San4es,Извиняйте если обидел чем,я просто ужасно не перевариваю всякую мистику и анреал,(хотя немножко столкнулся с этим) я привык все обьяснять законами физики.Оффтоп (текст не по теме)
как вот вы умудрились увидеть в материале самое несущественное? Это я не к тому, чтобы вас задеть (бога ради, извините), просто за автора обидно.
В том-то и дело, что какое-то время они постояли группой, отбежав от палатки, а потом побежали вниз. Т.е. что-то похожее на попытку занять оборону было.Про арктическую истерию писал ЕМНИП Астафьев в одном из своих произведений,но там было про зимовавших в безлюдье промысловиков.
Насколько я понимаю, не надо быть обкуренным готом, чтобы стать жертвой арктической истерии. Кстати, что-то подобное описал Высоцкий в "Балладе о МАЗах".
Наверное, манси не мог бы в обычных обстоятельствах напугать девятерых. Но с поправкой на обстоятельства это возможно. Включая арктическую истерию.
Один житель Карелии рассказывал мне случай, как два финских солдата во время боёв в их местности перестреляли советскую роту, воспользовавшись внезапностью и паникой.
Тут дело шло не на войне, и едва ли этот манси полез бы в драку. Сам бы ушёл на лыжах, если бы те проявили настойчивость в обороне. Но получилось то, что получилось.
я просто ужасно не перевариваю всякую мистику и анреал,(хотя немножко столкнулся с этим) я привык все обьяснять законами физики.Аналогично! Но - если эту мистику рассмотреть с пристрастием (изучить с пристрастием), то она как раз превращается в физику, патофизиологию, биохимию e.c..
В том-то и дело, что какое-то время они постояли группой, отбежав от палатки, а потом побежали вниз. Т.е. что-то похожее на попытку занять оборону было.Это нужно доказать :)
Насколько такое пение может воздействовать на психику, судите сами.Еще раз спасибо, очень интересно! Весьма неприятная вещь, надо сказать. А на психику.. если уж стук колес поезда и созерцание однообразного пейзажа за окном вводит человека в транс (использования транса психотерапевтами я даже и не касаюсь), то минут десять сосредоточенного прослушивания сделают свое дело %-).
сам был в кадре среди исполнителейИ какие ощущения при исполнении?
К слову о варгане. У меня он есть. Но вот научиться на нём играть пока не получается. Надеюсь, это впереди.О, это первый шаг в карьере шамана! ;)
Это нужно доказатьНе хотела портить атмосфЭру темы мучительными измышлениями на тему следов, палатки и пр., так вот чтобы ее не портить совсем, чуть позже будет маленький экскурс в психиатрию и нейрофизиологию - краткий, и вполне, надеюсь, понятный.
На мой взгляд, основываясь на показаниях Слобцова, Чернышова, а также на известной фотографии пересечения следов, можно говорить о "схождении" следов в движении и не более + у кого-то из двух групп был фонарик.
"Угро-финское язычество и гибель группы Дятлова: непосредственная или опосредованная связь".NB! Соответственно и воздействие может быть непосредственным и опосредованным. А также тем и другим вместе.
Версия Пааво Сипиляйнена.
Термин "арктическая истерия" подменяю более узкой составной частью этого термина.Итак, арктическая истерия ( эмерик , меряченье ) – наименование специфического психофизиологического состояния, с медицинской точки зрения относящегося сразу к двум группам «душевных недугов» - к культурно обусловленным психопатологиям и к географически обусловленным психопатологиям. Второе, пожалуй, точнее – действительно, ареал распространения арктической истерии ограничен с юга Полярным кругом.
И какие ощущения при исполнении?Самые положительные. Единения и высокого душевного подъёма. Плюс чувство прикосновения к чему-то очень древнему, что идёт из глубины тысячелетий. Тем более, что все слова понятные и они очень добрые. Но вот что чувствует тот, кто слов не знает, понять сложно.
По существу же, Ёукахайнен оказался певцом никудышным, и Вяйнемёйнен его чуть не убил своим пением. Лемминкяйнен, напротив, разогнал своей песней толпу сильнейших лапландских колдунов. Т.е. для язычника главное состоит в адекватной оценке своих колдовских способностей. А такие способности чувствует в себе, наверное, каждый мужчина-охотник.Вот теперь ваш пост мне понятен! Почему я не читала этого раньше?! Какая красота! Меня накрыло уже на таких строках:
Я уже где-то говорил, что если чувствуешь себя Вяйнемёйненом, то есть этаким супершаманом, первым после Укко-небесного владыки чародеем, можешь идти хоть в Туонелу за нужными словами. Потому что выберешься даже оттуда.
Когда Фоменко, руководитель ростовчан, прочёл по катпосу дорогу в стойбище манси, они его просто обязаны были посчитать великим белым шаманом. Где-то уровня Лемминкяйнена, примерно. Которому можно то, что нельзя другим.
Конечно простой манси-шаман - не Вяйнемёйнен, но и Отортен - не Туонела.
И нанес мне песен дождик,В оригинале эти слова звучат так:
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны,
Мне слова сложили птицы,
Речи дали мне деревья.
попеременное подхватывание друг друга рунопевцем и народом.Завораживает! Действительно, ощущение, близкое к трансу, духовное очень пение.
Очень рекомендую вот такую, например, музыкальную штучку. Арон Силади, варган. Послушайте именно с этой ссылки, здесь нет лица исполнителя, это важно. Желательно ночью послушать . Людям с изменениями на ЭЭГ и склонным к спазмофилии - на всякий случай не слушать вообще.Включила. Моя собака прибежала и стала смотреть вверх, вертеть головой, как будто вокруг неё шмель летает. Было видно, что звук ей крайне неприятен.
[url]http://dyatlov.looo.ch/p/voyuschij#./91?&_suid=138295963416306164059596192967[/url] ([url]http://dyatlov.looo.ch/p/voyuschij#./91?&_suid=138295963416306164059596192967[/url])
(три страницы назад, кадр где женщина в лесу)
Моя собака прибежала и стала смотреть вверх, вертеть головой, как будто вокруг неё шмель летает. Было видно, что звук ей крайне неприятен.Кот вообще пулей под диван и шипит. Показательно, однако!
Спасибо! Всегда знала про Калевалу, прочитала только вчера. Видимо, время пришло. А где можно прочитать подстрочный перевод?За один день! Это - подвиг.
Действительно, ощущение, близкое к трансу, духовное очень пение.Интересное мнение, спасибо. Но это было на концерте, в полдень, при ярком солнечном свете, в исполнение хоровиков, привыкших к несколько другой манере. К ним впридачу было несколько человек с классическим музыкальным образованием.
За один день! Это - подвиг.За ночь. Один раз не считается прочитанным. Буду возвращаться.
А теперь сравните с этим вариантом, где то же самое в более аутентичном антураже и манере исполнения.О, нет, здесь мягче, акварельнее, никакой тревоги; полутонА.
А теперь сравнитеПравда, мягче.
Нагнетание страха в группе-ну не знаю,они все же не готы обкуренные были.
