О литературе и кино - стр. 78 - Обо всем - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: О литературе и кино  (Прочитано 394852 раз)

0 пользователей и 36 гостей просматривают эту тему.

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 585

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

О литературе и кино
« Ответ #2310 : 08.06.19 22:39 »
а вот британская Война и Мир мне понравилась.
Мне тоже,хотя я видел лишь отдельные фрагменты экранизации. Помню, у нас многие пророчили ужас-ужас от нее.
Министерство Пространства и Времени

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2311 : 10.06.19 02:58 »
Согласен, многое зависит от преподавателя. У нас была фанатически влюбленная в классику училка. Для нее включенный в школьную программу роман Мастер и Маргарита был как серпом по горлу (типа включили в программу непонятно что), а для меня - глоток свежего воздуха на фоне всей этой унылости...
Правильно, этот роман   фантастический. Фантастику в школе не изучали, но нам в советской школе   давали список на лето по внеклассному чтению, и тут мы читали запоем всё, что хотелось прочесть - и про индейцев, и про инопланетян. :)
« Последнее редактирование: 10.06.19 04:45 »

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2312 : 10.06.19 03:42 »
Доброе утро! Кто в курсе может, из какого художественного  фильма  эти кадры?

Оккупация СССР. Интернационал. Сила звука.
https://www.youtube.com/watch?v=lmkSAKofC-k

За отзывчивость и общественный авторитет 

Gulia70


  • Сообщений: 13 983
  • Благодарностей: 19 179

  • Расположение: Москва

  • Была 07.06.24 23:06

О литературе и кино
« Ответ #2313 : 10.06.19 10:22 »
Кто в курсе может, из какого художественного  фильма  эти кадры?
"Они шли на восток",1964г
советско-итальянский.
там же написано.

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2314 : 10.06.19 19:50 »
"Они шли на восток",1964г
советско-итальянский.
там же написано.
Спасибо большое, а я  не нашла по ссылке. И сейчас не нашла. Смотрю в книгу, вижу ---
Буду искать фильм. 

mogar333

  • Автор темы

  • Сообщений: 545
  • Благодарностей: 455

  • Был 05.09.24 21:07

О литературе и кино
« Ответ #2315 : 11.06.19 18:52 »
Правильно, этот роман   фантастический. Фантастику в школе не изучали, но нам в советской школе   давали список на лето по внеклассному чтению, и тут мы читали запоем всё, что хотелось прочесть - и про индейцев, и про инопланетян. :)
Не думаю, что это роман фантастический, фантастика скажем 50-х - 60-х годов (советская) это совсем другое... Скорее мистический, и как бы сказать, с моей точки зрения - роман о самом главном в жизни человека... Вспомнить хотя бы последние переживания, описанные в романе, Ивана Бездомного (и не только его, кажется), когда они просто увидели Луну и вспомнили о бездонности, космичности, бесконечности человеческого бытия (в связи с тем, что они столкнулись с мистическим) и о бесполезном, мелком, ничтожном  возможно, их существовании... И этот контраст Булгаков, как мне кажется, потрясающе показал...
« Последнее редактирование: 11.06.19 18:52 »

За отзывчивость и общественный авторитет 

Gulia70


  • Сообщений: 13 983
  • Благодарностей: 19 179

  • Расположение: Москва

  • Была 07.06.24 23:06

О литературе и кино
« Ответ #2316 : 11.06.19 20:36 »
а я  не нашла по ссылке. И сейчас не нашла. Смотрю в книгу, вижу ---
Разворачиваемый текст
ой, вы девушка)
это в комментах написано.

Не знаю, насколько были близки реальные Легасов и Щербина к их киновоплощениям, но сыгравшие их актеры сделали свою работу на отлично, они очень убедительны.
достаточно близки для художеств.фильма.
а Людмилу Игнатенко в сериале показали поразительно внешне похожей
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


атмосфера 80-х показана безупречна.
Панельки и плед с оленями: Как сериал «Чернобыль» воссоздает атмосферу СССР
https://www.kinopoisk.ru/media/article/3373408/

