2. Рекомендации по использованию протоколов соединений и дополнительных возможностей коммутационной аппаратуры сетей сотовой связи при раскрытии и расследовании преступлений.
2.1. Сбор сведений об обстоятельствах совершенного преступления
а) устанавливаются свидетели и очевидцы преступления, которые могли видеть лиц, пользовавшихся мобильными средствами связи накануне совершения преступления, а так же перед или после совершения преступления. В ходе опроса обращается внимание на следующие детали: какие осуществлялись переговоры (входящее или исходящее соединения), количество соединений, а также в какое время осуществлялись указанные соединения;
б) осуществляется привязка места происшествия к объектам и дорогам, прилегающим к месту происшествия, и составляется подробная схема, ориентированная по географическим координатам;
в) в сельской местности или в удаленных от крупных населенных пунктов районах устанавливается, кто из операторов сотовой связи имеет на этой территории наиболее устойчивую сетку приема сигнала.
При совершении преступления, связанного с похищением человека (с последующим требованием о его выкупе), а также в случаях, когда невозможно установить точного места совершения преступления, целесообразно проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как контроль технических каналов связи (далее КТКС) в отношении абонента, осуществлявшего телефонные соединения, с указанием интересующего времени. При этом если мобильным телефоном пользовалось не установленное лицо, то запрашиваемый период времени исчисляется с момента заключения договора на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM до 180 суток; если мобильный телефон принадлежит потерпевшему, то запрашиваемый период времени исчисляется с момента предъявления первого требования о выкупе до 180 суток. Проведение контроля технических каналов связи в качестве оперативно-розыскного мероприятия соответствует действующему в РФ законодательству об оперативно-розыскной деятельности (см. п. 9 и п. 11 ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года№ 144-ФЗ).
При осуществлении данного мероприятия вместе с информацией о соединениях необходимо также получить сведения об идентификационном номере мобильного радиотелефона — IMEI и номерах базовых станций операторов сотовой связи, на которых проходили регистрацию интересующие абоненты. Такая необходимость обусловлена вопросами, которые могут возникнуть в последующих следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях:
1/ по номеру IMEI можно установить модель используемого радиотелефона, что в последствии, при задержании фигурантов и изъятии у них имеющихся радиотелефонов, может использоваться в целях доказывания при расследовании уголовного дела:
При этом величина 1 (серийный номер) при регистрации включенного радиотелефона и замене SIM-карты остается неизменной, поскольку является строго индивидуальной для каждого мобильного радиотелефона, а величины 2 и 3 занесены в память SIM-карты, они также строго индивидуальны для абонента и изменяются при каждой замене SIM-карты;
2/ зачастую лица, представляющие оперативный интерес, с целью недопущения прослушивания переговоров сотрудниками специальных служб, используют несколько SIM карт. В томслучае, если будет известен IMEI, использование фигурантами различных SIM карт не будет являться ощутимым препятствием при проведении прослушивания телефонных переговоров (ПТП) соучастников преступления;
3/ сведения о номерах базовых станций, на которых осуществлялась регистрация мобильного радиотелефона, способствуют установлению местонахождения фигуранта, маршрута его движения, а также используемого транспортного средства.
2.2. Анализ поступившей информации в целях установления принадлежности радиотелефонов, лиц их использующих, а так же их связей
Информация, получаемая в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия КТКС, имеет большой объем и требует кропотливой работы по вычленению из всей массы записей лишь тех, которые представляют оперативный интерес.
При проведении таких мероприятий необходимо до минимума сократить запрашиваемое время произведенных соединений.
Для установления принадлежности радиотелефонов целесообразно проводить мероприятия по проверке их владельцев по всем имеющимся оперативным учетам УВД, используя силы и средства оперативных служб, проводить оперативные мероприятия по месту жительства фигурантов, а так же оперативно-технические мероприятия по выявленным средствам связи.
В совершении таких особо тяжких преступлений, как убийства, нередко принимают участие несколько человек, при этом они могут активно использовать средства мобильной связи.
Для обеспечения использования в процессе расследования полученных сведений о переговорах фигурантов по мобильным телефонам при проведении обысков по месту их жительства следует стремиться обнаружить и изъять следующие предметы: договоры на предоставление услуг сотовой связи, SIM-карты, карточки экспресс-оплаты, пустые коробки от мобильных радиотелефонов, сами радиотелефоны (даже, если они не исправны или их комплектующие части). Все это может являться доказательством по уголовному делу.
Таким образом, следует учитывать то, что изучение биллинговой информации, касающейся соединений как криминальных конкурентов и потенциальных жертв преступлений, так и переговоров сотрудников правоохранительных органов, также может оказаться в поле зрения представителей преступных групп.
3. Рекомендации по использованию дополнительных возможностей операторов сотовой связи стандарта GSM при раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных группой лиц
Рассмотрим некоторые возможности использования биллинга при раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в соучастии, но не следует забывать о том, что при сборе и анализе сведений об использовании фигурантами мобильной сотовой связи основными принципами работы в процессе расследования являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, конспирация, соблюдение режима секретности.
