Вы совершенно правы. И маршрут похода 1957г значительно ближе к месту трагедии . "Березовская зачистка", в результате которой в Ханты-Мансийске 21.01.38 г. было расстреляно около 125 человек( в том числе и шестеро Анямовых) никак не противоречит возможной мести за нанесенную манси обиду во время похода 1957 на Чистоп, где жили Бахтияровы. Народность одна, легенды о зверствах коммунистов общие, а тут еще и свежий инцидент.
Добавлено позже:Кто из дятловцев мог так хорошо знать всех Анямовых? В особенности полное ФИО? Теоретически ребята к встрече готовились, записывали на 41 мансийские слова.. Опять же... кто там так хорошо знал мансийский язык?
Дятловцы уж точно не знали язык и Анямовых, так как в 1957 году были, по всей видимости, у Бахтияровых. Запись мансийских слова приходится на 41-й квартал.
Разговаривали с Огневым. Очень много он уже знает и с ним интересно, сейчас он рассказывает о пути нашем и вообще много такого. ... есть Валя, который хорошо играет на гитаре (многие играют) и про которого я шутя говорила, что он мне нравится. Сейчас большинство из ребят сидят здесь и поют песни под гитару, по случаю как они сегодня пока не работают. ... Узнаем некоторые мансийские слова у ребят.
Это дневник Л.Д.
Рядом с записью мансийских слов у Зины адрес Огнева, который, скорее всего, также надиктовывал словарик. Интересно, что он сообщил, где его постоянное место жительство (прописка)
Тюменская обл Березовской район пос. Няксимволь (соболиное плесо) Огневу Николай Григ.
(это по прямой почти 140 км до Вижая). Надо понимать, что Огнев поселился в Няксимволе не по свободному выбору, а жил там с рождения т.е. с 1931-32 года. И если внимательно посмотреть на его лицо и лица местных манси(
http://russia-paranormal.org/index.php?topic=5573.40 и в местной галерее пленка№6 кадр 14), то создается впечатление, что ежели Григорий Огнев и был славянином, то мать Николая была из местных. Разрез глаз у Огнева оч. мансийский.
Как минимум трое из расстрелянных 21.01.1938 г. были из этого же села (расположено в 460 км по прямой от места расстрела):
Абакумов Иван Петрович1890г., д. Егоршинская, ныне Сверд. обл. Фельдшер
с. Няксимволь, рыбаки-охотники Ворошилов Аркадий Николаевич. 1893 г. и Елесин Прокопий Иванович. 1892 г.
Вау! В Няксимволе оказывается родился и нынешний мэр Москвы! Его дед Николай Уланов1881г.р. в 1930-х годах был причислен к кулакам, в 1937 г. и сослан с семьёй на спец. поселение в с. Няксимволь. И хотя дед был оренбургским казаком, сам Собянин - родня манси
Добавлено позже:Репрессировали тогда так:
№ 86
Из спецзаписки начальника Чердынского районного отдела НКВД секретарю р\к ВКП(б) В.К. Бушманову
об антисоветской группе единоличников в д. Макарово Талавольского сельсовета 12 ноября 1935 г.
г. Чердынь Свердловской области
Произведенным негласным следствием по этой разработке и добытыми свидетельскими показаниями антисоветская деятельность, направленная против организации колхоза в указанной деревне группой АСЭ... установлена и подтверждается следующими данными:
Зимой в Великое говение 1936 г. по инициативе Митракова С. М., работающего членом Талавольского сельсовета, за несколько дней до общего собрания единоличников нашей д. Макарово было созвано подготовительное совещание в доме гр-на ГИЛЕВА С. Я. с участием в нем: МЕШУРОВЫХ А.Е. и И.Е., МЕШУРОВЫХ И.Д и Е. Д., присутствовал на нем и я; где указанный Митраков С.М. говорил: «На днях Талавольский сельсовет у нас в деревне будет проводить собрание единоличников по вопросу организации колхоза, а поэтому нам нужно договориться о том, чтобы нас не выдали те, кто хочет вступать в колхоз. Нам, собравшимся, нужно отбиваться от колхоза и не вступать в колхоз хотя бы еще год или два, и если настоятельно поставят вопрос об организации колхоза и будут опрашивать индивидуально каждого о том, кого записать в колхоз, говорите: буду записываться весной, а я вступлю осенью, когда расплачусь с государством».