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2317 : 12.06.19 00:56 »
Не думаю, что это роман фантастический, фантастика скажем 50-х - 60-х годов (советская) это совсем другое... Скорее мистический, и как бы сказать, с моей точки зрения - роман о самом главном в жизни человека... Вспомнить хотя бы последние переживания, описанные в романе, Ивана Бездомного (и не только его, кажется), когда они просто увидели Луну и вспомнили о бездонности, космичности, бесконечности человеческого бытия (в связи с тем, что они столкнулись с мистическим) и о бесполезном, мелком, ничтожном  возможно, их существовании... И этот контраст Булгаков, как мне кажется, потрясающе показал...
Мистика - и есть фантастика, сказка.
Человек разумный  -  не мелкое существо, он - часть Вселенной, и самая лучшая его часть, имеющая в своих руках  великие возможности для  познания.  Не доверяю  никому из тех авторов, кто принижает достоинства и роль человека в познании мира и Вселенной.
« Последнее редактирование: 12.06.19 01:22 »

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2318 : 12.06.19 01:22 »
Скоро выйдет "Аэлита" от Джеймса Кэмерона.
Фантастика.
Мне больше по душе романы "Каллисто" и "Каллистяне" Г. Мартынова. Прочла в подростковом возрасте. Понравилось. Жаль, не успели снять художественный фильм   по этой дилогии. :)

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2319 : 19.06.19 17:18 »
Кто в курсе? В России запрещён к показу или нет фильм Стэнли Кубрика "Заводной апельсин"? На Ютубе одни только трейлеры и отрывки.
Нашла фильм  на киносайте.
https://hdkinozor.ru/zarubezhnye-filmy/13447-zavodnoy-apelsin.html

Реликт

  • Заблокирован

  • Сообщений: 13 565
  • Благодарностей: 8 290

  • Расположение: Сибирь

  • Был 10.07.20 19:36

О литературе и кино
« Ответ #2320 : 19.06.19 17:34 »
Кто в курсе? В России запрещён к показу или нет фильм Стэнли Кубрика "Заводной апельсин"? На Ютубе одни только трейлеры и отрывки.
Нашла фильм  на киносайте.
https://hdkinozor.ru/zarubezhnye-filmy/13447-zavodnoy-apelsin.html
А с какой стати он был бы запрещенным ?
У нас же есть реестр Роскомнадзора, они блокируют автоматически после внесения в него.


Поблагодарили за сообщение: алчущий правды

За активное участие в жизни форума 

arhelon


  • Сообщений: 7 291
  • Благодарностей: 8 237

  • Расположение: Подмосковье

  • Была 04.10.24 20:42

О литературе и кино
« Ответ #2321 : 21.06.19 22:51 »
http://lordfilms.tv/42597-megrje-na-monmartre-2017.html
Неожиданно и атмосферно.
Жизнь без кошек была бы скучна и безрадостна. Альф  - мохнатый гость с планеты Мелмак.


Поблагодарили за сообщение: Laura

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2322 : 22.06.19 04:51 »
А с какой стати он был бы запрещенным ?
У нас же есть реестр Роскомнадзора, они блокируют автоматически после внесения в него.
Прочла  о фильме следующее

- Запрещен в Ирландии (с 1971 по 2000 гг), в Сингапуре, Малайзии, Южной Корее и Испании (по сей день), а в Великобритании по распоряжению самого режиссера Стэнли Кубрика фильм не демонстрировался в кинотеатрах с 1973 по 1999 годы...
Снятый по мотивам самого популярного романа Энтони Бёрджесса, «Заводной апельсин» повествует об Алексе и его банде, состоящей из жестоких молодых людей, которые убивают бомжей и насилуют женщин. В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества... Считается, что режиссер Стэнли Кубрик снял фильм с проката в Великобритании, так как многие британцы стали подражать поведению его героев. Однако после смерти Кубрика его жена Кристиан призналась, что настоящей причиной были многочисленные угрозы, которые поступали в его адрес и в адрес его семьи. После смерти режиссера запрет на фильм был снят...

Сам режиссёр был шокирован реакцией на фильм. Когда я посмотрела этот фильм , какое то время  находилась в ступоре.