Анализ совершенных преступлений показывает, что при их подготовке и совершении соучастниками активно используются мобильные средства связи. Для выявления лиц, причастных к совершению преступлений и использующих высоко технологичные средства мобильной связи, могут быть полезны следующие рекомендации:
1) получение через операторов компаний сотовой связи биллинговых данных о соединениях абонентов с привязкой к базовой станции и указанием индивидуальных идентификационных номеров;
2) выявление аналитическим путем абонентов сотовой связи, могущих быть причастными к совершению расследуемых преступлений;
3) по результатам проведенного анализа ориентирование оперативных подразделений на проведение действий с целью обнаружения и задержания лиц, причастных к совершению преступлений.
Частотно-территориальный план РЭС объектов связи позволяет установить географические координаты и место установки базовой станции.
Процесс получения биллинговых сведений о соединениях абонентов мобильной сотовой связи с указанием БС, их обработка и анализ выглядят следующим образом:
1/ По имеющейся информации о месте совершения преступления инициатор запрашивает номер базовой станции, обслуживающей эту территорию (для оформления соответствующего постановления и получения решения суда).
2/ Операторам сотовой связи направляется запрос о предоставлении биллинговых сведений о соединениях абонентов за определенный период времени с привязкой к базовой станции и указанием IMEI абонентов.
3/ Получаем биллинг в следующем виде: тип учетной записи, № телефона абонента А, набранная последовательность абонента Б, дата и время начала соединения, продолжительность, IMEI, данные базовой станции абонента А (в начале разговора), данные базовой станции абонента А (в конце разговора), данные базовой станции абонента Б (в начале разговора), данные базовой станции абонента А (в конце разговора).
4/ Поиск совпадений по месту и времени.
5/ Ориентирование оперативных подразделений на проведение действий в отношении выявленных абонентов, возможно причастных к совершению преступления.
В случае, если статистика была получена оперативными службами в рамках закона «Об ОРД», то есть необходимость получить указанную статистику в рамках УПК РФ, обратившись в суд с ходатайствам о разрешении контроля и записи телефонных переговоров. Для этого необходимо истребовать от сотрудников, осуществляющих оперативное сопровождение по делу, справку о результатах анализа статистики соединений интересующих лиц. Получив постановление суда, можно дать поручение органу дознания получить статистику у оператора сотовой связи. После получения статистики провести ее анализ и осмотр с составлением протокола, в котором необходимо отразить все интересующие следствие моменты.
Положительным примером проведения глубоко анализа статистики телефонных соединений может служить уголовное дело по факту убийства 3. с признаками заказа. В ходе первоначальных следственных действий было установлено, что за потерпевшим длительное время следили, в связи с чем было выдвинуто предположение, что преступники могли для переговоров между собой пользоваться мобильными телефонами. Сотрудниками УУР были проанализированы все звонки, совершенные в районе действия базовой станции, в секторе действия которой находилось место преступления. Кроме того, имелась оперативная информация, что преступление могли совершить жители других регионов страны, в частности Вологодской области. Был обработан огромный массив информации за шесть месяцев до совершения преступления. Параллельно с этим анализировалась статистика соединений В., заподозренного в организации преступления. При сопоставлении телефонных номеров было установлено, что В. несколько раз соединялся с номерами телефонов абонентов, которые несколько раз находились в районе действия сектора базовой станции, охватывающей место преступления. Данные телефоны принадлежали жителям г. Вологды. Получив статистику соединений указанных номеров телефонов были установлены IMEI телефонов, в которых использовались данные СИМ-карты, а также номера других СИМ-карты, используемых в данных телефонах. При получении и изучении статистики соединений других номеров было установлено, что абоненты, использующие данные СИМ-карты, постоянно находились в Вологде, но периодически приезжали в Архангельск, где находились в течение 10 дней, передвигались по городу. Было установлено, что абоненты находились в зонах действия базовых станций, охватывающих место преступления, а также заведения, которые посещал потерпевший. Изучив статистику, были установлены личности абонентов. Впоследствии они были задержаны, им предъявлено обвинение в совершении убийства по найму. Статистика соединений послужила одним из доказательств, изобличающих виновных в организации и совершении особо тяжкого преступления.
https://alexboz.pravorub.ru/personal/30734.htmlДобавлено позже:Статья посвящена разъяснению принципа работы сотовых телефонов в сети GSM. Приведены результаты эксперимента по определению реального местонахождения абонента. Наглядно продемонстрированы возможные ошибки по определению реального местонахождения абонента с использованием данных по биллингу, полученных от операторов сотовой связи в порядке ст. 186.1 УПК России.
https://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/radio_technical/770/https://forum.nag.ru/index.php?/topic/154616-opredelenie-mestopolozheniya-sotovogo-telefona/Например.
Анализ данных биллинга показывает, что телефон А.С. и И,С покинули кинотеатр «Победа» в 23:30 и без остановок добрались до дома И.С. в 23:55. Передвижение телефонов между сотами, относительно вышек сотовой связи прекратилось. Это как бы завуалированно и подтверждает нам «Квантум». Просто не говорит как именно это подтвердилось. ИМХО
Вернее присутствие И.С в районе своего дома. А вот потом ее телефон оказался выключен, и всё!
Ведь кроме слов и показаний А.С. есть еще и данные операторов сотовой связи. Я думаю, что так.