водорастворимый Родамин Б, после осаждения на ткань и попадания во влажную среду, придал одежде туристов, тела которых были обнаружены в ручье под слоем снега, светло-фиолетовый оттенок, что было отмечено в воспоминаниях экспертами Чуркиной и Возрожденным.
Били каждого, кто предпринимал попытку вырваться из палатки. Через несколько минут нападавшие разрешили ослепленным и задыхающимся туристам, полностью лишенным способности к активному сопротивлению, покинуть задымленное пространство, что те и сделали, после чего, связанные цепочкой "рука к руке", двинулись вниз по склону поддерживая друг друга, и подгоняемые в нужном направлении.
Событие
[Окончание] Последующие события еще ожидают детального исследования, с учетом расположения и состояния объектов, зафиксированных как в материалах УД, так и в воспоминаниях очевидцев, связанных с проведением официальной поисковой операции. Базовой гипотезой данной версии является предположение о том, что действия, которые были совершенны несколькими туристами под руководством старшего офицера военной контрразведки КГБ С. Золотарева, находившегося при исполнении, являлись преступлением экстраординарного уровня в сакральной сфере. Оно заключалось в причинении хранителю Полум-Торума, бывшего одновременно главой Полум-махум, ранений не совместимых с жизнью, а также в осквернении и похищении святынь, имевших высшую сакральную значимость, что, согласно мировоззрения обских угров, разрушало баланс взаимоотношений людей с духами, неминуемо вызывало их гнев и угрожало здоровью и благополучию всех родов входящие в Полум-махум. В соответствии с этим, меры по ликвидации последствий преступления также были предприняты экстраординарные. Они носили характер обращения к древним практикам наказания преступников, отдельные элементы которых нашли отражение в обрядовых песнях и священных сказаниях обских угров, а также известны по результатам археологических исследований. Ликвидация последствий преступления включала в себя:
- скорейшее возвращение сакрального объекта с целью умиротворение разгневанных духов;
- установление лиц подозреваемых в совершении преступления и суд сообщества родов Полум-махум над ними с целью определения степени вины и соответствующей меры наказания;
- нейтрализация сакральной нечистоты виновных лиц путем обрядового очищения;
Туристы были допрошены и разделены на группы. Золотарев, Тибо-Бриньоль, Дубинина и Колеватов, как непосредственные участники конфликта с хранителем и проникновения в священную пещеру, были выделены в отдельную группу. Их связали и напоили ядовитым растительным отваром, воздействующим на нервную систему - предположительно повышающим температуру тела и предотвращающим сон. После чего поместили в снежную нору или пещеру - традиционное временное укрытие от мороза и ветра, называемое манси "согым" или "саглым". Оно было построено ранее для отдыха группой охотников, которые вели непрерывное, посменное наблюдение за палаткой на склоне горы. Содержание в снежной норе, под действием отвара, предохраняло четверку от преждевременной смерти от гипотермии, а также, предположительно, в соответствии с религиозной ритуальной практикой обских угров, блокировало оскверняющую злую силу в пространстве, отделенном снегом и настилом из жердей от земного мира. Остальных туристов также связали. Возвращение похищенного сакрального объекта в священную пещеру являлось первоочередной целью сообщества родов, собравшихся на несостоявшийся праздник. Охотники по следам узнали, что двое туристов уходили вниз по реке и вернулись обратно к месту стоянки. Подозрение пало на Кривонищенко и Дорошенко. С них срезали верхнюю одежду, которую отдали пленникам, помещенным в согым, и подвергли допросу. Для получения данных о точном местонахождении спрятанного сакрального объекта в отношении Дорошенко, и в большей степени Кривонищенко, были применены методы допроса аналогичные используемым в полевых условиях армейскими разведывательными подразделениями. В свою очередь, Кривонищенко не мог не понимать, что его жизнь находится в относительной безопасности лишь до того момента, пока он хранит эту тайну. Именно этим можно объяснить ожоги высокой степени на его теле. Узнав, где и кем именно искомый предмет был сброшен в промоину под лед, нападавшие отвезли Кривонищенко и Дорошенко на указанное место и, привязав веревками, заставили нырять, чтобы найти и поднять сакральный объект на поверхность. Затем они были доставлены назад к кедру. Гипотермия, вызванная нахождением в воде, на фоне нарастающей интоксикации продуктами горения НСПОД, привели к тому, что на обратном пути Кривонищенко и Дорошенко уже находились в состоянии спутанного сознания и потеряли возможность самостоятельно двигаться. Их стащили с нарт и волоком переместили к подножию кедра. Кривонищенко, пытаясь не потерять сознание посредством причинения себе боли, откусил часть кожи на пальце руки. Но это не предотвратило последующий глубокий обморок и в итоге смерть от острой гипотермии.