Добавлено позже:
http://lordfilms.tv/42597-megrje-na-monmartre-2017.html
Неожиданно и атмосферно.
Вот, вот. После " Заводного апельсина" Стенли Кубрика  этот фильм точно неожиданный и атмосферный. Любят современные режиссёры повитать в облаках.
И убийства -  случайные, и жизни -  прошлые.. :)
« Последнее редактирование: 22.06.19 05:00 »

Реликт

  • Заблокирован

  • Сообщений: 13 565
  • Благодарностей: 8 290

  • Расположение: Сибирь

  • Был 10.07.20 19:36

О литературе и кино
« Ответ #2323 : 22.06.19 07:47 »
Сам режиссёр был шокирован реакцией на фильм. Когда я посмотрела этот фильм , какое то время  находилась в ступоре.
Сейчас в сети гуляют казни ИГИЛ, поэтому на их фоне "Заводной апельсин" не такой уж и шокирующий.

За активное участие в жизни форума 

San4es


  • Сообщений: 11 462
  • Благодарностей: 14 774

  • Расположение: РБ,Минск

  • Был 29.07.22 13:04

О литературе и кино
« Ответ #2324 : 22.06.19 09:53 »
Сейчас в сети гуляют казни ИГИЛ, поэтому на их фоне "Заводной апельсин" не такой уж и шокирующий.
А кули им не гулять... грят оне по зонам подбирают обиженных всех подряд... вот оттель  и берут,надломленных,первая ступень психо слома пройдена,про ишаков и гомосексуализм не буду).Нижняя ступень посвящения.
У России,как известно,две беды.И если одну из них можно исправить с помощью асфальтоукладчика,то что делать с дорогами-я не знаю...

Реликт

  • Заблокирован

  • Сообщений: 13 565
  • Благодарностей: 8 290

  • Расположение: Сибирь

  • Был 10.07.20 19:36

О литературе и кино
« Ответ #2325 : 22.06.19 10:07 »
А кули им не гулять... грят оне по зонам подбирают обиженных всех подряд... вот оттель  и берут,надломленных,первая ступень психо слома пройдена,про ишаков и гомосексуализм не буду).Нижняя ступень посвящения.
Вы полагаете, что люди с неустойчивой психикой могут интересовать террористов ?
Так ведь это опасные люди, сегодня он друг, а завтра враг.
Мне кажется люди сами туда идут, чтобы реализовать садистские наклонности.
Ведь в обычной жизни убийство чревато наказанием.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

О литературе и кино
« Ответ #2326 : 22.06.19 10:19 »
http://lordfilms.tv/42597-megrje-na-monmartre-2017.html
Неожиданно и атмосферно.
Я смотрела все 3 фильма из этой серии! Действительно, очень хорошо, и действительно, Аткинсон очень удивил!

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 585

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

О литературе и кино
« Ответ #2327 : 22.06.19 16:51 »
А кули им не гулять... грят оне по зонам подбирают обиженных всех подряд... вот оттель  и берут,надломленных,первая ступень психо слома пройдена,про ишаков и гомосексуализм не буду).Нижняя ступень посвящения.
Вы полагаете, что люди с неустойчивой психикой могут интересовать террористов ?
Так ведь это опасные люди, сегодня он друг, а завтра враг.
Мне кажется люди сами туда идут, чтобы реализовать садистские наклонности.
Ведь в обычной жизни убийство чревато наказанием.
Бойцы ИГИЛ это "безупречные" из "Игры престолов", показавшие себя в последнем сезоне во всей красе.
Министерство Пространства и Времени

Реликт

  • Заблокирован

  • Сообщений: 13 565
  • Благодарностей: 8 290

  • Расположение: Сибирь

  • Был 10.07.20 19:36

О литературе и кино
« Ответ #2328 : 22.06.19 16:55 »
Бойцы ИГИЛ это "безупречные" из "Игры престолов", показавшие себя в последнем сезоне во всей красе.
Это религиозные фанатики.
Выходцы из других стран составляли там считанные проценты.
В основном все местные.

https://militaryarms.ru/armii-mira/islamskoe-gosudarstvo/#h2_2
« Последнее редактирование: 22.06.19 16:57 »

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 585

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

О литературе и кино
« Ответ #2329 : 22.06.19 17:45 »
Это религиозные фанатики.
Выходцы из других стран составляли там считанные проценты.
В основном все местные.
Местные- рядовые. А в командном составе огромное количество иноземцев.
Министерство Пространства и Времени

За активное участие в жизни форума 

San4es


  • Сообщений: 11 462
  • Благодарностей: 14 774

  • Расположение: РБ,Минск

  • Был 29.07.22 13:04

О литературе и кино
« Ответ #2330 : 22.06.19 19:39 »
Местные- рядовые. А в командном составе огромное количество иноземцев.
Ото ж.В отличие от взыскующих учение талибов,коим всевселенский халифат до сиреневой звезды.
У России,как известно,две беды.И если одну из них можно исправить с помощью асфальтоукладчика,то что делать с дорогами-я не знаю...