Насколько я понимаю, не надо быть обкуренным готом, чтобы стать жертвой арктической истерии.Холодно. Темно. Сильная физическая усталость. Тревога, у каждого своя. Гипоксия ("чувствуется высота").Останцы вносят в шумовой фон свою запредельно низкую ноту, ощущаемую нутром. Ветер с горы. Но - туристы-комсомольцы-атеисты сильной волей давят зарождающийся страх. Они спокойны.Все хорошо.Возможно, они уже спят. Но организмы некоторых из них уже превратились в одну триггерную точку, легчайшее касание которой запустит лавину страха. С горы незаметно и сначала бесшумно приходит звук..
Тогда сюда добавляется и Николай (Коля) Тибо-БриньольЯ могу придумать, что имя "Николай" происходит от греческого "Ника" - "побеждать" и финского "куолема" - "смерть". Т.е. "Побеждающий смерть", но это будет бредом, потому что греческий и финно-угорский миры далеки друг от друга.
Интересное "совпадение". Мне одной только слышится во всех этих словах еще и фамилия Колеватова? Тут уже "запрограмирован" двойной удар...Когда я писал про совпадения, я, честно оговорился, что в них совершенно не верю, и отметил, что зная результат можно с лёгкостью найти то, что его предвещало.
И не надо быть обкуренным готом, чтобы выскочить из палатки. А внизу горит костер..Впрочем, данный вариант шаманского пения совершенно нестрашный. Жаль только, он обрывается на полуслове. Что он сделал, после того, как посмотрел на медведя? Можно догадаться, конечно... Тем не менее, он не страшен для тех, кто более-менее в финно-угорских темах понимает и смотрит его в ролике на экране...
Особенно если несколько расширить определение категории "технари-романтики", включить туда банальных коммунистов-атеистов. В Бога они не верят, но с непонятным уважением относятся к шаманам, инопланетянам, верят в карму... Такую категорию людей можно легко испугать ночью на склоне приведенными в качестве иллюстрации жуткими масками.В принципе, понятно почему. Отсутствие веры в Бога при отсутствии полного философского атеизма (который редко встречается на земле) оставляет в душе пустоту, легко заполняемую верой в силу шаманов, контактёров или ведьм, способности которых такие "технари-романтики" пытаются обосновать при помощи рациональных доводов - дескать те владеют некими техниками воздействия на природу, которые можно физически измерить, и оттого им доверяют.
Впрочем, данный вариант шаманского пения совершенно нестрашный.Более страшный не вставился *SORRY*. И надо без картинки, конечно..
ещё одна запись "калевальского" пения где язык более архаичный, чем финский - язык води, почти исчезнувший с лица землиМне очень понравилось! И там еще Песня Матери - изумительно! Сто тысяч спасибо!
Тут уже "запрограмирован" двойной удар...И тройной - Дубинина и уже русский фразеологизм "дать дуба".
Однако, если взять фамилию Колеватов, окажется, что она совпадает с финским "kuoleva" (uo - читается как дифтонг, и о в нём доминирует) - что значит "умирающий", которое сравнимо с русским "коливо" - поминальное кушанье.Да, абсолютно точно. Фамилия Колеватов восходит к прозвищу, в основе которого лежит нарицательное «колево». Это слово в тамбовских говорах означает «поминальная кутья», в псковских – «овсяный колос». Таким образом, прозвище Колеват / Колева мог получить либо тот, кто устаивал похоронную трапезу, либо крестьянин.
Прям режиссерское! :) Не удивлюсь, если на спинке кресла написано 'Пеликов' . В смысле - катпос стоит. :)Там ещё рога есть расписанные для камлания. Говорят, что даже американцы от такого в восторг пришли, поскольку ничего подобного не видели и не слышали *JOKINGLY*
А где эти сокровища? В Ивдельском музее?Конечно.
Karjalan Poika,Пока что нашла в интернете:
а вот Хибина и Хибины как бы вы "перевели"? Конечно, словари я уже посмотрела, но подозреваю, что у вас собственное мнение, точнее и оригинальнее.
Есть ещё один интереснейший экспонат, но его происхождение не совсем ясно. Это не типичное мансийское, скорее даже не мансийское.похоже на марийское?
похоже на марийское?Похоже, но марийцы там не жили, впрочем, как и ханты. Немцев очень много.
Считаю всю тему офтопом,автор просто хвастается своими познаниями в угрофинской субкультуре.Автор молодец. Кстати, Вы тоже можете чем-нибудь похвалиться.
Тоже все какое-то пессимистичное.Короче говоря, как вы группу назовете, так она и поплывет...
Karjalan Poika,http://sanakniigu.onego.ru/index.php?lan=kar (http://sanakniigu.onego.ru/index.php?lan=kar)
а вот Хибина и Хибины как бы вы "перевели"? Конечно, словари я уже посмотрела, но подозреваю, что у вас собственное мнение, точнее и оригинальнее.
У многих народов дерево считается дорогой, по которой шаман или его молитва поднимаются к небу.Дерево, как символ плодородия!? Культ фаллоса!? Всё-таки земля воспринималась, как мать, а небо - отец, а дерево даже внешне очень похоже в этой космогонии на символ взаимодействия между ними:
Мифологии разных народов используют образы мирового дерева как основные вертикальные символы, объединяющие верхний и нижний миры.
Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного - с низом, миром мёртвых и севером (или западом).Инь-янь ... от частного к общему и не более того ...
Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир - вредоносными духами и душами покойников, средний мир - людьми и многочисленными духами-хозяевами.В этой связи не очень понятно происхождение духов и насколько они реальны для древнего человека или же они тоже некие символы ...
В этой связи не очень понятно происхождение духов и насколько они реальны для древнего человека или же они тоже некие символы ...Как устроена Вселенная в мифах обских угров
А красиво придумано, правда?Иначе говоря вы лично не верите в существование духов и рассматриваете их, как возгонку символов в сознании древнего человека и здесь возникает примерно такой же механизм, который действует механически не только в работе самогонного аппарата, но и при чрезмерном потреблении самогона, например!? Иначе говоря происхождение "духов" объясняется сознательно - творческим или всё-таки бессознательным актом?
чувствую, что вопрос интересный. Хочется ответить.Манси, в том числе, боятся своих духов или задабривают их. На чём основан страх - на боязни заболеть и умереть или же шире - на страхе смерти? В любом случае страх основан на более широком восприятии окружающего мира - тёмный и из-за этого тревожащий человека лес; естественные опасности, которые подстерегают мальчика-манси в лесу - можно провалиться в яму, утонуть в реке, встретиться в лесу с огромным бурым медведем, стаей волков ... Отсюда возникает противодействие возможному и нежелательному исходу в условиях отсутствия своевременной помощи и надежда на предков, то есть речь идёт об опоре на собственные ресурсы, когда неизбежно возникает необходимость договариваться хоть с медведем, которого наделяют человеческим. Маугли нашёл общий язык со всеми за исключением тех, с кем вынужден был сражаться, чтобы победить - в природе есть общий корень "ма", например - манси, мамонт,маугли, мама. Кстати, в последнем случае определялось родство, когда папа приходил в материнский род и говорил своему сыну, что он делал с его мамой.
