Стимулом для размышлений о гении и его характере стало для Кончаловского четверостишие, которым Микеланджело ответил на похвалу своей работы от друга.
Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,
забыть позор, утрату за утратой…
Не видеть и не ведать – вот отрада!
Утихни! Не буди! Дай сном забыться.
Андрей Кончаловский
"Когда я впервые прочитал знаменитое четверостишие Микеланджело в ответ на стихотворение Джованни ди Карло Строцци, восхваляющее его скульптуру «Ночь», меня заинтересовал призыв к молчанию как противоядие от боли и стыда. Меня удивило, что Микеланджело может иметь такой взгляд на жизнь, и я хотел узнать о нем больше, чтобы начать понимать его. Я начал жадно читать книги на эту тему, а также письма и стихи Микеланджело, которые, как мне кажется, открыли мне личность художника."
Именно личность Микеланджело и занимала Кончаловского в первую очередь. По словам режиссера, фильм о том, как художник рисует, а музыкант сочиняет музыку, был бы скучен. Он же намеревался показать, что гениальный творец в первую очередь является обычным человеком, которого обуревают страсти и сомнения. Название картины отсылает к непростому характеру Микеланджело, который стал причиной многих его проблем и явно контрастировал с возвышенным и чистым искусством, которое он создавал.