За активное участие в жизни форума 

San4es


  • Сообщений: 11 462
  • Благодарностей: 14 774

  • Расположение: РБ,Минск

  • Был 29.07.22 13:04

О литературе и кино
« Ответ #2331 : 23.06.19 10:27 »
Бойцы ИГИЛ это "безупречные" из "Игры престолов", показавшие себя в последнем сезоне во всей красе.
Йа попросил бы... собственно сериал качествен,просто Санчесу,как и все сериалы после третьего сезона-осто3.14 зживают.
У России,как известно,две беды.И если одну из них можно исправить с помощью асфальтоукладчика,то что делать с дорогами-я не знаю...

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 585

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

О литературе и кино
« Ответ #2332 : 24.06.19 01:31 »
Йа попросил бы... собственно сериал качествен,просто Санчесу,как и все сериалы после третьего сезона-осто3.14 зживают.
Я пока только три сезона и видел. Книги читал все.
Министерство Пространства и Времени

алчущий правды

  • На премодерации

  • Сообщений: 9 462
  • Благодарностей: 8 602

  • Была 02.10.24 01:21

О литературе и кино
« Ответ #2333 : 24.06.19 01:53 »
Сейчас в сети гуляют казни ИГИЛ, поэтому на их фоне "Заводной апельсин" не такой уж и шокирующий.
А что там, как в Чечне отрезают головы?

Франсуаза


  • Сообщений: 3 218
  • Благодарностей: 5 339

  • Расположение: Лиссабон

  • Была 04.04.24 21:29

О литературе и кино
« Ответ #2334 : 26.06.19 22:20 »
После "Игры Престолов" все не то). Решила пересмотреть "Карнавал" (2004). Есть в нем что-то завораживающее и отталкивающее одновременно (никогда не любила цирки). И замечательная операторская работа.
Когда в суде решается дело о гусе, среди присяжных не должно быть лисы.© Томас Фуллер


Поблагодарили за сообщение: Gulia70

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 607
  • Благодарностей: 17 166

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

О литературе и кино
« Ответ #2335 : 05.07.19 00:38 »
«Лолита» сегодня

Лев Оборин

Можно ли было бы сегодня впервые опубликовать роман, подобный «Лолите»? Стоит ли преподавать «Лолиту» в университетах? Оправдывает ли красота набоковского языка сомнительное содержание романа? Как изменилось восприятие «Лолиты» за последние годы, и можно ли сказать, что мы видим роман по-другому, чем его первые читатели? «Полка» изучила публикации о романе Набокова в англоязычной прессе последних лет.

В конце 2017 года группа американских активистов начала кампанию против картины Бальтюса «Мечтающая Тереза», на которой изображена юная девочка в довольно свободной позе. Петиция с требованием убрать картину из экспозиции нью-йоркского Метрополитен-музея собрала почти 12 000 подписей. Эссеист и писатель, эксперт «Полки» Кирилл Кобрин писал по этому поводу: «Могу поспорить на немалую сумму, что в ближайшие лет пять они доберутся и до Набокова. Чувствую себя Христом, распятым меж двух разбойников: справа — идиотические святоши требуют запретить всё живое, слева — идиотические поборники Равенства, Справедливости и Идеальной Моральной Чистоты того же самого требуют, но иными словами».

Эти опасения разделяет нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса, в недавнем интервью обвинивший современный феминизм в догматизме и сектантстве: «Недавно у нас вышел большой спор в Испании: группа феминисток набросилась на «Лолиту», которую я считаю одним из величайших романов XX века. Набросились на том основании, что главный герой — педофил. Если руководствоваться такими критериями, литература исчезнет. Это дичь! Если вы уважаете литературу, то должны понимать, что она не только смотрит на людей как на идеалистов и альтруистов, но и высвечивает в них дьявольское начало».

