Мысли о бизнесе, жизни и стартапах.
Анализ военблогеров с точки зрения маркетолога"... Дорогие друзья, я уж не знаю, почему и каким макаром, но меня записали в «охранители». А я не охранитель, я просто привыкла работать с блогерами и вести информационные кампании для моих клиентов.
Поэтому, когда я вижу согласованную информационную кампанию, то я это просто вижу. И я об этом пишу.
Та информационная среда, которую я вижу сейчас в Telegram, меня заинтересовала.
Почему и откуда появился ряд блогеров, которые сначала резко набрали популярность, а потом потихоньку стали распространять демотивирующие посты, раскачивать недовольство, перетягивать одеяло на себя и смело ругать все военное – и не только – руководство? Как появилась их аудитория? Что сделало их такими известными?
Давайте разбираться.
В ходе анализа я буду брать различные факторы развития Telegram-канала. Пруфы, скриншоты и доказательства – прилагаются.
Дисклеймер: я не считаю ни один канал из упомянутых ни плохим, ни хорошим. Все, что я анализирую - это какими методами они набирали аудиторию и с какой целью это делали.
Предварительные выводы:
1) Большинство популярных сегодня военблогеров резко нарастили базу подписчиков именно в феврале-марте 2022 года. До этого их каналы или не существовали вовсе, или «отлеживались» с небольшим числом подписчиков.
Также в раскрутке каналы не пренебрегали такими методами продвижения, как накрутка ботов и роста подписчиков неорганическими методами продвижения.
2) Каналы группируются в сетки и обмениваются базами подписчиков. Состав сетки может меняться, а посты могут затираться, как в случае выхода из сетки «Владлен Татарский» - «Рыбарь» - «Старше Эдды» - «Неофициальный Безсонов» участника «Неофициальный Безсонов», который, по-видимому, стал удалять связанные с сеткой посты.
3) Очевидно, что организованный запуск каналов и организованная раскрутка каналов по определенным сеткам не могли появиться сами по себе, и за данными проектами стоят группы продюсеров и интересантов.
Судя по всему, с началом спецоперации несколько групп интересантов быстро поняли, что может пойти война за влияние, и начали создавать свои «рупоры» в Telegram, которые транслировали выгодную для них точку зрения. Подобные рупоры объединялись в сетки для удобства раскрутки.
Не отставали и государственные источники финансирования, и украинское ЦИПСО, а также продюсерские центры частных компаний. Каждый из этих центров силы создал свой пул Telegram-каналов.
Итак, проанализируем военный Telegram.
Стабильность развития канала
Не секрет, что многие нынешние военные эксперты появились буквально «из ниоткуда». И это подтверждает статистика развития их Telegram-каналов.
Например, если мы посмотрим на аналитику Telegram-канала «Владлен Татарский», то увидим, что резкий рост подписчиков пошел именно в конце февраля 2022 года. До этого канал «отлеживался» и стабильно имел примерно 20 тыс. подписчиков.
Так же «отлеживался» Telegram-канал «Старше Эдды».
Так же – канал «Vоенкор Котенок Z».
Telegram-канал «Русский тарантасъ» – аналогично.
Есть и другая стратегия: изначально купить определенное число ботов, с ним стартовать на канале, и потом резко начать закупаться рекламой, чтобы количество людей, пришедших по рекламе, сразу перебило число ботов, а канал смотрелся бы «солиднее». Например, такова стратегия канал «Мир Михаила Онуфриенко», который стартовал 2 марта 2022 года сразу же с 118 тысячами подписчиков и потом резко пошел вверх благодаря рекламе.
Есть и комбинированная стратегия: сначала завести канал, который будет долго отлеживаться с небольшим числом подписчиков, а потом резко завести на него и ботов, и рекламу, и дальше расти в геометрической прогрессии. Такую стратегию выбрал канал «Мир сегодня с "Юрий Подоляка"». Например, 9 марта на канал пришло сразу в один день 231 520 подписчиков, что очень сложно организовать естественными методами продвижения.
Аналогичную стратегию выбрал Telegram-канал «Рыбарь», который за период с 24 февраля по 28 февраля набрал 134 790 подписчиков, что крайне тяжело сделать естественным путем продвижения.