На чём основан страх - на боязни заболеть и умереть или же шире - на страхе смерти?Страх не может быть основан на боязни. Страх - это основной инстинкт, более основной, чем тот, другой. ;) Боязнь - вообще не эмоция, а мелочь пузатая.
Страх - это основной инстинкт, более основной, чем тот, другой.Страх (и) - сигнальная система - система раннего оповещения приближения опасности и система навигации со своими потаёнными условными знаками - бакенами (выстраданными правилами) у каждого народа на его реке времени.
Страх (и) - сигнальная система - система раннего оповещения приближения опасности и система навигации со своими потаёнными условными знаками - бакенами (выстраданными правилами) у каждого народа на его реке времени.нравится мне это определение!
Но любой договор - двусторонний акт и понимают ли медведь и духи его условия?Конечно, понимают, что тут непонятного? Медведь: охотник может убить меня. Так ведь и я могу убить охотника. И далее по всем пунктам договора. :) А вот касательно духов.. сами понимаете, что ответственность их только "на бумаге". С другой стороны, если домашний идол не выполняет условий (крокодил не ловится и пр.), хотя подарочки идолу дарят и всячески ублажают - манси без сомнений выбрасывает его с ругательными словами и заводит себе нового пупыга. НО касательно "серьезных" духов такой вариант не проходит - закон вселенной манси всегда на стороне главных духов.
убив медведицу, он вынужден считаться с проблемой убить беспомощных медвежат. Что-то иррациональное мешает человеку-охотнику.Если говорить о манси и их священном предке - то убийство медведицы при наличии медвежат невозможно. Зачем сердить предка? Праздник портить? Убийство медведя - это скорее плановое мероприятие с последующим торжеством, чем спонтанное. А касательно других животных, что детеныши останутся - это охотнику не только не мешает, но и в голову не приходит - то же и с ним самим, с охотником, может произойти; лосиха нападет=дети сироты, дух реки к себе заберет - аналогично. Это для вас проблема - победить беспомощного, моральная проблема имею в виду. А лесному-то человеку что за беда? Ничего ему не мешает. Почитайте мансийские сказки - волосы дыбом станут. А хантыйские - вообще ужас-ужас.
нравится мне это определение!
Страх - это основной инстинкт, более основной, чем тот, другой.Получается, что страх - это единственный инструмент, с помощью которого можно проникнуть в самое сокровенное или всё ещё непознанное... В связи с этим вопрос, что же всё-таки боится манси?
Угро-финн может перейти на русский язык, но останется угро-финномУважаемый Karjalan Poika,
В связи с этим вопрос, что же всё-таки боится манси?Отлучения от рода. Это и есть в первобытном, родовом понимании "смерть".
Получается, что страх - это единственный инструмент, с помощью которого можно проникнуть в самое сокровенное или всё ещё непознанное...Нет, так не получается. Основной инстинкт - инстинкт самосохранения, а страх в таком случае - тот самый бакен. И никуда, наверное, с помощью страха проникнуть нельзя. Точнее - в сокровенное можно ( со страху чего ни расскажешь))), а вот в непознанное - нет. Хотя может это все словесная эквилибристика, и говорим мы об одном и том же.
чего боятся манси
что же всё-таки боится манси?Я не могу доверять тому, что вы говорите - вы изменили смысл ед. числа на множественное :) Если вы не видите разницу в этом, то как вы можете что-либо утверждать ...!? Например, вот это:
Нет, так не получается.Прошу прощения :-[
И никуда, наверное, с помощью страха проникнуть нельзя. Точнее - в сокровенное можно ( со страху чего ни расскажешь))), а вот в непознанное - нет.Есть подозрение, что yuka всего лишь процитировал "Тайные записки" Пушкина, которые тот не писал (но я полагаю, что все-таки писал, что не суть) :)
Есть подозрение, что yuka всего лишь процитировал "Тайные записки" Пушкина, которые тот не писал (но я полагаю, что все-таки писал, что не суть) :)Ребята, вы слишком умные для меня *THUMBS UP*
Еще, по поводу отлучения. Первоначально смысл изоляции и отселения одного маленького человека от племени носил охранительный характер для него же.ВАУ! Вот почему Куриков сына в милицию сдал! А то - не шаман он, депутат он.. бывших не бывает!
Если он совершал преступление, убийство, например, его уводили в дальнюю тайную хижину. Древние верили, что духи (души) убитых могут найти и покарать преступника, и защита сородича от духов была прямой обязанностью племени, рода. Т.о. он "умирал". Так зарождалось табу на убийство внутри одного общества, не военное.
Я считаю, что манси боится перестать быть "настоящим манси"Они и так перестали быть манси. Это уже не остановить. Утеряно всё - обычаи, связи, образ жизни, олени, наконец. Всё это заменила тяга к алкоголю.
Утеряно всё - обычаи, связи, образ жизни, олени, наконец. Всё это заменила тяга к алкоголю.А как же духи!? Их тоже забыли, а если забыли, то и они не помогают своему народцу?
Есть Нуми-Торум, создавший мир, есть Мир-Сусне-Хум, " за миром наблюдающий человек".Из этого следует, что мир духов рукотворен и этот искусственно созданный мир умирает, если не соблюдать правила и традиции, идущие из глубин веков? Вера в своих идолов потихоньку сошла на нет ...
пока приносит дары своим покровителямДревнейшая форма "взятки" рукотворному идолу, образ которого создан рукотворно - материально самим манси и воплощён в его (манси) образно (художественно) - психическом восприятии собственной фантазии? В таком случае откуда появляется и воспроизводится дальнейшая иррациональность и сверхЪестественность, если исключить злоупотребление самогоном и мухоморами? Из снов?
Но правила и традиции не есть нечто иррациональное.Нам бы с терминами сначала определиться. Что иррационально нам, то может рационально людям с другой картиной мира, манси в частности.
Принес жертву - и спи спокойно.Вспомнил рассказ - " Однажды, сообщает путешественник, после неудачной охоты жители одного из селений решили принести в жертву Николаю Угоднику барана, ибо сочли, что одних восковых свечей ему мало, поэтому-де и промысел неудачен. Ночью, войдя в церковь и поднявшись на паперть, охотник встал перед иконой Николая Чудотворца, перекрестился и, сделав несколько земных поклонов, воткнул нож в горло жертвенного животного. Затем он подставил под брызнувшую струю крови чашку, а когда та наполнилась дымящейся кровью, он выпил ее, нацедил снова и с наивной верой помазал кровью лик угодника на иконе. После этого охотник сел в лодку и с облегченным сердцем и успокоенной совестью отправился домой Инфантьев П.А. Путешествие в страну вогул. - СПб., 1910, С.
А как же духи!? Их тоже забыли, а если забыли, то и они не помогают своему народцу?Забыли. Их "духи" уходят в историю, как герои Олимпа.
воткнул нож в горло жертвенного животного. Затем он подставил под брызнувшую струю крови чашку, а когда та наполнилась дымящейся кровью, он выпил ее, нацедил снова и с наивной верой помазал кровью лик угодника на иконе.В исламской традиции (я где-то читал об этом) при убийстве животного стоят у него за спиной таким образом, чтобы не только "брызнувшая" кровь не попадала на одежду, но и весь ужас животного.
