Давненько было, но, помнится, отвечал
Хельге и
Дмитриевской на вопросы о проведении авиационных поисково-спасательных работ. Там моментов много интересовало: что, да как летает, что видно сверху, а что нет, как вообще всё это организовывается и т.п. (кому интересно, привожу
ответ со ссылками внутри на мои же комменты по данной теме).
Но суть не в этом. Вчера довелось побывать у своих небесных собратьев в одном прикамском городке и вновь вдоволь полетать на самолёте Як-12 (как известно, на этом типе трудился в 50-е лётчик Патрушев). Машина хороша. И хороша она именно для России: проста в производстве, надёжна, неприхотлива, ремонтопригодна в полевых условиях, эксплуатируема с любых аэродромов и грунтовых площадок. Её стоимость по меркам авиапрома была копеечной, а окупалась с лихвой: в глухих районах и на севере самолёт перевозил людей, а также мелкие грузы и почту, использовался для транспортировки больных, осуществлял лесопатруль, задействовался для ПСО, наконец, просто служил летающей партой для молодых пилотов.
Самолёту на этом снимке более 50 лет, и нет никаких сомнений, что он прослужит ещё столько же.
К слову, на фото борт идёт на бреющем над площадкой в лесу, маневрируя, а также снижаясь и набирая высоту без каких-либо проблем: маленькие значения эволютивных скоростей позволяют всё это надёжно выполнять над сложным рельефом, что важно и востребовано при проведении поиска и доразведки. На снимке отчётливо виден сам пилот, соответственно, с точно такой же детализацией лётчик различает наземные объекты (в данном случае он легко читает номера стоящих на поле машин).
Ну, и в заключении ещё пара вчерашних фотографий, только теперь уже с высоты птичьего полёта (вечер, жара, лёгкое красноватое марево, штиль):
и ещё один наземный раритет (в полностью рабочем и постоянно эксплуатируемом на аэродроме состоянии):