Так же поступил Telegram-канал Неофициальный Безсонов "Z", который продемонстрировал невиданный рост в конце февраля - начале марта 2022 года.
При этом, если мы посмотрим на каналы, которые росли органическим путем, а не «отлеживались», то увидим, что несмотря на то, что военная тематика дала им определенный рост популярности, они с самого начала активно занимались развитием своего канала.
Еще один пример органического роста – это Telegram-канал «Орда». Безусловно, в феврале начался резкий рост популярности канала, но очевидно, что и до этого канал растил базу подписчиков, а не просто «отлеживался».
То же самое – Telegram-канал WarGonzo. Да, в феврале 2022 года был большой прирост аудитории, но еще в 2020 году у канала уже было 276 тыс. подписчиков.
Вывод:Большинство популярных сегодня военблогеров резко нарастили базу подписчиков именно в феврале-марте 2022 года. До этого их каналы или не существовали вовсе, или «отлеживались» с небольшим числом подписчиков.
Также в раскрутке каналы не пренебрегали такими методами продвижения, как накрутка ботов и роста подписчиков неорганическими методами продвижения.
Сетка и «взаимоопыление»
Сетка каналов – это способ сэкономить на раскрутке за счет того, что каналы, входящие в сетку, обязуются регулярно репостить друг друга. Эта стратегия позволяет им обмениваться аудиторией и быстро расти.
Количество упоминаний каналов в сетке примерно соответствует друг другу, чтобы условно никто «не обиделся» и продолжал друг друга репостить для совместного обмена аудиторией.
Например, канал «Владлен Татарский» упомянул канал «Неофициальный Безсонов» 299 раз, а канал «Неофициальный Безсонов» упомянул канал «Владлен Татарский» 213 раз.
Что интересно, позднее «Неофициальный Безсонов» многие упоминания Владлена на канале стер, оставив всего 11 упоминаний.
Чем отличается сетка от репоста «из интереса»? Когда каналы находятся в сетке, они регулярно репостят друг друга и количество репостов примерно соответствует друг другу.
Например, канал «Владлен Татарский» репостнул канал WarGonzo 13 раз. При этом было найдено 33 упоминания канала «Владлен Татарский». Количество упоминаний не такое большое, значит, скорее всего, данные каналы в общей сетке не состоят.
В принципе, в сетке нет ничего плохого. Сетка помогает каналу растить аудиторию, избежав расходов на рекламу.
Однако важно, кто упоминает канал. Например, то, что очевидно ЦИПСО-шный канал «Отряды кадыровцев» (подробный разбор этого смотрите здесь
https://t.me/gruboprostiite/1130), который не брезгует рекламировать наркотики, упоминает канал Владлена Татарского, наводит на мысли о их связи или как минимум, выгодных для ЦИПСО нарративов.
Пример сетки, которая регулярно репостит и упоминает друг друга.
«Владлен Татарский» упоминает канал «Рыбарь» 371 раз, канал «Старше Эдды» 630 раз, канал «Неофициальный Безсонов» 299 раз.
Канал «Рыбарь» упоминает канал «Владлен Татарский» 128 раз, канал «Старше Эдды» 387 раз, канал «Неофициальный Безсонов» 114 раз.
Канал «Старше Эдды» упоминает канал «Владлен Татарский» 306 раз, канал «Рыбарь» 403 раза, канал «Неофициальный Безсонов» 32 раза.
Канал «Неофициальный Безсонов» упоминает канал «Владлен Татарский» 213 раз (позднее многие упоминания был удалены, оставлено 11 упоминаний), канал «Рыбарь» 7 раз, канал «Старше Эдды» 27 раз (позднее многие упоминания был удалены, оставлено 3 упоминания).
По-видимому, сетка также может трансформироваться и менять состав участников. Например, судя по всему, канал «Неофициальный Безсонов» сначала вошел в сетку, а потом вышел из нее, что, кстати, сказалось на показателях канала.
Несмотря на большое количество упоминаний канала «Неофициальный Безсонов», на данный момент индекс вовлеченности читателей (ER) – очень низкий, и балансирует в районе нуля.
Другой пример сетки.
