Там и стрелки, и биатлонисты, и лыжники, и боксеры, и парашютисты, и легкоатлеты известные обучались.
Там и шахматисты учились. Вопрос в том, чему они обучались?
Задача одна - готовить спецназ впоследствии.
Херня полная. Извините.
Задача ВИФКа - готовить инструкторов по физподготовке для ВС. А такой инструктор являлся лоботрясом даже в большей степени, чем замполит. Замполит хоть стенгазеты иногда заставлял рисовать подчинённых.
Можно сказать проще - выпускники ВИФКа - элита спецназа.
A.W., скажите своему другу на досуге, что элита спецназа готовилась и готовится совсем в других учебных заведениях. Одно находится в Рязани, другое - в Новосибирске. Пусть наведёт справки, чтобы совсем уже глупо не выглядеть.
Так вот места на всех желающих в этом институте никогда не хватало. И тогда в гражданских институтах физической культуры были открыты СПЕЦФАКУЛЬТЕТЫ. Там готовили все тех же инструкторов - спецназа. Но офицерских званий не давали и эти люди находились как бы в резерве, поэтому своим обеспечением должны были заниматься сами, в отличие от кадровых офицеров закончивших ВИФК.
Неловко ссылаться на самого себя, но честное слово, незачем так ломиться в открытые ворота. Всё уже было расписано на эту тему полтора года назад:
http://murders.ru/Dyatloff_group_1_v2_glava_24.htmlИ даже процитирую, чтобы вам не пришлось долго искать:
" Кстати, в этом месте самое время сказать несколько слов о том факультете, на который поступил Семён Золотарёв. Назывался он "специальным" и в чём заключалсь его "специальность" сейчас мало кто скажет навскидку. Спецфакультеты в институтах физической культуры - это факультеты, призванные готовить диверсантов-партизан на случай ведения военных действий. Идея их создания именно в институтах физкультурного довольно интересна и заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов.
Во время т.н. "Зимней войны" с Финляндией в 1939-40 гг. РККА столкнулась с острой необходимостью ведения разведывательной и диверсионной работы за линией фронта, однако силы и средства обычной воинской разведки оказались явно недостаточны для решения этих задач в условиях холодной и снежной зимы. Тогда по приказу начальника 5-го (разведывательного) управления Народного Комиссариата обороны (предтечи ГРУ Генштаба) комдива И.И. Проскурова при 9 армии, воевавшей с финнами, был создан Особый лыжный отряд (т.н. ОЛО), который возглавил штатный офицер 5 Управления - Хаджи-Умар Мамсуров.
Готовить из обычных солдат высококлассных лыжников было некогда, поэтому в ОЛО зачислили студентов-добровольцев Ленинградского института физкультуры им.П.Ф.Лесгафта, которые составили костяк подразделения. Всего студентов было 102 человека, им придали 10 лейтенантов Тамбовского пехотного училища, показавших лучшие результаты в лыжных гонках, а также 40 младших командиров срочной службы, призванных в армию из Сибири и северных районов страны. В отряд отбирали прежде всего таких студентов физкультурного института, кто занимался силовыми видами спорта и контактными противоборствами - боксеров, борцов разных стилей, лыжников, штангистов, гребцов. ОЛО располагал собственным узлом связи, медсанчастью и даже группой девушек-переводчиц, набранной из среды этнических карелов, финнов, лапландцев, шведов и иных коренных этносов Карелии и Скандинавии. Численность ОЛО никогда не превышала 300 чел. (вместе с вспомогательным и обслуживающим пресоналом).
Ленинградские физкультурники оказались чрезвычайно эффективными разведчиками и диверсантами. Менее чем за 3 месяца активных действий они отыскали и разгромили штаб 9 дивизии финской армии, захватив в плен 2 офицеров и секретные документы, уничтожили зенитную батарею, пункт связи и т.п. Студент Института им.Лесгафта В.А.Мягков, чемпион страны по лыжным гонкам, бывший командиром взвода ОЛО, был посмертно представлен к званию Герой Советского Союза. Всего же боевых наград удостоились 67 человек из состава Особого лыжного отряда (т.е. более 20% личного состава!).
Урок, прямо скажем, пошёл впрок, Разведуправление Наркомата обороны сделало необходимые выводы. В апреле 1940 г., выступая на совещании в ЦК ВКП(б), посвящённом анализу ведения и итогов "Зимней войны", Мамсуров подробно рассказал о действиях ОЛО 9-й армии в период с января по март. Его предложение о "всемерном развитии в стране лыжного и оборонного видов спорта" нашло горячий отклик среди участников заседания. В том же апреле ЦК ВКП(б) принял решение о создании при физкультурных институтах специальных факультетов, которые будут ориентированы на обучение специалистов, способных в кратчайшие сроки пополнить разведподразделения действующей армии мастерами с высоким уровнем индивидуальной физической подготовки.
Благодаря воспоминаниям П.А.Судоплатова ныне хорошо известна история Особой группы НКВД СССР и созданной на её базе Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР. Эта часть собрала элиту советских диверсионных сил времён Великой Отечественной войны, о её боевом пути и делах той поры написано немало. Но мало кто знает, что в Особую группу привлекались не только этнические немцы, испанцы, чехи, австрийцы или иные иностранцы, получившие путёвку исполкома 3 Интернационала. Более 200 человек, сражавшихся в составе диверсионно-разведывательных отрядов ОГ, являлись студентами спецфакультета Центрального института физкультуры и спортсменами общества "Динамо". Среди них были такие звёзды советского довоенного спорта, как 9-кратный чемпион СССР по боксу Н.Ф. Королёв и 10-кратный чемпион СССР по боксу С.С.Щербаков.