возобновляемое.Вы не указали источник! :) А если это договор манси, то с кем?
Рассказ называется "Жертва вогула", если мне мой склероз не изменяет.http://dlib.rsl.ru/viewer/01003768207#?page=1 (http://dlib.rsl.ru/viewer/01003768207#?page=1) :)
психическом восприятии собственной фантазии?Почему же "фантазии"? Симпатическая магия. Второй принцип - вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта, однородные вещи привлекают друг друга благодаря присущему им духовному эфиру. Например, когда на острове Ниас попадает в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью опавшими листьями в уверенности, что, как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню. Гомеопатия, короче :)
В таком случае откуда появляется и воспроизводится дальнейшая иррациональность и сверхЪестественность, если исключить злоупотребление самогоном и мухоморами? Из снов?А они появляются и воспроизводятся? Мир манси на редкость рационален, посмотрите, как у них устроено жилище, это целый Космос. Есть "верхний мир", чердак, где живут духи и покровители, хранятся семейные тотемы; есть мир средний, жилое пространство для людей, есть пол - граница между средним и нижним мирами и т.д.
Из бессознательного?
ПМС
идАсь?
Мир манси на редкость рационален
чердак, где живут духи и покровителиУ меня тоже есть чердак и даже предметы религиозного культа, иконы, шаманские бубены, нецке, чукотские безделушки из моржовой кости и т.д., но, сколько я не пытался воззвать к духам, они так и не проявили себя. Может потому, что я не манси и не чукча?
сколько я не пытался воззвать к духам, они так и не проявили себя. Может потому, что я не манси и не чукча?Нет, это просто языковой барьер :)
Но думается, под "иррациональным и сверхъестественным"
вы опять же подразумеваете страх.Нет, в целом я уже давно боюсь только самого себя. Проблема в поиске доказательств реального существования потустороннего, хотя, когда я сталкивался с подобными точечными проявлениями, то мне было страшно. Вот и сейчас я пытаюсь понять в нашем общем разговоре - есть ли что-либо в реальности, о чём говорили (чувствовали) манси, как о потустороннем в моём понимании. Причём я сам говорю об этом, имея доказательства, которые не намерен озвучивать, но тогда духи манси - это реальность, которую дано познать, но как? А большинство, не имея подобного опыта могут говорить только о рациональности :), потому что то, с чем мне приходилось иметь дело, не причиняло зла.
Нет, это просто языковой барьер :)Нет, опять же. Говорят же с животными на общем и понятном языке - это общий код, которым владеет любой тонко чувствующий человек - любовь, уважение, понимание, сострадание ... - ребёнку понятно, а вы о барьерах.
Проблема в поиске доказательств реального существования потустороннего, хотя, когда я сталкивался с подобными точечными проявлениями, то мне было страшно. Вот и сейчас я пытаюсь понять в нашем общем разговоре - есть ли что-либо в реальности, о чём говорили (чувствовали) манси, как о потустороннем в моём понимании. Причём я сам говорю об этом, имея доказательства, которые не намерен озвучивать, но тогда духи манси - это реальность, которую дано познать, но как?Честно признаться, я в подобных случаях всегда теряюсь. С одной стороны, иногда, редко, доводилось слышать похожие признания от людей неглупых, не "сумасшедших", не доверять которым у меня нет никаких причин. С другой - советское материалистическое воспитание, а может, просто леность ума. Правда, возникает порой мысль, что существуют отдельные уникальные личности, люди будущего, которые сами создают вокруг себя некое энергетическое и духовное пространство, и это только их дар. Поэтому "рациональному большинству" и остается только с изумлением и сомнением наблюдать за ними.
Ась?Юка, вы точно не от мира сего)) в хорошем смысле)
можете поставить в неловкое положение своих читателей за незнание :)
Юка, вы не получаете ответа на свой вопрос, потому что не задаете его. Я даже не уверена, что вы задаете его себе.Нужно отметить, что yuka великий "путаник", в том смысле, что он сам предпочитает путать своих читателей, по его же признанию. Иногда он делает вид, что заблуждается, в своих интересах, разумеется :)
Это не тот ли идол, которому поклонялись мой дед и прадед? Это не тот ли идол, который и на меня в детстве наводил страх? И маленькое мое сердце трепетало, как рыбка в руках человекаСпасибо, прежде не встречалось. Шесталов был прекрасным самобытным писателем, но потом с ним что-то случилось. Кстати, он же первый дал развернутый литературный портрет мансийского шамана.
Уважаемый Karjalan Poika,Не знаю, не сочтут ли за отступление от темы, но порассуждаю...
моя бабушка была эрзянка. Со мной она разговаривала только по русски. В её характере, привычках, поведении, внешности не было ничего такого, что было бы несвойственно русским. Что такое по Вашему "остаться угро-финном" ?
Karjalan Poika,Так посмотрите, кто всегда был главным бунтовщиком - казаки. (И в Смутном времени, и у Разина, и у Булавина, и у Пугачёва) А где казаки, там всегда азиаты - хотя бы в качестве этнического субстрата. Само слово "казак" - тюркское и значит "бродяга", "вольный человек". Так что чем больше будет завезено в Россию мигрантов из Азии, тем более выпуклыми становятся перспективы повторения "русского" бунта. Со всей его бессмысленностью и беспощадностью.
А русский бунт, который бессмысленный и беспощадный, для кого характерен больше?
Так что чем больше будет завезено в Россию мигрантов из Азии, тем более выпуклыми становятся перспективы повторения "русского" бунта. Со всей его бессмысленностью и беспощадностью.Так этот бунт на медни был. Бессмысленный и беспощадный, за компом, СбербанкОнЛайн - сдача денег на Навального. Азиты?
Уважаемый Karjalan Poika,Первый взгляд - христианский. Потому что "даже волос без воли Божьей не упадёт". Второй - языческий. Язычник может заклинанием мир изменить. Поскольку я христианин, то придерживаюсь первого взгляда. Однако, человек не знает воли Божьей, она для него скрыта, потому он не ведает, что произойдёт в следующий момент.
Спасибо за ответ.
Есть два противоположных взгляда на Будущее:
1. Как на роду написано, так и будет.
2. Человек хозяин своей судьбы.
В какой-то ветке данного форума была упомянута Ясновидящая, которая заявила, что судьба ГД была предопределена ещё до похода.
Хотелось бы узнать Ваше мнение по следующим вопросам.
1. Существует ли предначертание?
2. Можно ли его понять и как-то избежать?
3. Если да, то когда и где в трагедии ГД была точка невозврата?
из подтишка стремятся нанести максимальный урон, стреляя в спину.*THUMBS UP*
Очередной бред.Услышали медвежий рык,врезали по тапкам и замерзли.От медведя убегать(если он хочет вас догнать)-вообще дохлый номер.Логичнее было бы занять оборону у палатки,вооружившись топорами,ножами и лыжными палками.Нагнетание страха в группе-ну не знаю,они все же не готы обкуренные были.+1000
.. особенно, если откупорят бутылку.., "волна" будет именно та .. И с "генетикой" согласен.., рекомендую кстати антропосоциогенетику [url]http://www.ritsu.ru/sn12-vlast-predyistorii.html[/url] ([url]http://www.ritsu.ru/sn12-vlast-predyistorii.html[/url]) , там и без Поршнева не обошлось.., становится попонятней, почему все эти эРГэноиды были давным-давно обречены на полное уничтожение и вымирание не без помощи манси ..Прекрасная ссылка! Жалко ее мало кто прочитает. А она очень полезна для расследования истории группы!