«Лолита» — очевидная мишень в эпоху «культуры отмены», призывающей к переоценке, а то и запрету спорных произведений прошлого. Набоков зашёл в такие воды, куда не отваживаются заходить сегодняшние писатели. Сейчас можно услышать мнение, что «Лолита» до сих пор не запрещена только по недосмотру, что сегодня такому роману было бы невероятно трудно найти себе издателя (при этом забывают, что те же трудности Набоков испытывал и в 1950-е: впервые «Лолита» вышла — после отказов американских издательств — во французском Olympia Press, выпускавшем эротическую литературу). Правда ли, что до Набокова вот-вот «доберутся»? Вот несколько цитат из самых заметных публикаций о «Лолите» последних лет.

Новое пуританство: миф и реальность
Образцовый текст о том, что сегодня набоковский роман не прошёл бы цензуру, — статья Рейчел Джонсон в газете The Spectator, с несколько амальриковским ⁠ названием «Опубликовал бы хоть один издатель «Лолиту» в наши дни?».

Взял бы хоть один издатель «Лолиту» из кучи самотёка в 2019-м? Поместили бы её в список ста лучших романов всех времён Le Monde, Time и другие газеты?

Если бы её включили в университетскую программу (и это очень большое «если»), напротив названия стояло бы предупреждение: «В основе сюжета лежит систематическое насилие над девочкой». Сочли бы важнейшую книгу прошлого столетия на этом основании «нежелательной»?

<…>

Чтобы найти ответ, я, конечно же, забила в Google: «Лолита». Тут же выскочило предупреждение: «Внимание: детская порнография незаконна». Я (сидевшая в Лондонской библиотеке) виновато оглянулась через плечо: не наблюдает ли кто за мной?

Тогда я решила получить ответ по телефону. «Нет, — ответил мне Дэн Франклин из издательства Cape. — Я не опубликовал бы «Лолиту». Сегодня всё по-другому: #MeToo, социальные сети — скандал поднимается по щелчку пальцев. Если бы мне сегодня прислали «Лолиту», я бы не смог провести её через отдел авторских прав. Там сидят одни тридцатилетние, они сказали бы мне: «Если напечатаешь эту книгу, мы все уволимся».

Непосредственным ответом на эту статью стал язвительный текст Лоры Уодделл в The Guardian под названием «Лолита» Набокова: ещё одна хорошая вещь, якобы загубленная миллениалами». Уодделл называет панические прогнозы о запрете «Лолиты» типичным стариковским брюзжанием насчёт молодого поколения. Если раньше молодёжь обвиняли в распутстве, то теперь — в ханжестве; более осмысленными претензии, по мнению Уодделл, от этого не становятся:

Я с особым интересом читаю мнения людей (обычно не миллениалов и не издателей), которые считают, что «Лолиту» сегодня ни за что не удалось бы опубликовать из-за таких ужасных молодых людей, как я. Да ни за что в жизни, говорят они. В лучшем случае — маловероятно.

<…> Вымышленная война миллениалов с «Лолитой» стала практически общим местом. Однако ни один наш обвинитель, кажется, не удосужился спросить мнения самих миллениалов — да, похоже, и в Google не заглядывал. Трудности с публикацией «Лолиты» испытывал сам Набоков — это общеизвестно.

Подлинная история публикации «Лолиты» гораздо интереснее, чем вопли про ужасных миллениалов. Заявление, что сегодня её бы не напечатали, — типичная подтасовка. Делать вид, что наступила новая, небывалая эпоха морального негодования, — значит забывать про подлинное сексуальное пуританство прошлого, про яростный отпор, который встретила книга Набокова несколько десятилетий назад; значит забывать, как далеко мы ушли с тех пор. Больше того, говорить такое — значит нарочно смешивать протест против насилия и харассмента с якобы имеющим место ханжеским отношением к сексу.

Я прочитала большинство книг Набокова студенткой. И «Лолиту» я без проблем купила в обычном книжном магазине, не прорываясь через заслоны пикетчиков. Да, это непростое чтение — но это прекрасно написанное, последовательное обличение абьюзера и манипулятора. В этом смысле «Лолита» — как раз подходящий роман для эпохи, когда мы открыто обсуждаем злоупотребление властью и сексуальное насилие. Возможно, современные читатели понимают «Лолиту» лучше, чем прежние.