После получения известия о том, что похищенный сакральный объект возвращен, было принято решение отпустить Дятлова, Колмогорову и Слободина. Переохлаждение, физические травмы, полученные от ударов и падений, а также последствия отравления веществами, выделявшимися при горении НСПОД, с течением времени вызвали у них состояние, глубокой заторможенности, предшествующей потере сознания и коме. Они утратили всякую способность к сопротивлению и находились на грани жизни и смерти. Их освободили от пут и позволили уйти, с тем расчетом, чтобы последующая прогнозируемая смерть этих, по сути лишь свидетелей конфликта, не была сакрально связана с членами Полум-махум по традиционному для обских угров принципу публичного перекладывания ответственности - "не мы их убили - мороз их убил". К этому моменту у Дятлова, Колмогоровой и Слободина осталось сил только на то, чтобы пройти часть пути по направлению к находящейся на склоне палатке, которая воспринималась ими как единственный возможный источник спасения. Их смерть наступила там, где их тела были обнаружены впоследствии участниками поисковой операции.
Золотарева, Дубинину, Колеватова и Тибо-Бриньоль отвезли в ближайшее крупное поселение - поселок Луссум-талях-пауль расположенный на Лозьве, где к тому времени собрались приехавшие на несостоявшийся праздник оленеводы и охотники. Суд сообщества родов Полум-махум состоялся в доме общественных собраний "ик кол", известном также, в связи с проведением традиционного медвежьего праздника, под названием "танцевальная изба". Убийство хранителя, имевшего высокий статус в сообществе, осквернение и похищение важнейших сакральных объектов каралось смертью. Дубинина и Золотарев были казнены. Над ними были совершены действия, предполагавшие не только причинение смерти, но и лишение их душ, согласно религиозным представлениями обских угров, возможности возрождения. Колеватов погиб в результате странгуляционной асфиксии наступившей предположительно от захвата шеи в локтевом сгибе между плечом и предплечьем, с фиксацией сгиба другой рукой. Тела и отдельные органы казненных стали объектом проведения заключительного этапа наказания. В частности, на тело Золотарева были нанесены рисунки, состоящие из линейных последовательностей рунических знаков, составляющих обращение к духам и, предположительно, сакральное описание произошедшего. Они предназначались для защиты целостности сакрального мира, разрушения злой силы и нейтрализации возможных негативных последствий для людей Полум-махум. Выбор тела Золотарева в качестве объекта нанесения большинства рисунков сакрального характера определялся его ролью фактического лидера. В соответствии с мировоззрением обских угров, он выступал как вождь, и нес личную ответственность, как за свои действия, так и за действия возглавляемых им соплеменников.
Судя по характеру ран, зафиксированных экспертом на теле Тибо-Бриньоль, можно предположить, что он был убит ударом в область правой височной кости, нанесенным так называемым "чеканом" - боевым топором архаичной формы, тыльная часть обуха которого снабжена специальным молоточком. Такой способ причинения смерти с большой вероятностью указывает на имевшийся мотив кровной мести за убийство родственника или главы религиозного сообщества. Авторы версии, на основании анализа сроков разрешения трупного окоченения тела Дубининой, а также размера волос, отмеченных экспертом на лице трупа Тибо-Бриньоль и соответствующих посмертным фотографиям, но отличающихся по длине от тех, данные о которых получены на основании анализа последних прижизненных фотографий, предполагают, что убийство Тибо-Бриньоль произошло ориентировочно через 56 часов после казни Золотарева, Дубининой и Колеватова. Эта отсрочка может быть объяснена тем обстоятельством, что кровнику потребовалось время для подготовки орудия мести и прибытия в поселок Луссум-талях-пауль. Затем тела всех казненных отвезли обратно к ручью у подножья горы Холат-сяхыл. Они, в соответствии с обрядовыми традициями обских угров, по аналогии с медведем-разорителем или медведем-людоедом, также представляли опасность и должны были быть, даже после нарушения их целостности, традиционно нейтрализованы омывающей их водой и покрывающим их снегом. Тело Дубининой, как виновной в разорении и осквернении сакрального объекта, было оставлено в традиционной позе "низведения из высшего ранга", к которому, согласно народным верованиям обских угров, изначально относятся и человек, и медведь, в ранг добычи или преступника, по аналогии с наказанной за разорение и осквернение мифологической медведицей. Перемещение покрывших тела снежных масс в объеме, соответствующем данным о высоте снежного покрова, зафиксированном участниками поисковой операции, было предположительно реализовано путем принудительного сброса в ручей снежного оползня с прилежащего склона. Все материальные объекты, принадлежавшие туристам, были оставлены на своих местах в соответствии с представлениями обских угров об опасности контакта с вещами мёртвых, в которых после смерти бывшего владельца живет одна из его душ. Традиционная "медвежья клятва", данная всеми участниками перед лицом соплеменников, позволила долгие годы надежно сохранять эту тайну внутри национально-религиозного сообщества.