Ну если хотите, и на это был намёк.. Схоженная тургруппа тех лет - это по сути микро-толпа, готовая спаянно за себя постоять .., памятный эпизод с медведем тому подтверждение.. И без страха и упрёка уделали бы и вашего РэГэноида, крикуна и свистуна, попадись он.. Так что оставьте вы свои причитания о страхах по разным поводам..,- это действительно только для 6-ой палатки годится..Неа, не уделали бы. Далеко не при всех обстоятельствах. По моим рассчетам, большинство времени они его не видели.
Воистину бред. Гонево на манси, которые менее жестоки, чем европейцы. По уликам тоже не совпадает. А Рустэм был человечек непростой, вставил бы шаману так, что он до чума бы бежал не оглядываясь.
Неа, не уделали бы. Далеко не при всех обстоятельствах. По моим рассчетам, большинство времени они его не видели.
Но попробовать убедить людей на форуме безполезно.Абсолютно. Вам даже не стоит пытаться. Потому что Вы истинный невежа в истории вопроса, я имею ввиду культуру аборигенов.
Абсолютно. Вам даже не стоит пытаться. Потому что Вы истинный невежа в истории вопроса, я имею ввиду культуру аборигенов.Согласен, и я невежа не только в этом вопросе. Однако, с некоторыми материалами по манси я все же знаком.
Прекрасная ссылка! Жалко ее мало кто прочитает. А она очень полезна для расследования истории группы!Чем же, не вот этим ли:
Схоженная тургруппа тех лет - это по сути микро-толпа, готовая спаянно за себя постоятьЧто-то спаянная толпа вдруг оказалась разобщенной, каждый умирал, считай, в одиночку. Спаянная тургруппа полегла бы на месте, самое большое - в радиусе 10 метров друг от друга, если бы оказала сопротивление пратолпы.
Они выскочили из палатки вместе, двигались плечо к плечуесли они толпой выскочили из палатки, как обезумевшее стадо, палатка была бы повалена и растоптана вместе с находящимися там вещами.
Схоженная тургруппа тех лет - это по сути микро-толпа, готовая спаянно за себя постоять .., памятный эпизод с медведем тому подтверждение..Эпизод с медведем как раз показывает, что группа и не собиралась его преследовать, они испугались не меньше самого медведя, но из толпы выделился один человек и побежал за медведем, толпа за ним не последовала.
А Рустэм был человечек непростой, вставил бы шаману так, что он до чума бы бежал не оглядываясь.чем же таким непростым обладал Рустэм? Вы, как и многие, совершенно необоснованно продолжаете делать из него миф непобедимого и всесильного.
огласен, и я невежа не только в этом вопросе. Однако, с некоторыми материалами по манси я все же знаком.Спасибо, что нормально отреагировали. Конечно участвует и одновременно пытается объяснить.
Абсолютно согласен, что нужно вникать в эту культуру, изучать жизнь, самому общаться с ними.
Но объясните для невеж ту часть, которая им будет понятна. Фино-угорское язычество объясняет гибель группы или в ней участвует?
Я убежден, что нематериальная сторона дела здесь доменирует над материальной. Ну хоть какая-то материальная часть должна остаться, хоть самый маленький хвостик?
Добавлено позже:[/add] если они толпой выскочили из палатки, как обезумевшее стадо, палатка была бы повалена и растоптана вместе с находящимися там вещами.
К тому же, исходя из результатов технической экспертизы палатки, только тупой может сделать вывод, что палатка была разрезана изнутри самими дятловцами.
А утверждая версию отстутствия следов посторонних, приходится доверять следствию, которое показало не раз, что доверять ему как раз и не следует. Нет исследования следов, неизвестно, где там следы группы, а где следы посторонних.
Странные выводы про стадо. Разрезы делались, чтобы через них выбраться побыстрее. Я думаю, как раз разрезы были единственными окнами, куда все стремились, бежать на ткань никто не хотел. Почему валить тут палатку надо? Ну что то могли перевернуть, толкались сильно, можно представить, да и у палатки вид то был, надо сказать, при обнаружении... То, что она была разрезана не изнутри, и не самими дятловцами, вывод скорее умозаключений форумчан.
Не будем дальше засорять.
Добавлено позже:чем же таким непростым обладал Рустэм? Вы, как и многие, совершенно необоснованно продолжаете делать из него миф непобедимого и всесильного.Достойными были все, кто то более отважным, а кто-то менее. Досталось всем, всесильных не было. Однако, недооценивать этих студентов не следует. Не думаю, что кто-то стоя снаружи мог ввести песней в транс.
Не думаю, что кто-то стоя снаружи мог ввести песней в транс.Хе хе. Да еще в такой транс, что лежащие внутри туристы полезли все вместе кромсать палатку, чтобы выбраться из нее.
Однако, недооценивать этих студентов не следует.Если на то пошло, то вообще оценивать и переоценивать погибших не следует.
Хе хе. Да еще в такой транс, что лежащие внутри туристы полезли все вместе кромсать палатку, чтобы выбраться из нее.Ну, мухоморов они не ели, а в такой транс, чтобы кромсать палатку, можно ввести еще взрывом гранаты.
Посему возникает вопрос: почему решили, что вводили в транс песней?
Добавлено позже: Если на то пошло, то вообще оценивать и переоценивать погибших не следует.
Они столкнулись с непреодолимой по их силам силой.
Ну, мухоморов они не ели,По поводу еды и питья данных считайте нет.
в такой транс, чтобы кромсать палатку, можно ввести еще взрывом гранаты.Следы гранаты где могли остаться?
Но размышляя в рамках этой версии можно допустить "колдовство". Итак, туристов околдовали.тогда остается еда и питье, через которое пошло "колдовство", поскольку одной "песней" в транс ввести трудно.
-могли ли околдованные ориентироваться?Как Вам такая версия: "околдованные" шли на бубен шамана в лесу, к костру у кедра?
-пошли ли они сами или их повели?
-видели ли колдуны, куда они идут? До какого момента колдуны оставались с околдованными?
-дальнейшие действия околдованных имеют смысл или они до конца бессмысленны?
По поводу еды и питья данных считайте нет.Про гранату бред, может хватит обсуждать? Единственное в продолжении темы об околдованных - они шли на звон бубна, ладно.И еще - их по дороге подпоили неизвестные. Дальше, остальные вопросы.
Следы гранаты где могли остаться?
тогда остается еда и питье, через которое пошло "колдовство", поскольку одной "песней" в транс ввести трудно.
Как Вам такая версия: "околдованные" шли на бубен шамана в лесу, к костру у кедра?