Канал «Мир сегодня с "Юрий Подоляка"» упоминает канал Мир Михаила Онуфриенко 84 раза, а канал Мир Михаила Онуфриенко упоминает канал «Мир сегодня с "Юрий Подоляка"» 52 раза.
И так далее, обмен подписчиками идет регулярно между дружественными каналами.
Также сетка может открыто показывать своих коллег в сетке, когда одномоментно просит подписаться на определенные каналы.
Вывод:Каналы группируются в сетки и обмениваются базами подписчиков. Состав сетки может меняться, а посты могут затираться, как в случае выхода из сетки «Владлен Татарский» - «Рыбарь» - «Старше Эдды» - «Неофициальный Безсонов» участника «Неофициальный Безсонов», который, по-видимому, стал удалять связанные с сеткой посты.
Продюсирование каналаОчевидно, что организованный запуск каналов и организованная раскрутка каналов по определенным сеткам не могли появиться сами по себе, и за данными проектами стоят группы продюсеров и интересантов.
На это указывают разные направленности каналов:
1) Условно-патриотический, но ругательный, ориентированный на подсвечивание преимущественно негативных сторон МО
2) Условно-патриотический, но ругательный, ориентированный на подсвечивание преимущественно негативных сторон российской власти
3) Патриотический, ориентированный на подсвечивание позитивных сторон
Выяснить владельцев сеток каналов и их руководителей на данный момент с высокой долей вероятности не представляется возможным. Однако внимательное изучение каналов наводит на следующие мысли.
Например, канал «Рыбарь» упоминает ЧВК «Вагнер» 498 раз, и делает это всегда в положительном контексте, а канал "Миноборона" – 814 раз, и делает это в преимущественно в негативном контексте.
Впрочем, каналы могли также создаваться рекламными агентствами, как определенные рекламные площадки. Например, на канале «Старше Эдды» было обнаружено 5594 рекламных поста.
Вывод:Когда определенная часть каналов занимается подсвечиванием преимущественно негативных сторон той или иной стороны действительности, а между тем время от времени вставляет позитивные образы той или иной группы интересантов, возможно, именно эта группа интересантов и повлияла на развитие канала.
Реклама каналовБыло бы наивно полагать, что каналы военблогеров быстро выросли исключительно за счет репостов друг друга. Очевидно, имела место массированная рекламная кампания и массовые закупы в самых разных каналах, что также указывает на определенных продюсеров тех или иных каналов.
Чем выше предполагаемая сервисом аналитики цена за подписчика, тем больше вероятность, что канал во многом раскручивался именно за счет рекламных постов.
Безусловно, сервис аналитики совершает ошибки и рассматривает практически все репосты и упоминания как рекламные, однако в среднем, чем выше цена за подписчика, тем ближе вероятность того, что данные верны.
Например, средняя цена за подписчика на канале «Неофициальный Безсонов» составила 62,74 рубля.
Средняя цена за подписчика на канале «Старше Эдды» составила 58,13 рублей.
Сравни это, например, с каналом «Полковник Трухан», где сервис показывает аномально низкую цену за подписчика – 4,49 рублей, так как канал не закупал платную рекламу.
Или канал Wargonzo, у которого цена за подписчика составляет 9,48 рублей, что также аномально мало и демонстрирует органический рост развития канала.
ИтогиСудя по всему, с началом спецоперации несколько групп интересантов быстро поняли, что может пойти война за влияние, и начали создавать свои «рупоры» в Telegram, которые транслировали выгодную для них точку зрения. Подобные рупоры объединялись в сетки для удобства раскрутки и быстрого обмена подписчиками.
Не отставали и государственные источники финансирования, и украинское ЦИПСО, а также продюсерские центры частных компаний. Каждый из этих центров силы создал свой пул Telegram-каналов.
Очевидно, что по мере усиления российских позиций на поле боя и снижения интереса к теме спецоперации в принципе, уменьшится и влияние данных Telegram-каналов. Кто из них продолжит стабильно создавать интересный и популярный контент в текущих условиях, тот и покажет свою самостоятельность..."
Анна Райская, автор Telegram-канала "Грубо? Простите!": маркетолог об инфовойне
Анна Райская
18.12.2022 (c)