Окончание Великой Отечественной войны, продемонстрировавшей большую эффективность массового партизанского движения, потребовало определённым образом скорректировать подготовку на спецфакультетах. Теперь они должны были готовить не просто боевиков, обладающих отменными физическими данными и навыками диверсанта, а руководителей диверсионных групп и методистов, способных наладить подготовку личного состава в войсках. Не следует забывать, что вплоть до создания Варшавского Договора устойчивая вовлечённость некоторых стран Восточной Европы в соцлагерь была далеко не очевидна. Вплоть до конца 40-х гг. возможность развития Чехословакии, Польши и Венгрии по буржуазному пути отнюдь не исключалась (в ходе февральского 1948 г. политическтого кризиса в Чехословакии Президенту Эдварду Бенешу советские представители грозили самым настоящим государственным переворотом и гражданской войной). Поэтому даже во второй половине в 40-х гг. прошлого века западная граница СССР фактически являлась границей соцлагеря и никто не мог исключить повторной оккупации западных районов страны в случае новой "Большой войны" с блоком капиталистических государств. На том этапе потребность в специалистах, способных быстро и на высоком профессиональном уровне развернуть партизанское движение на оккупированной территории, была очень велика.
Спецфакультеты давали специализированную подготовку руководителя диверсионного подразделения - это прежде всего минно-взрывное дело, захват пленного и ведение интенсивного допроса, разведка объекта и проникновение на него, организация взаимодействия с легализованной агентурой, устройство тайников и всевозможных ловушек, маскировка как на местности, так и оперативная (связанная с изменением внешности и использованием поддельных документов). Разумеется, студенты спецфакультетов отбирались МГБ и рассматривались как кадровый резерв спецслужбы, хотя, вместе с тем, они не являлись штатными сотрудниками и не привлекались к повседневной оперативной работе территориальных органов госбезопасности. Работа спецфакультетов курировалась местными органами госбезопасности и лица, зачисляемые для обучения, вставали на специальный учёт спецслужбы. Куда бы выпускники спецфакультетов не направлялись после окончания ВУЗа, везде им надлежало встать на учёт территориального органа госбезопасности и в случае начала боевых действий (или иной чрезвычайной ситуации) немедленно прибыть в распоряжение упомянутого органа.
Говоря об обучении Семёна Золотарёва в Минском ГоИФК, следует упомянуть следующий интересный момент. Его зачётка сейчас известна, в ней мы видим такие занятия, как "бокс", "борьба", "фехтование". (Кстати, фехтование - это вовсе не бой шпагах или рапирах, как может подумать современный обыватель. Курс фехтования, разработанный специально для студентов спецфакультетов физкультурных институтов в 1940 г. известным советским спортсменом, заслуженным мастером спорта СССР по боксу, капитаном РККА К.Т. Булочко, подразумевал обучение штыковому бою с примкнутым к оружию штыком, ножевой бой, бой сапёрной лопаткой, фехтование палкой. Булочко известен также наставлениями по боксу и рукопашному бою, которые использовались как методические пособия в спортивных ВУЗах. А в 1945 г. он выпустил весьма объемную работу "Физическая подготовка разведчика", в которой осветил самые разнообразные тактические приёмы по преодолению водных преград, захвату и транспортировке пленных, бесшумному убийству часового без использования огнестрельного оружия и т.п. Кстати, упомянутая работа использовалась в качестве учебного пособия не только в Вооружённых Силах, но и при подготовке студентов специальных факультетов.) Тем не менее, при её внимательном изучении нельзя не обнаружить довольно любопытную странность - учебная нагрузка в Минском ГоИФК была совсем небольшой - немногим более 20 учебных дисциплин - и это за весь курс обучения!
Для некоторы предметов число академических часов в семестр указано в зачётке, так что мы вряд ли ошибёмся, посчитав, что продолжительность изучения той или иной дисциплины колебалась тогда в пределах 40-60 часов в семестр. В принципе, это очень мало (принимая во внимание, что продолжительность семестра равна 17 неделям, а недельная часовая нагрузка составляла 48 часов вплоть до 1956 г.!) Можно, конечно, предположить, будто студенты-физкультурники изучали "Основы марксизма-ленинизма" или "Историю физкультуры" по 360 часов в семестр на протяжении всех 4 лет, но абсурдность этого очевидна. Низкая учебная нагрузка студента спецфакультета кажущаяся - на самом деле значительное количество специальных дисциплин "спрятано" от глаз посторонних и никак не отражено в обычной зачётке. Существовал особый формуляр, в котором отражалась успеваемость по спедисциплинам, который после окончания студентами курса обучения, не оставался в учебной части ВУЗа, а передавался на хранение в территориальный орган госбезопасности.
Обучение на специальном факультете Минского ГоИФК свидетельствует о том, что и во второй половине 40-х гг. Семён Золотарёв связи с системой МГБ не только не утратил, но напротив, скорее даже укрепил. При этом обучение на спецфакультете отнюдь не отменяло того обстоятельства, что студенты должны были полноценно овладеть общегражданской специальностью, по которой им предстояло в дальнейшем трудоустроиться и которая, по крайней мере теоретически, должна была стать их профессией на всю жизнь. "