Я не в курсе. но возникает вопрос: кто-нибудь из многочисленных экспедици на перевал пытались ли определить границу леса 1959 года, отсчитывая от места палатки( от каждого предполагаемого места палатки) расстояние, отмеченное в протоколах? 1500, 870,
Мелькало где-то сообщение, что в наше время вешкой отметили примерное расположение тела кого-то из найденных на склоне.
Но вот насчет границы леса я не встречала отметок... там должен стоять кедр... два дерева.
"в 1500 метрах от палатки, у границы леса, обнаружены остатки костра, а около него раздетые до нижнего белья трупы Дорошенко и Кривонищенко.
В 300 метрах от костра, в направлении к палатке, обнаружен труп Дятлова,
еще в 180 м. от него - труп Слободина,
а в 150 м. от Слободина - труп Колмогоровой."
Sergei_VL, там не совсем про бубны, но думаю Вам будет интересно.Я прочитал. Прибавилась "арктическая истерия". Спровоцировал шаман с бубном.
[url]http://taina.li/forum/index.php?topic=2534.150[/url] ([url]http://taina.li/forum/index.php?topic=2534.150[/url]) В конце страницы сообщение Натт.
Про гранату бред, может хватит обсуждать?дык зачем тогда бредите? Гранату Вы привели, она к теме финно=угорского язычества никаким боком. Так что по обоюдному согласию ее вычеркиваем.
И еще - их по дороге подпоили неизвестные.могу даже подсказать где подпоили - у третьей гряды, где следы сошлись и потоптались, разошлись или пошли вместе, а потом исчезли.
Они ориентировались сами?Подпоенные шли на голос бубна. Так и ориентировались.
Сколько могло участвовать колдунов?Исходя из почерпнутого в литературе, один колдун. Другие просто мешали бы ему колдовать по-своему.
До какого момента группа пребывала в трансе? До самой своей смерти?скорее всего.
Очень много про границу леса, сейчас не надо об этом, пожалуйста!хорошо, не буду. Все равно не о чем говорить о этой теме.
А Вы помните в каком контексте я про гранату написал? Люди, сидящие в палатке, вдруг, за долю секунды вошли в "транс"! Некоторые ни от какого пения в транс не войдут, хоть шаман перед их носом танцевать несколько часов будет.Дался Вам этот транс. Ну ладно. Возвращаемся к вопросу о гранате: где следы от гранаты, которая ввела в транс?
Далее, Вы предполагаете, что им давали что то пить, введенным в транс. То есть кроме транса дополнительный допинг?Нетушки. Я этого не предполагаю. Это я Вам подыгрываю на Ваше предположение - "могли подпоить". Хотя это и могло быть.
Ответьте, пожалуйста на остальные вопросы, которые я написал о шамане, плане действий слежке и т.д. ведь эти ответы объяснят ситуацию прежде всего Вам. можно не в форуме, для себя.А мне-то все это зачем? Но я вам ответила выше.
нет, не ответили про план шаманов, когда начали приследовать, зачем, как узнали, что туристы пойдут на гору.Вы серьезно? откуда ж мне знать планы шаманов.
Я прочитал. Прибавилась "арктическая истерия". Спровоцировал шаман с бубном.
Итак, восстановим события. Только все залезли в палатку, начали раздеваться и сушить вещи (а форумчанами установленно, что выход из палатки был спустя непродолжительное время после установки), и тут возле палатки появляется он.Каждый по своему видит события. И, если бы Вы, прочитали не только отрывок, а хотя бы суть версии, то часть вышеперечисленных вопросов отпала бы.
Стоун! С ваших ссылок я прочитал темыОффтоп (текст не по теме)
Каждый по своему видит события. И, если бы Вы, прочитали не только отрывок, а хотя бы суть версии, то часть вышеперечисленных вопросов отпала бы.
но принять не могу, например, что манси-охотники не имеют опыта и навыков охоты ночью, да и навыков приемов боя без побоев...Честно, ничего не поняла.
Честно, ничего не поняла.Манси - охотники. Охотятся в основном при помощи ружей. Охота всегда в светлое время суток, часто с собаками. Ночью, как менквы и медведи они по лесу не бродят. Данные события произошли ночью. Для этого манси надо передвигаться в темноте, освещая дорогу. Не думаю, что в ночное время кто то из местных часто перемещается.
Шаманскую версию можно подарить мистеру Джиму Мориссонувот еще! с какой это радости дарить чужой труд, к тому же потрясающе написанный, какому-то Мориссону? К тому же если это тот Мориссон, который "Райдерс он зе сторм", то он уже умер. И шедевра из шедевра он всяко не сделал бы.
вот еще! с какой это радости дарить чужой труд, к тому же потрясающе написанный, какому-то Мориссону? К тому же если это тот Мориссон, который "Райдерс он зе сторм", то он уже умер. И шедевра из шедевра он всяко не сделал бы.Это конечно, аллегория, в том смысле, что напоминает темы стихов Мориссона, как мне кажется, он стоял у истоков "популяризации" шаманизма в музыке, вдохнул, так сказать, романтизм в это дело... если не согласны, не обращайте внимания, версия и впрямь красивая, даже романтичная!
. Задайте вопрос шаману Тувы, как могли шаманы завалить 9 человек в лесу.Ну медведя то манси тоже не голыми руками валят , но валят же . Так же и 9 человек ... я не скидываю со счетов , что манси могли надрессировать Менква валить всех , входящих в опреленную зону . Для этого им надо было всего лишь его кормить , когда приходят. И вуаля , всяк , кто войдет и не покормит - труп... Это к примеру , а могли и натравить. ...
манси могли надрессировать Менква валить всех , входящих в опреленную зону . Для этого им надо было всего лишь его кормить , когда приходят. И вуаля , всяк , кто войдет и не покормит - труп... Это к примеру , а могли и натравить. ...Потрясающая версия. Такой еще не было.) Инна, напишите ее и запатентуйте.)
Вообще, убийство мансями группы дятлова имеет гораздо больше шансов, нежели, к примеру снег/лавина/ и так далее. И понятно, почему власти пытались замять это дело. То же самое было, к примеру, в удмуртии при ритуальных жертвоприношениях. Власти всячески скрывали подобные случаи.хотя ни для кого они не были секретом.Что есть национальность перед правосудием?
Потрясающая версия. Такой еще не было.) Инна, напишите ее и запатентуйте.)Такой расклад я давно предполагаю , но моя тут только концовка - само убийство , а все остальное Ваше и Ветра -- мотивация , возможное преследование мансями ребят , запланированность и т. д. Поэтому я так внимательно слежу за Вашими исследованиями... *YES*
Страх не может быть основан на боязни. Страх - это основной инстинкт, более основной, чем тот, другой. ;) Боязнь - вообще не эмоция, а мелочь пузатая.
Но это я так, занудствую. Я должна была ответить на вопрос, но вы сам на него и ответили. Добавлю свои пять копеек.
