Наконец-то добрался до компа.
Просмотрел все доступные видео в инете и пришёл к следующему выводу:
Обычно, при посадке, первое касание и зацепление с землёй происходи с задними шасси, а затем уже с передним шасси.
Но что мы видим при посадке суперджета 100?
"Козление" отскок на высоту около 10 метров, падение самолета по крутой траектории, сломанные задние шасси, нарушена герметичность топливных баков, возгорание самолёта и гибель 41 человека.
Почему так произошло?
Почему пилот не увёл самолёт в небо после первого отскока со взлётно-посадочной полосой?
И так, всё по порядку.
При посадки у самой земли самолёт как бы не хочет приземлятся, натыкаясь на воздушную подушку. Это явление называется эффектом экрана.
Он возникает, когда самолёт летит низко и расстояние от крыла до земли не высоко в результате появляется дополнительная подъемная сила.
Во время посадки самолёта пилот должен учитывать этот эффект экрана.
Следующий фактор это то, что самолёт совершал посадку с километровым перелётом взлётно-посадочной полосы.
С учётом перелёта полосы скорость посадки была превышена так как расстояние полосы могло не хватить для торможения и он мог выкатиться за пределы полосы.
Три ошибки, которые совершил пилот перед первым касанием самолёта на взлетно-посадочной полосе:
1 - Пилот пошёл на посадку с километровым перелётом взлётно-посадочной полосы, что уменьшало расстояние для торможения при полной остановки самолёта на полосе. Это предопределило выбор тактики пилотом при посадке.
2 - При возникновении эффекта экрана пилот отдал ручку от себя и изменил угол атаки, чтобы прижать самолёт к земле "самолёт внезапно стал тяжёлым". Это привело к тому, что самолёт клюнул носом вниз перед самой землёй и произошло одновременное касание всех трёх шасси со взлётно-посадочной полосой.
3 - Преждевременное включение реверса двигателей для торможения, чтобы снизить скорость при посадке. Это так же могло привести к изменению угла атаки и исчезновению эффекта экрана как дополнительной силе подъёма.
Первое касание произошло одновременно сразу со всеми шасси.
Это чистая техническая ошибка пилота при полном попустительстве командира, который, ещё до первого касания самолёта с землёй, должен был отдать команду пилоту уходить на повторный круг.
Самолёт клюнул носом вниз и произвёл посадку одновременно сразу на три шасси.
Испуг, пилот потянул ручку на себя и сильно изменил угол атаки, что привело к возникновению эффекта экрана и появлению дополнительной подъемной силы.
При таком большом отскоке, оптимальным решением было дать стопроцентную нагрузку двигателям и уйти на второй круг и повторную посадку. Но они уже были в капкане злого рока судьбы так как двигатели были включены в режиме реверса.
Произошло уменьшение скорости, это привело к крутой траектории падения самолёта на полосу.
Пилот растерялся и предпринял попытки выровнять угол атаки при неминуемом падении самолёта на полосу.
Самолёт жёстко приземлился на полосу, произошло повреждение задних шасси.
Самолёт зацепился хвостовой частью за взлётно-посадочную полосу, произошло разрушение герметичности топливных баков.
По инерции, самолёт совершил ещё один отскок от взлетно-посадочной полосы и упал на днище, произошло возгорание топлива.
Уже не управляемый самолёт катиться по полосе, а за ним тянется шлейфов огня, возникший из-за разлитого топлива.
Перед тем как остановиться самолёт развернуло примерно на 60 градусов. Этот разворот усугубил ситуацию так как в огне оказалась не только хвостовая часть самолёта но так же его левый борт.
Из-за разлитого топлива, которое горело под самолётом, эвакуация пассажиров через два задних аварийных выхода была невозможна.
На мой взгляд причины катастрофы следующие:
1 Ошибка лётчиков - нарушение правил эксплуатации самолёта (обходить грозовые облака во избежание попадания молнии в самолёт)
2 Ошибка пилота - грубые просчёты при заходе на посадку с километровым перелётом взлётно-посадочной полосы.
3 Ошибка пилота - изменил угол атаки перед касанием с полосой (для снижения скорости преждевременно включил реверс двигателя)
4 Ошибка пилота - после отскока необходимо было дать стопроцентную нагрузку двигателю и уйти на второй круг. Однако, он этого не мог сделать так как двигатели уже были включены в режиме реверса (торможение двигателями).
5. Чрезмерная самонадеянность пилота. Плохая подготовка пилотов - не умение управлять самолётом в ручном ражими.
Компьютерная система самолёта предназначена для облегчения управления самолётом, а не для того, чтобы делать из пилотов придатков для компьютерной системы.
6. (доплнение от мишани) Не выключил АЗС
Технические недоработки Суперджета 100
1. Экономия веса в ущерб безопасности.
2. Плохая защита самолёта от попадания молнии.
3. Недостаточная защищённость топливных баков.
4. Нет аварийного сброса топлива (производит аварийную посадку с топливом в баках равносильно посадке на пороховой бочке, катастрофа неизбежна).
Шасси - стоить заметить, что при такой траектории повторного падения на взлетно-посадочную полосу ни у одного самолёта не выдержали бы шасси.
Корпус - стоит отметить, что корпус самолёта очень прочный так как при таком ударе об землю и трении об полосу без задних шасси он не развалился на части.
Р.С.
Точные причины катастрофы станут известны только после расшифровки чёрных ящиков.