Не так давно появилась книга Сары Вайнман «Подлинная жизнь Лолиты: Похищение одиннадцатилетней Салли Хорнер и роман Набокова, который потряс мир». Её русский перевод только что вышел в издательстве Individuum. В The Atlantic Кейтлин Флэнаган вслед за Вайнман сравнивает «Лолиту» с настоящей историей, которая, судя по всему, легла в основу её сюжета, и воспроизводит реакцию «наивного читателя»: сначала такой читатель ошеломлён уровнем набоковской прозы, увлечён рассказчиком — Гумбертом Гумбертом, а затем проникается отвращением к нему и, возможно, к самой книге. Даже люди, очарованные стилем Набокова, считает Флэнаган, не могут не заметить, что Лолита страдает и жалуется на боль. Этот роман, по мнению журналистки, обречён всегда оставаться в пограничном положении, соблазнять нас словами Гумберта: «Вообрази меня! Меня не будет, если ты меня не вообразишь».

Можно без конца протестовать против «Лолиты». Можно, как Вайнман, утверждать, что «насилие, которое пережили Салли Хорнер и другие девочки, подобные ей, не должно маскироваться сколь угодно блистательной прозой. Но этот инстинктивный моральный протест ни к чему не приведёт. «Лолита» не спрашивает нас: феминист ли ты, крестоносец ли, поборник ли морали, защитник девочек? Она задаёт нам только один вопрос: «Читатель ли ты?»

<…> Эффект «Лолиты» обусловлен тем сочетанием отвращения и восхищения, которое она поселяет в своих читателях. Именно из-за этого отвращения она, в отличие от «Истории О.», «Тропика Рака» и прочих запретных текстов прошлого, по-прежнему глубоко потрясает читателей, какими бы современными они себя ни считали. «Лолита» всегда будет растлевать и шокировать, всегда останется «огненным самоцветом, растворяющимся в кольцеобразной зыби».

Преподавать или нет?

Разумеется, есть читатели (или читательницы), которые стремятся доказать, что книге Набокова не место в современности. Колумнистка И. Си Миллер, специализирующаяся на обзорах феминистской литературы в издании Bustle, считает, что «время «Лолиты» подошло к концу».

С первой же страницы «Лолита» оглушает такой мизогинией, что кажется, будто это пародия на систематическое насилие мужчин по отношению к девочкам и женщинам. Набоков в предисловии к «Лолите» от лица вымышленного психолога Джона Рэя сообщает, что имя Лолиты — Долорес Гейз — претерпело в тексте лишь небольшое изменение и вообще оно не слишком важно, потому что любопытному читателю достаточно заглянуть в газеты, чтобы узнать, кем же была героиня. А вот Гумберт Гумберт защищён полностью вымышленным псевдонимом.

Это трогательное внимание к насильнику вместо жертвы ужасает Миллер; она подчёркивает, что «роман заканчивается, а Долорес так и не сказала ни единого слова о пережитом ей насилии. Она не может говорить о своём опыте, уже будучи замужем и оказавшись лицом к лицу с Гумбертом. Её история рассказывается так же, как подобные истории рассказывались из поколения к поколения: словами мужчины». Впрочем, статья Миллер не завершается очередным призывом исключить «Лолиту» из образовательных программ — она просто отмечает, что теперь уже не купится на слова Гумберта о том, что девочка сама соблазнила его.

О том, можно ли преподавать «Лолиту» сегодня, пишет в издании Inside Higher Ed преподавательница Помона-колледжа Энн Дуайер. Её студенты, прочитав эссе феминистки Элизабет Пэтноу о «Лолите», приступили к Дуайер с вопросами: «Как могу я оправдывать преподавание книги, которая вызывает травматическую реакцию и даже укрепляет культуру насилия? Нельзя ли изложить суть набоковского творчества без обращения к «Лолите»? Не исключаю ли я из дискуссии некоторых студентов, просто предлагая эту книгу для обсуждения?» Следующую лекцию Дуайер посвятила именно этому вопросу, объяснив, почему, по её мнению, разговаривать о «Лолите» можно и нужно. Она признала, что была неправа, не предупредив студентов заранее о характере книги:

Говоря о «Лолите», я осознаю, что несколько человек в аудитории, скорее всего, пережили сексуальное насилие. Процент таких людей очень велик: по некоторым исследованиям, сексуальным домогательствам подвергался каждый пятый ребёнок. Я согласна, что должна была начать разговор по-другому. В начале семестра я предупреждала, что читать «Лолиту» нелегко — и с эмоциональной, и с интеллектуальной точки зрения. Но я не учла, что прочитать 300 страниц — не то же самое, что просто знать содержание романа. В следующий раз я начну обсуждение этой книги с разговора о её трудностях и внятно предупрежу студентов, что они могут её не читать.