В результате на этом совещании было решено дать только обещание, но в колхоз не записываться, и также было сделано и на созванном общем собрании единоличников в марте месяце 1935 года, в колхоз вступить только пообещались, но записываться никто не записывался. […]**
С целью воспрепятствовать организации колхоза в нашей д. Макарово созывалось общее собрание единоличников по инициативе МИТРАКОВА и кампании в апреле месяце 1935 г., где Митраков С.М., как член Талавольского сельсовета, доказал единоличникам необходимость избрания делегата и посылки его в Чердынь с целью хлопотать для единоличного сектора отдельный участок земли, который, якобы, по словам Садофия, «хотя и организуется колхоз в нашей деревне, все же от него колхозу отрезать землю не будут».
Летом 1935 г, на религиозный праздник Ильин день, я шел вместе с МЕШУРОВЫМ И.Д. к его брату Ефиму и по дороге Иван Дементьевич, мне говорил: «дождемся и мы хорошей жизни, и на нашей улице будет праздник, тогда уж мы покажем колхозникам». Антисоветская деятельность указанной группы лиц, враждебно настроенной против Сов. власти, проводилась систематически. […]
МЕРОПРИЯТИЯ: По этому делу нами привлекаются по ст. 58-10 УК 6 человек: МЕШУРОВ Антон Егорович, МЕШУРОВ Исаак Егорович, МЕШУРОВА Ирина Егоровна, МЕШУРОВ Иван Дементьевич, МЕШУРОВ Ефим Дементьевич, МИТРАКОВ Садофий Михайлович.
Н. Чердынского РО НКВД Наумов ГОПАПО. Ф. 849. Оп. 1. Д. 474. Л. 14–17. Подлинник. Машинопись.
А жили тогда так (в том числе и манси)
ДОРОГОЙ ВОЖДЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ НАШЕЙ ПАРТИИ тов. СТАЛИН
Я хочу рассказать о плохой жизни колхозного крестьянства Свердловской области Чердынского района.
Я колхозник с 1931 г., но мои условия и всех других колхозников плохие. Колхозники живут и питаются очень плохо. Им нет отдыха от работы, т.е. летом работают на полях, лугах, зимой, наверняка, по окончанию уборочной едут в лес и там живут до самой весны не выезжая (расстояние до места выработки леса 60–70 км.).
Результаты от урожая плохие, т.е. не приходится на 1 трудодень по 1 килогр[амму]. Весь хлеб сдают, потому что большие обложения на сдачу хлеба, и почва у нас плохая (песок и глина). Колхозники ходят оборванные, в лаптях, не имеют переменного белья.
При урочной работе в лесу зарабатывают помалу. Культуры никакой нет в колхозах, кроме школы, которую бросают не оканчивая. С 10–12 лет идут на работу в колхоз, потому что нечем питаться (дают хлеб на работающего). Нет обуви, одежды, вообще нет средств для учебы, кроме служащих и детей учителей, которые ходят хорошо одетыми, сытые и кончают школу.
В деревнях не бывает кино (1 раз в зиму, так и то хорошо, а когда не бывает и совсем). «Служащие живут хорошо, а колхозники плохо», – вот какое мнение колхозников нашего села Бондюг. «Они одеты и сыты за счет нас, колхозников». Машин у нас совсем нет, как-то: тракторов, комбайнов и т.д. Есть автомобиль, но он стоит, т.к. плохие дороги (грязные, снег). Я тоже не кончил школу-семилетку из-за плохой жизни, 5 дней тому назад, и сейчас хожу работать (возить сено для скота и др. работы). Меня посылали в лес, когда я еще был со школьной скамьи, но я отказался из-за неимения обуви и одежды, и молодости (15 лет).
