Основные данные судна.
Тип судна - бригантина.
Построена Джошуа Дэвисом в 1862 г. В Новой Шотландии на о. Спенсер.
Размерения:
Длина 30 м,
Ширина 7.6 м,
Водоизмещение 282 т,
Осадка 3,5 м.
Первое название - "Амазонка", носовая фигура изображала обнажённую по пояс женщину с луком и стрелами.
Когда совершала своё первое плавание с о. Спенсер, её капитан бесследно исчез.
После первой аварии отремонтирована и продана в США Джеймсу Винчестеру и переименована в "Марию Целесту", носовая фигура сменена.
В 1867 г. Села на камни возле м. Бретон. При основном ремонте усилен форштевень, переделана кормовая надстройка.
Новый капитан: Альберт Ричадсон из штата Мейн, муж младшей дочери Джеймса Винчестера.
За 10 дней до выхода из Нью-Йорка капитаном назначен Бенжамин Бриггс, Ричардсон стал помощником капитана.
Итого, команда:
Капитан: Бенжамин Бриггс
Помощник капитана: Альберт Ричадсон
2-й штурман: Эндрю Джиллингс.
Кок: Эдвард Хэд.
Матросы (все четверо из Норвегии, с хорошими послужными списками):
Фолькерт Лоренсон (в другом источнике Фолькерх Лорензен),
Бой Лоренсон (в другом - Боас Лорензен),
Ариан Мартенс (в другом - Ариан Харбенз),
Готтлиб Гондешаль (в другом -Гуттлит Гутшаад).
Женщины: Сара Элизабет Кобб-Бриггс.
Дети: Софи, 2 года.
Итого 9 взрослых и 1 ребёнок
Обнаружена 4 декабря 1872 г, точно в полдень, 38° 20' северной широты и 17° 37' западной долготы (в 400 милях от Гибралтарского пролива) английским бригом "Дея Грация" (капитан Дэвид Морхауз, ст.штурман Оливер Дэво), в двух румбах левее его курса, следовавшего с грузом керосина из Нью-Йорка в Геную.
Состояние:
1. Кливер и стаксель поставлены на левый галс, нижний фор-марсель - на правый, грот-мачта голая. Медленно двигалась в западном направлении. Часть парусов изодрана в клочья.
2. Люк носового трюма открыт, деревянные лючины валялись рядом внутренней стороной вверх.
3. В трюме вода (около 1 метра).
4. Из отверстия замерного колодца у отливной помпы торчал футшток.
5. На палубе - перепутавшиеся снасти, обрывки манильских канатов свисали за борт в воду.
6. Второй трюм открыт, люковые крышки сложены нормально. Тоже есть вода.
7. Все окна кормовой надстройки (где капитанская каюта) закрыты брезентом и заколочены досками.
8. Каюта капитана. Открыт верхний люк, дверь неприкрыта, палуба, переборки и все вещи - влажные, мебель на своих местах, койки аккуратно заправлены, одежда на вешалке, на письменном столе несколько свёрнутых в рулон карт. Под кроватью Бриггса - итальянская сабля с эфесом, украшенная гербом мальтийского ордена, на клинке бурые пятна, но не крови.
9. Каюта штурмана. Всё сухо, вещи на на своих местах, на ковре стоял ящик с набором плотницких инструментов, который обычно находится в носовом кубрике у матросов. На столе - раскрытый судовой журнал. Последняя запись - 24 ноября 1872 г. (за 10 дней до обнаружения), в полдень по астрономическому определению в 36° 57' с.ш. и 27° 20' з.д. (на 1° 23' южнее и 9° 43' западнее места обнаружения).
10. Кают-компания. На обеденном столе расставлены тарелки и чашки, лежали ложки, ножи и вилки. У иллюминатора - швейная машинка с незаконченной детской рубашкой. На полированной полке швейной машинки - катушка, шпонка и маслёнка. На полу разбросаны игрушки. Открыт световой люк. На письменном столе - грифельная доска для черновых пометок, с записью, что 25 ноября в 8 ч. утра местонахождение было в 6 милях от о-ва "Санта Мария" (один из Азорских островов). Запись сделана не Бриггсом, не Джиллингсом и не Ричардсоном. На самом низу доски острым предметом рукою Ричардсона нацарапано "Францисска, моя дорогая и любимая жена". В верхнем ящике стола - связки писем, какие-то бумаги, старые газеты, две Библии, готовальня, конверты для писем. В книжном ящике - большая деревянная шкатулка, отделанная перламутром, незаперта. Здесь: золотые кольца, браслеты, медальоны, ожерелье с камнями, много безделушек. В одном из её отделений - толстая пачка банкот по 10 англ.фунтов каждая, под ней пачка потоньше - американских 20-долларовых ассигнаций. В каюте влажно, на диване - сухой ящик с гармонью-концертино, с перламутровыми кнопками.
11. Груз - 1700 бочек чистого спирта-ратификата, одна неполная (2/3), вскрыта.
12. Носовой кубрик. Рундуки с личными вещами матросов - на месте, 4 койки заправлены, на натянутом на переборках лине сушились робы и зюйдвестки. На круглом столе большая красивая раковина - створка тридакны, в ней - курительные трубки.
13. Камбуз. Кастрюли, черпаки, миски и медный таз. В кладовой - огромные окорока, солонина в дубовых бочках, сушёные рыба и овощи, мука, несколько голов сыра - всего примерно на полгода плавания. Приготовленной пищи нет.
14. У наружной переборки носовой надстройки, укреплённой канатами - липовые бочки с пресной водой, одна из них отодвинута, крепление ослабло. Бочка отодвинута предположительно человеком (узлы развязаны).
15. Компас на корме у штурвала - разбит, нактоуз сдвинут с места, похоже ломом.
16. Отсутствуют: Секстант, хронометр, лаг, судовые документы (кроме журнала), шлюпка (была одна при выходе из Нью-Йорка) и дерик-фал. Шлюпка была спущена с левого борта, хотя ветры в Сев.Атлантике - норд-вест, т.е. левый борт наветренный.
17. Подводная часть корпуса абсолютно исправна, лишь кое-где неплотность медной обшивки.
18. В носовой надводной части обоих бортов, примерно в 0,5 метра над водой - надрезы, ширина чуть больше дюйма, глубиной в дюйм, длиной по 2 метра. Оба надреза ровные и идентичные. Сделаны примерно в конце ноября 1872 года (как и запись на грифельной доске).
19. Штормов в последнюю неделю ноября в районе Азорских островов не наблюдалось.
Дальнейшая судьба:
В 1874 году "Мария Целеста" была продана с большими убытками.
В 1875 г. С грузом леса лишилась в ураган обеих мачт близ Монтевидео, затем отремонтирована.
Несколько раз переходила из рук в руки.
В начале января 1885 г. Под капитаном Паркером (США) под всеми парусами на полном ходу налетела на рифы Рошелл (близ острова Гаити), как выяснилось, в целях получения страховой премии. Заговор был раскрыт, Паркер за день до приговора суда покончил жизнь самоубийством (по вики - дело было урегулировано мирным путём. Паркер был отпущен, но его профессиональной репутации был нанесён ущерб, и он умер в бедности спустя три месяца).
По окончании следствия в Гибралтаре из здания суда похищены часть следственных материалов, в том числе судовой журнал "Марии Целесты". Спустя много лет они оказались у Гарри Морхауза (сына капитана Морхауза, обнаружившего "Марию Целесту").
Когда в 30-х годах нашего столетия к Гарри обратились, он сказал, что весь семейный архив сгорел.