Мне видится общение мансийского шамана с богами вполне "живым", а ответы на вопросы вполне "творческими". Ну допустим шаман был из рода, который пострадал от репрессий, был недоволен властью, а тут ещё (по версии Ветра) копытка ли, могилу или лабаз ли задели/посмотрели, какие-то ещё беды на местных свалились... Идёт шаман (аналогично христианскому праведнику, идущему за советом к батюшке) на прямое и "живое общение" с богами, предками... А они ему в трансе отвечают: "надобно нам жертву из тех, кто проходил там..." и видит шаман в образах, приходящих ему в таком "общении": "связанная русоволосая дева" и т.д. Есть же исследования трансперсональных опытов, в т.ч. у С.Грофа и то, что Гроф рисовал после таких опытов "связанные", приносимые в жертву "священным животным", кое-что очень пересекается с сибирским шаманизмом. По какой причине, не важно, и реальны ли эти боги или нет, тоже не важно. Важно понять, что подобные видения в изменённых, трансперсональных, состояниях универсальны, а значит там не такие уж и "добрые боги", которые говорят "советского студента возлюби, как себя самого", а довольно-таки "недобрые наказы". Учитывая ещё индивидуальное, личное восприятие шаманом происходящего. И вот тут можно искать аналогии (универсальные, необязательно локальные) в действиях религиозного плана: от массового самоубийства(убийства?) в Джонстауне по деятельность Кашпировского, от кровавых жертв индейским "грибным богам" по кровавые жертвы (даже!) тем или иным великим идеологиям прошлого века (гулаги, концлагеря - это тоже своего рода жертвы во благо великой (хоть и не совсем религиозной) цели). Поэтому психологический контекст вполне позволяет шаману быть нехорошим парнем в понимании тех, кто сопереживает с жертвами, но вполне "хорошим" в понимании местных богов. (И тут подчёркиваю: шаман шаману рознь! Один может и злой, и боги у него в трансперсонале злее... А остальные шаманы милые вполне люди!)
Добавлено позже:Грибы или не грибы, но шаман входит в иное состояние, где ему "боги" сообщают, что делать, как быть и тд. Вот два верхних фото это картины Станислава Грофа, которые он нарисовал входя в состояние подобное "мирам шамана"... Гриб это одна из примитивных неконтролируемых техник. Но есть и другие, где шаману так же могут показать так:
. И очень важно понять, что шаман не обязан быть добрым и хлебосолить студентам УПИ. Шаману может не понравиться, что кто-то бродит меж деревьев по тропе к богам. Здесь важно понимать, что один шаман не все местные (они могут вполне любить ближнего и дальнего, и весь народ не отвечает за одного (допустим) шамана с "подельниками").
В форме комикса расскажу сюжет: И вот идёт такой шаман
и сообщает своим (утрирую), что боги возродят былое и всё будет "супер"
, если сделаем так и так по нашим "канонам"... И ребята верят шаману:
:
А теперь остаётся показать следы ритуала на телах жертв и в месте проведения ритуала. Не стоит оставаться на уровне мотивов и права шаманом принести в жертву богам студентов. Шаман имел на это право (гипотетически данное ему богами) и мог с подельниками это сделать (тк шаман тоже человек, а любой человек может гипотетически убить).