Как мы видим, вторая Божья заповедь,просто и ясно выражает волю нашего Господа. К каждому из нас обращается Бог с четким указанием: «никакого изображения» (!). Но как же случилось, что в евангельское учение Иисуса Христа вкрались и затем прочно обосновались языческие суеверия? Ведь в Библии никакого основания для этого нет.
Как и всякое заблуждение, иконы входили в религиозное служение постепенно. Если христиане I—III веков с негодованием отвергали поклонение какому-либо изображению или предмету, то уже с конца III и начала IV века в церковь вкрадывается почитание изображение креста и мощей святых. Началось это с того, что постепенно стали носить нательные кресты, что церковные иерархи обосновали тем, что древние иудеи носили на лбу и на руке молитвенный знак, и поэтому и христианам следует носить особенный отличительный знак. Затем кресты стали изображать и на одежде служителей. Лишь после этого подготовительного этапа кресты появляются в церкви, где становятся объектом поклонения. Почти одновременно с почитанием креста в церковь проникает почитание святых. Вначале к святым начали обращаться с молитвой о заступничестве перед грозным и жестоким Богом, якобы, только желающим наказать человека (тогда же, кстати, было грубо изменено и представление о любвеобильном Божьем характере). После этого стали проникать в церковь предания о сверхъестественных чудесах, совершающихся у гробниц святых, и, якобы, засвидетельствованные монахами и странниками. Понятно, что церковь или монастырь, владевшие подобными реликвиями, имели громадный доход от простодушных верующих и поэтому, где таких реликвий не было, их создавали искусственно, причем в огромном количестве, придумывая имена никогда не существовавших мучеников. После того, как поклонение реликвиям твердо осело, началось введение изображений святых. Вначале оно предназначалось лишь для того, чтобы язычникам, в религии которых существовали изображения богов и героев, было легче принимать христианство, а также для того, чтобы верующим было, якобы, легче сосредоточиться на молитве. Но затем все чаще практикуется молитва перед изображениями, с просьбой о помощи и защите. Спустя немного времени, перед ними уже становились на колени, зажигали светильники и воскуряли ладан. Словом, поклонение святым уже ничем не отличалось от поклонения языческим кумирам. Почти одновременно с изображениями на иконах святых и девы Марии вводятся и иконы с изображениями Христа. Для хоть какого-то обоснования введения в христианские церкви языческих обычаев, священники распространили несколько преданий, которые должны были оправдать их действия и опровергнуть утверждение о том, что не сохранилось прижизненных изображений Иисуса Христа. Во-первых, было объявлено, что бронзовая статуя в городе Панеаде, в Палестине, изображающая закутанного в плащ человека и стоящей перед ним на коленях женщины, и есть изображение Христа (женщина же изображена та, которую Христос исцелил от кровотечения). Сегодня известно, что эта статуя изображает либо философа Аполлония, либо императора Веспасиана, а женщина олицетворяет собой один из городов, преклоняющихся перед ними. Во-вторых, была, якобы, обнаружена переписка между Христом и одним из сирийских царей — Авгарем. В ходе этой переписки Иисус, якобы, желая вознаградить Авгаря, прислал ему плат со своим изображением. Пролежав в одном из тайников несколько столетий, плат затем, будто бы был обнаружен одним из епископов, и после этого много раз спасал город Эдессу от иноземных захватчиков. Однако светские историки того времени, в частности, Прокопий Кесарийский, повествуя о тех же событиях, вообще не упоминает ни об одном из указанных чудес, хотя это были верующие люди. Предание также утверждало, что Эдесса никогда не будет взята неверными, благодаря чудодейственной силе плата. Но из истории прекрасно известно, что город много раз был в руках чужеземцев, которые в течение 300 лет владели и самой реликвией, пока та не была выкуплена Византией за огромные деньги. Кроме этого плата, подобные реликвии стали появляться во всех городах Малой Азии. Большой известностью также пользовалась иерусалимская вероник (плат), которым Христос якобы утер свое лицо, и которая запечатлела следы кровавого пота Христа. Но, пожалуй, наибольшей известностью пользовалась туринская плащаница, первое упоминание о которой мы находим в 1353 году, когда она появилась во Франции, во владениях графа Шарни. Плащаница представляла собой льняное полотно размером 4,3х1,1 метра, на нем отпечаталось изображение мужчины со следами крови, соответствующие местам пронзенных рук. Уже через три года к плащанице начинается огромное паломничество верующих, которым сообщили, что в нее был завернут Христос после снятия с креста. Вопросы о подлинности плащаницы велись до 1986 года, пока Ватикан не был вынужден официально через Туринского архиепископа всенародно объявить, что в результате экспертизы, проводившейся тремя независимыми друг от друга группами, было определено время создания плащаницы, относящееся к 1260—1300 годам. Вероятнее всего, в то время данного человека подвергли той же казни, что и Христа, а затем выдали его отпечатки на полотне за изображение Иисуса.