Тем не менее говорить о Набокове без «Лолиты», по мнению Дуайер, невозможно: «В таком случае я… лишу вас возможности прочитать книгу, утвердившую репутацию Набокова как англоязычного автора. Тем самым я не выполню своего профессионального долга. <…> «Лолита» показывает среди прочего, что с нашим нынешним существованием, с нашими временем и местом что-то не в порядке. Без «Лолиты» мы не сможем понять провокативную сущность прозы Набокова и его развитие от «русского писателя» к «американскому писателю».

Рассуждая о лукавстве Набокова, призывающего читателя не отождествляться ни с кем из героев «Лолиты», и о «металитературности» его текстов (в том числе о случаях, когда герои как бы понимают, что они находятся в книге), Дуайер призывает не забывать, что роман написан не вчера: «Всегда смотрите на исторический контекст».

В основе наших сложностей с восприятием «Лолиты» — и в основе самой книги — столкновение разных исторически и культурно обусловленных эмоций. В «Лолите» перед нами по меньшей мере четыре исторических слоя. Во-первых, нужно думать о Набокове как о представителе европейской элиты рубежа веков. Во-вторых, Набоков — иммигрант в Америке 1950-х, и его взгляд — это взгляд аутсайдера на послевоенную американскую жизнь в эпоху Маккарти. В-третьих, Набоков включает в текст аллюзии на литературу прошлого: елизаветинской Англии, Франции XVI–XVII веков, Америки XIX века. Наконец, нам нужно держать в голове современную Америку, оценивать наши взгляды на культуру, политику и секс.

Мы должны признать, что наше отношение к сексу исторически обусловлено. В романах Набокова секс полон опасности, откровений и юмора. В Америке 1950-х правила вежливости предписывали делать вид, будто секса не существует. Сегодня секс явственно присутствует во всех аспектах американской культуры. Многие из нас признают, что секс по взаимному согласию между взрослыми людьми — здоровая и нормальная часть человеческого опыта. Многие из нас вовлечены в движение #MeToo. Гомосексуальность больше нас не шокирует (в отличие от Англии времён Оскара Уайлда), а о БДСМ рассуждают публично (см. «Пятьдесят оттенков серого»), пусть и мало кто помнит, что буква С отсылает к маркизу де Саду. У любого подростка есть в кармане телефон, оснащённый и экраном для просмотра порнографии… и камерой для её производства. Но секс между ребёнком и взрослым — тема настолько табуированная, что нам трудно даже начать говорить о «Лолите».

Однако, по мнению Дуайер, отказываясь даже открывать роман Набокова, читатель попался бы в ловушку, выраженную в советской иронической максиме «Не читал, но осуждаю». «Набоков — русский эмигрант, бежавший из Берлина с женой-еврейкой в 1937 году, — понимал, что такое цензура. Написав «Лолиту», он обратил внимание американцев, для которых «свобода» — основа идеологии, на то, что и они способны к цензуре». Преподаватели, заключает Дуайер, должны включать в свои курсы сложные книги, а студенты должны их читать и приходить к собственным выводам — «даже если, согласно этим выводам, Набоков внёс вклад в «миф о Лолите», иногда ужасающе звучащий в нашей культуре».

Что важнее: «о чём» или «как»?

«Лолиту» никто не собирается запрещать, но это не значит, что взгляд на книгу не меняется. Мы уже видели, что поколение эпохи #MeToo способно увидеть в «Лолите» текст, который не пропагандирует насилие, а обличает его. Некоторые читатели сводят роман к этому моральному посылу, а некоторые предпочитают говорить о многослойности «Лолиты» — причём видят в нём как достоинство, так и проблему.