Мир для манси таков, каким они его себе представляют. Есть Нуми-Торум, создавший мир, есть Мир-Сусне-Хум, " за миром наблюдающий человек". Есть все остальные составляющие своей собственной вселенной. Есть законы, правила, ритуалы. Живи по ним - и будет тебе счастье. Живи не по ним - лучше вообще не живи. СОЗНАНИЕ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ЖИЗНИ - убийственно для манси. Живи по правилам сам, и пусть окружающие по ним живут - например, тогда после смерти родные сделают человеку иттерма, и душа его не сгинет в нижнем мире, а воплотится в бабочке. Ты часть природы, часть круговорота: природа будет всегда, и ты будешь всегда. В разных воплощениях. Только - живи по правилам.
Манси, в том числе, боятся своих духов или задабривают их. На чём основан страх - на боязни заболеть и умереть или же шире - на страхе смерти? В любом случае страх основан на более широком восприятии окружающего мира - тёмный и из-за этого тревожащий человека лес; естественные опасности, которые подстерегают мальчика-манси в лесу - можно провалиться в яму, утонуть в реке, встретиться в лесу с огромным бурым медведем, стаей волков ... Отсюда возникает противодействие возможному и нежелательному исходу в условиях отсутствия своевременной помощи и надежда на предков, то есть речь идёт об опоре на собственные ресурсы, когда неизбежно возникает необходимость договариваться хоть с медведем, которого наделяют человеческим. Маугли нашёл общий язык со всеми за исключением тех, с кем вынужден был сражаться, чтобы победить - в природе есть общий корень "ма", например - манси, мамонт,маугли, мама. Кстати, в последнем случае определялось родство, когда папа приходил в материнский род и говорил своему сыну, что он делал с его мамой.Однако, корень - "ма" - "маа", вариант - "муа" - означает по-карельски и фински - "земля", "страна", "пространство". При этом, "мать" - это "яйти", женщина "найнен" - отсюда ведьма "Наина" в пушкинской поэме. Любопытно, что это имеет параллели в венгерском языке - самом близком к языку манси. Простой пример, чтобы дать женский род профессии или титулу, по-венгерски добавляется "нё" - т.е. "женщина". И это очень похоже и на русский - князь - княгиня, боярин - боярыня. Да и няня... "Мама" по-венгерски "аня".
Манси, в том числе, боятся своих духов или задабривают их. На чём основан страх - на боязни заболеть и умереть или же шире - на страхе смерти? В любом случае страх основан на более широком восприятии окружающего мира - тёмный и из-за этого тревожащий человека лес; естественные опасности, которые подстерегают мальчика-манси в лесу - можно провалиться в яму, утонуть в реке, встретиться в лесу с огромным бурым медведем, стаей волков ... Отсюда возникает противодействие возможному и нежелательному исходу в условиях отсутствия своевременной помощи и надежда на предков, то есть речь идёт об опоре на собственные ресурсы, когда неизбежно возникает необходимость договариваться хоть с медведем, которого наделяют человеческим. Маугли нашёл общий язык со всеми за исключением тех, с кем вынужден был сражаться, чтобы победить - в природе есть общий корень "ма", например - манси, мамонт,маугли, мама. Кстати, в последнем случае определялось родство, когда папа приходил в материнский род и говорил своему сыну, что он делал с его мамой.Ну задабривали духов не только манси, и все финно угорские племена, несмотря на принятие христианства , они сохранили языческие обряды лучше всех.
Ну задабривали духов не только манси, и все финно угорские племена, несмотря на принятие христианства , они сохранили языческие обряды лучше всех.Коми пермяцким прихожанам приходилось задабривать духов: они были материальны, в отличае от проповедуемых святых, которые жили когда-то и к настоящему коми не имели прямого отношения. Хозяином леса там считались до революции лесовики или овды, а с приходом дедушек Ленина и Сталина правительство СССР поставило на эту почетную должность медведя. А какой он порядок мог поддерживать?
По словам одного из содержателей прихода , он жаловался какому то "вышестоящему" церковнику( я атеист и не очень знаю их иерархию), что коми люди, после службы шли исполнять свои языческие обряды
И до сих пор , правда уже очень мало - эти обряды можно увидеть в глухих селах и деревнях
Медведь у коми-зырян(ОШ,ЭШ) -это хозяин пармы( юра парма) - тот что следит за порядком в лесу, и убить его - для этого были целые обряды, начиная от того что просили у него прощения, и обещаниями что перыую добычу получит он(медведь)
Сам акт «разговора с духами» в измененном состоянии сознания уже ставит данный аспект арктической истерии предельно близко к соответствующему аспекту шаманских практик. Однако у явления голосовой манифестации арктической истерии есть еще одна особенность, которая делает ее связь с шаманизмом еще теснее.Шаманы разговаривают с духами. Разговор с ними не может иметь чисто практической цели, исцелить, например больного, а вопросы о судьбе или охоте, вопросы будующего, не могут содержать ответы откуда то изнутри размышлений самих людей, они не являются результатом умозаключений. Они черпаются извне, от духов леса, неких других существ. В связи с этим возникает естественный вопрос, для чего шаманы веками развивали у себя такие способности? Для того, чтобы понимать язык духов. Тогда выходит, что не человек развил в себе способности видеть будующее и таким образом придумал для себя неких существ, которые отвечают на его внутренние вопросы, его же собственными устами, а всего лишь навсего научился понимать телепатически язык других существ и как следствие, подражать им?
Обратите внимание на обилие в приведенном выше переводе слов, отсутствующих в якутском языке (в тексте не переведены и выделены курсивом). Это – не случайность, и не бессмысленный набор звуков; аналогичный прием – только доведенный до совершенной степени – мы видим и у северных шаманов высокого уровня посвящения. Так, например, шаманы лопарей (саамов) используют в своих трансовых песнопениях специальный сакрализованный язык – Йойк или Йойгат – не имеющий общего с саамским и не используемый вне ритуальных практик (само такое пение также называется йойк). Насколько я понимаю, невозможно составить полноценный словарь Йойгата или описать его грамматику – он построен на иных принципах, чем современные бытовые языки и служит иным целям.
Жалко, что тема дальше не развивается, много очень интересного, но и спорного.Про злых духов ничего не знаю - врать не буду
Если есть кто живой, ответьте. У меня следующие вопросы:
1) в теме поднят вопрос меряченья, вселения злого духа, джина, шамана. Как известно, в тех регионах, где это было распространено, это выражается прежде всего у представительниц женского пола. Но и далеко не всех. Как вы считаете, возможно, чтобы этому состоянию подверглись все туристы на Холотчахле сразу?
2) считается, что менерик или морока, или икотка, передаются от человека к человеку, это своебразный гипнотический посыл, имеющий все же от кого то первоисточник. Зачем подходить к палатке, петь, стучать в бубен, если это обычно делается на расстоянии и происходит несколько другим путем?
Andrey-ka, любопытно. На южно-эстонском диалекте "медведь" - "оти" - отсюда название города Отепя - "медвежья голова".Юра Эш по коми - я так понимаю вы каръялан чой ? :)
Про злых духов ничего не знаю - врать не будуВсе это здорово, как Вы пишете. Так и есть, и было. И духи есть, и легенды про них.