В дальнейшем, следом за изображениями Христа, «чудесным» образом обнаружились тысячи изображений святых и девы Марии, некоторые из которых были сделаны якобы евангелистом Лукой в 1 веке по Р. Хр. Сегодня доподлинно известно, что самые ранние из этих изображений относятся к концу III века, и, следовательно, более чем на 250 лет моложе евангельских событий. И снова история донесла до нас следы спекуляции этими искусственно создаваемыми реликвиями, которые приносили церкви немалые доходы. В средине века при Ватикане и в других городах «работали» целые «заводы» по производству реликвий. Многие из последних порой представляли собой кости мамонта или других животных и выдавались за останки какого-либо святого и искренно верующие люди становились жертвами гнуснейшего обмана. Однако далеко не все христиане соглашались с этими языческими нововведениями, продолжая отстаивать чистоту Христова учения. За тысячи лет до Реформации стали появляться первые христиане-протестанты, высказывавшие протест против союза христианства и язычества, церкви и государства.
Добавлено позже:История однозначно свидетельствует, и против этого не сможет возразить ни один честный ученый, что в первые три века по Р. Хр. церковь препятствовала появлению какого-либо изображения. Продлившись более 100 лет, религиозная война в Византии — иконоборчество завершилось победой суеверия, ввергнув Европу в пучину мрачного средневековья.
Основными итогами этой войны стало, во-первых, проникновение в христианство и утверждение в нем идолов под видом полуобожествленных икон; во-вторых, создание католической империи на Западе, основанной Карлом Великим; в-третьих, в сильном ослаблении Византии с утратой ею итальянских владений, и, наконец, в-четвертых, небывалое укрепление светской власти римского папы, ставшего сюзереном (господином) всех европейских владык. За этой победой суеверия уже проглядывал зловещий институт инквизиции с кострами и пытками, крестовые походы, индульгенции с прощением прошлых, настоящих и даже будущих грехов, попрание Божественного Слова — Библии с запрещением ее изучения и гибель более ста миллионов христиан, павших жертвами папского деспотизма в средине века.
Почему поклонение идолам, а разновидностью идола или кумира и является икона или статуя, запрещалось декалогом или десятисловным Законом Божиим. Потому что, поклоняясь идолу или кумиру, человек не может возрастать духовно. Библия учит, что естество человека состоит из духа, души и тела. Наш дух может развиваться, насыщаться и возрастать только в общении с Духом Святым: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Когда же человек от общения духовного с безграничным Богом переходит к религиозному общению с ограниченным материальным предметом, будь-то идол язычников или икона, то дух не возрастает, безграничный Бог в представлении человека постепенно ограничивается этим идолом.
Сатане очень выгодно было побудить человека именно к такой форме поклонения. В глубокой древности люди встали на путь идолопоклонства. Людей привлекал этот путь, т. к. он не требует напряжения духа и ума. Гораздо легче поклоняться видимому образу, приписывая ему свойства всемогущего божества.