Вот, к примеру, выдержка из статьи известной писательницы-феминистки Ребекки Солнит «Мужчины объясняют мне «Лолиту»:

Есть популярное мнение о пользе романов: они учат эмпатии. Это значит, что мы отождествляем себя с персонажами, и никто не скажет нам, что неправильно идентифицироваться с Гильгамешем или даже Элизабет Беннет. Но стоит вам начать идентифицировать себя с Лолитой, как вам становится ясно, что это книга о том, как белый мужчина несколько лет подряд насилует ребёнка. Нужно ли, читая «Лолиту», изо всех сил стараться не замечать, что именно таков её сюжет и именно такие в ней персонажи? Верно ли, что нельзя соотносить повествование с собственным опытом?

<…>

Отношение Набокова к своей героине можно понимать по-разному. Жена писателя Вера писала: «Мне хотелось бы, чтобы кто-то отметил нежное описание девочки, её несчастную зависимость от чудовища Г. Г., её потрясающую смелость…» А вот как отождествляют себя с героиней женщины, которые изучают роман Набокова в Иране — стране, где их права попраны. Азар Нафиси, написавшая книгу «Читая «Лолиту» в Тегеране», говорит: «Лолита из той категории жертв, которых некому защитить и которые не могут даже рассказать собственную историю. Она оказывается двойной жертвой: у неё отнята не только жизнь, но и биография. Мы говорили себе, что изучаем «Лолиту», чтобы защититься от этого второго преступления».

Солнит в начале статьи признаётся, что «разворошила осиное гнездо», начав обсуждать различные знаменитые книги с феминистской точки зрения, и столкнулась с возражениями:

...

Подробнее https://polka.academy/materials/612
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

О литературе и кино
« Ответ #2336 : 05.07.19 10:36 »
Я не понимаю, чего они к этой книге прицепились, когда в интернете (и в реале) полно порнухи, которая гораздо хуже. Это же фантазия на тему, а не уголовный репортаж. Ну давайте тогда запретим и другую литературу, где люди например убивают друг друга - это же тоже противозаконно.  *JOKINGLY*

Palmer


  • Сообщений: 2 912
  • Благодарностей: 3 107

  • Был 05.09.24 22:52

О литературе и кино
« Ответ #2337 : 05.07.19 15:16 »
Ну и назовите, что оно породило?
В контексте было написано про трактовку и понимание классики. А по новым писателям — сейчас вся социокультурная сфера в глубоком кризисе, как на Западе, так и у нас.
Из наших современных писателей могу порекомендовать без всяких оговорок лишь Евгения Водолазкина, его «Лавр» можно поставить на одну полку с классикой.

По фильмам. Отсмотрено было много с весны. Запомнился ярче всего «Коридор бессмертия» — тоже поставить можно в один ряд с военными фильмами советского периода. Отличный, жаль только, что денег не хватило на рекламу и люди на него не пошли массово. Т-34 по сравнению с ним кажется развесистой клюквой.


Поблагодарили за сообщение: KUK

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 607
  • Благодарностей: 17 166

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

О литературе и кино
« Ответ #2338 : 05.07.19 19:55 »
Я не понимаю, чего они к этой книге прицепились, когда в интернете (и в реале) полно порнухи, которая гораздо хуже. Это же фантазия на тему, а не уголовный репортаж. Ну давайте тогда запретим и другую литературу, где люди например убивают друг друга - это же тоже противозаконно.  *JOKINGLY*
Разница в том, что порносайты не входят в программу вузов. В нашей программе "Лолита" была. Но бегло, "Защита Лужина" разбиралась подробно.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

Реликт

  • Заблокирован

  • Сообщений: 13 565
  • Благодарностей: 8 290

  • Расположение: Сибирь

  • Был 10.07.20 19:36

О литературе и кино
« Ответ #2339 : 05.07.19 20:30 »
Разница в том, что порносайты не входят в программу вузов. В нашей программе "Лолита" была. Но бегло, "Защита Лужина" разбиралась подробно.
Вот зря вам "Лолиту" преподавали.
Я так считаю.
Женщинам это произведение вообще наверное не понять физически.
Будут плевать слюной и пинать на чем свет стоит.
Гормоны у нас с вами разные, уважаемые Моуадмазельки  ;)


Поблагодарили за сообщение: medgaz