Колхозники ругают Советскую власть, а также и Вас, но партия и комсомол не ведут разъяснительную работу. Я не знал, что есть такие мнения, но когда стал работать вместе с колхозниками, узнал. Я думаю, что Вы, дорогой вождь нашей партии, устроите положение колхозников. Еще хочу написать и о том, что спецпереселенцы живут лучше колхозников, и дети находятся в детских домах, живут лучше детей колхозников.
В г. Чердынь есть техникум (педагогический), где учится мой товарищ и говорит, что студенты также находятся в плохих условиях, им нет помощи из дому от родителей-колхозников, потому что нечем помогать, нет хлеба, и стипендия 40 руб.. Он хочет бросить учиться, а бежать хочет по низу по Каме, т.к. говорят, что лучше там живут и не в такой кабале. У нас есть корова, молока сдаем все время и сами не едим, а если не сдавать, отбирают коров, так же с овцами и курами. Свиней велят сдавать государству, и мы не видим ни мяса, ни молока, ни яиц, даже картофель и того не хватает на год.
Колхозники просят мануфактуры, обуви, одежду, снижение хлебосдачи, молока и яиц, шерсти и мяса, культуры и машин. С моей стороны: устроить положение с детьми колхозников, о школе и др. дет[ских] орг[анизациях].
Жду результатов в этом или следующем месяце. Колхозник ЯКУШЕВ
ГОПАПО. Ф. 849. Оп. 1. Д. 547. Л. 82. Копия. Машинопись.
Из докладной записки секретаря Суксунской р\о ВКП(б) Н.П. Титова Свердловскому обкому партии о продовольственном положении в колхозах района (март 1937 г.) Секретно
В связи с недородом 1936 г экономика отдельных колхозов в районе исключительно тяжелая, а особенно плохо с продовольствием. […] Они не имеют ни продовольствия, ни средств для авансирования колхозников на покупку хлеба. […] За последнее время имеют место несколько случаев голодных отеков. […] Просим обком партии отпустить нашему району продовольственную ссуду хотя бы в размере полутора тыс. центнеров.
Добавлено позже:А вот так на голодных людей реагировала власть
Шифрованная телеграмма ЦК ВКП(б) в ЦК национальных компартий, крайкомам и обкомам ВКП(б) об организации показательных процессов над «врагами народа» 3 августа 1937 г. г. Москва
За последнее время в краях, областях и республиках вскрыта вредительская работа врагов народа в области сельского хозяйства, направленная на подрыв хозяйства колхозов и на провоцирование колхозников на недовольство против Советской власти путем целой системы издевок и глумлений над ними.
ЦК считает существенным недостатком руководства в деле разгрома вредителей в сельском хозяйстве тот факт, что ликвидация вредителей проводится закрытым порядком по линии органов НКВД, а колхозники не мобилизуются на борьбу с вредительством и его носителями.
Считая совершенно необходимой политическую мобилизацию колхозников вокруг работы, проводящейся по разгрому врагов народа в сельском хозяйстве, ЦК ВКП(б) обязывает обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий организовать в каждой области по районам 2–3 открытых показательных процесса над врагами народа – вредителями сельского хозяйства, пробравшимися в районные партийные, советские и земельные органы (работники МТС, райЗО, предРИКа, секретари РК и т.п.), широко осветив ход судебных процессов в местной печати.
Секретарь ЦК ВКП(б) Сталин
Разве такое народ (и манси) может забыть всего за 20 лет?
А вот это «Служащие живут хорошо, а колхозники плохо», – вот какое мнение колхозников нашего села Бондюг. «Они одеты и сыты за счет нас, колхозников». называется социальным напряжением. В 50-60-хх на фоне этого напряжения отмечался значительный рост молодежной преступности. Чтобы его остановить в 1964 году смертную казнь распространили на несовершеннолетних.