Бог предупреждал в Священном Писании: «Сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего пред лицем своим: могу ли Я отвечать им? Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего пред лицем своим и придет к пророку, — то Я, Господь, могу ли при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они чрез своих идолов сделались чужими для меня» (Иез. 14:3—5).
В этом тексте Священного Писания Господь открывает, что когда люди ставят пред лице свое идола, то он в их сердце занимает место Господа, что делает их чужими для Бога. Человек — образ и подобие Божие, поклоняясь творению рук человеческих, считая его богом — бесконечно унижает Господа. Вместо того чтобы возрастать духом в истинном поклонении невидимому Богу, люди ограничили Господа рукотворным предметом, что лишает их возможности духовного роста.
Добавлено позже:Одновременно с внедрением икон в христианство начало проникать и поклонение многочисленным святым и мученикам. Сходство с язычеством усиливает и тот факт, что каждый святой со временем превратился в покровителя той или иной профессии или ремесла, подобно языческим богам — войны, торговли, медицины, кузнечного дела и т. д. Более того, даже памятные дни большинства святых удивительным образом совпадают с датами торжеств в честь языческих богов и богинь. Первые свидетельства о поклонении останкам людей мы находим в середине III века по Р. Хр., когда в Риме верующие начали посещать места захоронения апостолов Петра и Павла. У этих мест впервые к умершим героям веры начали возноситься молитвы и прошения. Спустя 100 лет на востоке империи начали «обнаруживаться» могилы или останки других апостолов и служителей ранней христианской церкви — Луки, Андрея, Тимофея, к которым также начались нескончаемые процессии верующих. А около 400 года вообще произошло «чудо» — были найдены останки израильского пророка, судьи и первосвященника Самуила, умершего 1500 лет назад. Это известие вызвало такое возбуждение в народе, что люди образовали живой коридор, тянувшийся на десятки километров, по которому из Палестины в Константинополь перевозили останки древнего пророка. После этого подобные находки стали появляться в таком количестве, что уже почти каждая церковь имела в своем распоряжении если и не целиком останки того или иного святого, то, по крайней мере, какую-то их часть — палец, ступню, волосы и др. Эти реликвии притягивали простодушных верующих, с которых монахи и священники обильно взимали деньги за то, чтобы помолиться за них у святынь. Как мы уже отмечали, подавляющее большинство этих реликвий было подделкой, причем, чаще всего довольно грубой, которые изготовлялись специальными церковными мастерскими целыми партиями. Когда же святых в той или местности не было, их просто придумывали, равно как и чудеса, будто бы свершавшиеся на их могилах. Последние очень быстро и умело распространялись в массах людей, ибо наличие чудес в том или ином монастыре или на гробнице того или иного святого притягивало людей еще больше, чем его останки. Если подсчитать и суммировать количество таких чудес, то получится, что в каждой без исключения церкви империи они составляли многие десятки, включая даже Воскресение умерших. В Библии, в Евангелии от Матфея в 16 главе, с 1 по 4 стих написано, как Бог относится к стремлениям людей лицезреть чудеса: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: …Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете? Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И оставив их, отошел». Эти слова были сказаны Господом Иисусом Христом, и не требуют комментариев.
Бог никогда не требовал от людей исполнения обряда по букве, по форме, как никогда не требовал поклонения человека человеку, безропотного доверия словам людей и слепой веры. Господь ожидает от каждого разумного служения, основанного на доверии Богу, которое невозможно без знания характера Бога, Его любви. Его милости и долготерпения к людям, без знания воли Божьей и пути, по которому Он желает направить каждого, и конец которого — жизнь вечная. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иерем. 6:16). Для этого и был дан людям единственный вернейший путеводитель — Библия, единственный маяк, который приведет каждого в безопасную гавань — к Иисусу Христу.
Добавлено позже:поэтому нет никакой необходимости посещать храмы и церкви в воскресенье... оставайтесь дома ... молитесь и Бог услышит вас... даже быстрее чем через толпу посредников-святых отцов и через изображения идолов на иконах..