Зато у коми -зырян всегда существовали "лешаки" "войпель" ,"вэрса" ,"пывсян айка"(банная старушка или девка(именно девка а не девушка" . Трое первых - считались , как бы негласными хозяевами леса - которые в отличие от медведя(ЭШ) , присматривали за всем что творитсяв тайге(парма) и реках(Ю или ЁЛЬ). Они вроде и не злые как бы считались , но встречаться с ними , как бы не рекомендовалось . особенно с ВЭРСА - так как он мог водить человека кругами по лесу , и при этом притворятся то засохшим деревом , то еще чем нибудь.
Пывсян айка - это банная старушка или девка, перед тем как пойти мыться всегда давали первый пар ей . Иначе она могла наслать угар , если ей что то не нравилось .так же ей оставляли веник
Был еще интересный персонаж - "БУБЕЛЯ" - по русски - Кикимора Болотная . Причем ОНО имело средний род в отличие от славянского названия. Могло завести в топи болотные , закружить и т.д
Но эти все существа такое делали только тогда когда их что то не устраивало
Лешак и войпель имеет ДНК как Вы считаете? Анализ крови на сахар, белки взять можно?Интересный вопос :)
Интересный вопос :)Ну понятно, что кикимора, йети, вэрс, овды, снежный - один или родственные виды гоминид, диких людей. Выходит, они все материальны, а за слухи про то, что они растворяются, улетают на Марс, что это фантомы прошлых миров - мы не отвечаем.
Вы знаете - я например считаю что сказки про ВЭРСА все таки имеют корни - скорей всего это йети или снежный человек , или что то подобное существо все таки было в далекие времена, когда парма была глухой. И возможно что кто то его даже видел - отсюда и взялись эти сказки . Так что дело малым - поймать и взять ДНК :)
Хорошо, теперь попробуем установить их связь с духами. В каких они с ними отношениях? Также они воспринимают духов как и люди, верящие в духов? Или это самих лесных жителей, имеющих ДНК, кал, выдают за духов, но тогда они должны обладать одной очень неординарной для лохматых диких полу-людей полу-горилл способностью: внушать, передавать мысли на расстоянии. И не просто мысли, а общаться, нести информацию. И доносить ее, получается через шаманов. Возможно ли это?Вы понимаете ли в чем дело - дело в том что у финно угров НИКОГДА не было ЗЛЫХ(именно ЗЛЫХ) духов или тому подобных существ
И доносить ее, получается через шаманов. Возможно ли это?Скажу так- шаман , это посредник между людьми и духами - но не посредник между людьми и существами перечисленными мною . Кстати о духах я почти ничего не знаю. Так вот - перечисленные мною существа (а я склонен думать что все таки кто то из них существовал реально) не подчинялся воле шамана - они самодостаточны были . Шаман мог только ,скажем , провести охотников по парме - что бы не потревожить ВЭРСА и не разозлить его и т.д . Но танцевать с бубном что бы вызвать "поговорить" скажем с БУБЕЛЕМ , вряд ли такая идея приходило в голову шаману, ибо подобное беспокойство могло навредить не только самому шаману но и всему селению
Лешие владеют практиками бесплотных духов?скорей ДА - чем нет .
скорей ДА - чем нет .Ну мы тут в далекие дебри забрались. Существа требуют дальнейшего научного изучения, даже без их способностей, просто сами по себе. А это очень нескоро еще будет, поверьте мне! Но в целом я с Вами согласен.
Ну мы тут в далекие дебри забрались. Существа требуют дальнейшего научного изучения, даже без их способностей, просто сами по себе. А это очень нескоро еще будет, поверьте мне! Но в целом я с Вами согласен.я вам советую почитать книгу вот такую
я вам советую почитать книгу вот такуюСпасибо за книгу! :)
[url]http://modernlib.ru/books/linevskiy_aleksandr/listi_kamennoy_knigi/read_1/[/url] ([url]http://modernlib.ru/books/linevskiy_aleksandr/listi_kamennoy_knigi/read_1/[/url])
Там близко рассказано о том во что верили палеолита - писал ее не писатель фантаст , а ученный- археолог. Книга рассказывает о Беломорье и Онежье . Но все взято из карельской культуре . То есть финно угорской истории палеолита
К слову сказать , я по крайне мере не слыхал ни о каких "духах", кроме как о "духе" умерших, по крайне мере у коми зырян . Я не знаю например о фольклоре финнов, карелов и других племенных групп нашей языковой ветви
Человек в поселкезаболел, везут к шаману. Он начинает "сеанс" общения с духами. Помогут духи или нет. Мало того, у них есть вообще "жесткие" обряды, когда везут в специальные, стремные места. Это делают только в крайних случаях.Шаманов я у себя не видел , по крайне мере у себя а юге Коми, это северней - там где живут ненцы (ЯНАО) . Обычно коми зыряне боятся чем то не угодить "духам" умерших,поэтому с кладбищ ничего нельзя брать. Ни деревья для строительства дома, с могил ничего нельзя брать и т.д. Считается что если возьмешь то "дух" может придти в дом и начать беспокоить.
Юра Эш по коми - я так понимаю вы каръялан чойKylla! Olet oikea. Да, действительно.
Kylla! Olet oikea. Да, действительно.Атье- менам каръялан зарни ань )))
Sergei_VL, если не ошибаюсь, у скандинавов похожий обычай, невесту отселяют в пристройку, жених приходящий пока девушка не забеременеет, свадьба потом.А каких именно скандинавов? Некоторые народы враждовали между собой и имели разные обычия.
Здесь 2 грани: бытовая и обрядово-религиозная. Кто с кем женился и разводился, зачал ребенка - это дело житейское. Но правила в общине определены законом, имеющим в основе религиозные образы. Исторически для фино-угорского общества было характерно посвящение "лесных духов" в дела семьи.откуда вы это взяли? Насколько я помню - Люди- отдельно,духи -отдельно
шаманы народов русского (европейского) Севера умели контролировать и защищать от его негативного воздействия свои народы с помощью несложных ритуалов (банально, это танцы с особыми песнопениями и ударами в большой бубен).Шаманизм для манси в принципе не характерен. Он был, безусловно, но как показатель личной квалификации тех, кто имел отношение к культовым действиям. Более того, шаманизм у манси-хантов явление привнесенное. Например, в наиболее старых сказках и приданиях не упоминается бубен. В тоже время большинство старых путешественников говорят об особой культуре "видения" , в том числе "предвидения", которая была широко распространена среди вогулов. Без этого дара невозможно было стать хранителем сакральных объектов.
Ясно, что шаман не мог вызвать у своего народа мерячку, вряд ли любой их шаманов на это способен, но он, оказывается, мог невелировать воздействие духов на своих сотоварищей!
Но была же информация о мансийских шаманах, даже если шаманизм там явление редкое.Так они и были. Вот только существовали они несколько отстраненно от общественной жизни, если только не были хранителями. Шамана могли пригласить, выслушать. Могли последовать его совету. Могли пригласить на лечение или гадание. Вопрос порядка жертвоприношения, скажем, определял не шаман.
Но с поправкой на обстоятельства это возможно. Включая арктическую истериюсамая тупая версия: ничего не объясняет, а только дает возможность покрасоваться её автору.
самая тупая версия: ничего не объясняет, а только дает возможность покрасоваться её автору.Может быть выглядит и так, но ставит вопросы, которые могут полезны для дела