* Вуджöр
В коми зырянском языке слово Вуджöр ( в последующем - В.) имеет несколько значений: физическая тень человека, любое изображение человека как символическое воплощение реальной тени или "след" от человека, а так же достаточно обширный круг предметов, которые наделяются в традиционных представлениях свойствами оберега от воздействия нечистой силы. Следует подчеркнуть, что в к.-з. языке четко различаются такие понятия как гож сай, шондi сай "затененное от солнца место, тень от большого предмета" и В., морт В. "тень, силуэт человека".
В печ. и вв. диалектах к.-з. языка глаголом вуджерасьны, вуджрасьны букв. "мелькать, мельтешить, двигаться как тень" обозначаются действия колдунов или нечистой силы, направленные на порчу человека и домашних животных. Слово В. является так же составной частью к.-з. выражений, которыми традиционно обозначают явления, неотступно преследующие человека, например: В.-вöт "тень-сон". В контексте одного из вариантов святочных гаданий у ижемских и печорских к.-з. В.-ом будушего жениха девушки называют фигурный след, который остается в устье печи или на столе от листа сгоревшей бумаги. Некоторые приемы любовной магии основаны на воздействии непосредственно на физическую тень, либо на следы человека, которые так же считаются его В.
В поверьях коми наличие физической тени рассматривается как один из маркеров посюсторонности. Считается, например, что лешего или Омöля, обратившихся в человека, можно узнать в солнечный день по отсутствию у них тени. Согласно этиологическим мифам к.-з. Омöль был сотворен разгневанным Еном из собственной тени, которая неотступно преследовала его. Таким образом в мифологических представлениях к.-з. различные ипостаси нечистой силы, творцом которой выступил впоследствии Омöль, генетически связываются с потусторонним "миром теней". Показателен в этой связи к.-з. фразеологизм весиг В. абу "даже тени нет", которым характеризуется состояние небытия или полного отсутствия ч.-либо. По поверьям коми, наличие физической тени отличает человека от нечистой силы, а, следовательно, и оберегает его от возможного вредоносного воздействия со стороны представителей иного мира.
А.С. Сидоров отмечает, что В. человека в традиционных представлениях коми осмысляется одновременно и как "часть самого человека", неразрывно связанная с ним, и как субстанция, которая может быть отделена от человека, как часть тела (волосы, ногти и выделения), как одежда, как изображение или отражение человека. Исследователь подчеркивает очевидную связь представлений о В. как тени человека с представлениями коми о душе. Интересны в этой связи поверья коми о фотографиях. В прошлом и начале нынешнего веков целым рядом исследователей в среде к.-з. было зафиксировано резко отрицательное отношение к фотографированию человека. Такое негативное отношение мотивировалось представлениями о том, что при фотографировании В. может отделится от человека и это неминуемо приведет к его гибели. По этой же причине современные коми охотники, как правило, запрещают фотографировать своих собак, "чтобы они преждевременно не утратили свои способности и не погибли неестественной смертью". До настоящего времени для сельских коми остается характерным негативное отношение и к фотографированию тела покойного, поскольку в традиционных представлениях любое отражение умершего рассматривается как вероятная угроза для живых. У печ. к.-з. говорят: "если умерший оставит в доме свой син В. "тень глаз", то вскоре кто-либо умрет". Согласно поверьям, распространенным у современных к.-з. повсеместно, воздействуя на фотографию, как на В. живого человека, можно наслать на него порчу: для этого необходимо замазать фотографию глиной в устье печи ("жизнь человека будет истлевать так же как его фотография"), либо на похоронах незаметно подбросить фотографию живого человека в могилу, приготовленную для умершего. Отметим, что в традиционной поминальной обрядности у современных к.-з. фотография умершего, как В. и зримое воплощение его души, рассматривается родственниками и близкими в качестве одного из возможных каналов связи с потусторонним миром. Считается, например, что по изменяющемуся выражению лица на фотографии умершего можно легко узнать о расположении души усопшего к живым, о её состоянии и нынешнем месте пребывания. Предполагается, что после смерти человека его В. (в данном случае в образе фотографии) может лишь некоторое время вести независимое существование от тела. Но при этом подчеркивается, что фотографии умерших особенно быстро бледнеют и тускнеют. Очевидно, что традиционные поверья о фотографии, как В. человека, смыкаются с представлениями об Орте (душе-двойнике) человека. Об этом свидетельствует и параллелизм некоторых к.-з. фразеологизмов: о худом, хилом человеке со слабым здоровьем могут сказать - орт бедь кодь "как посох орта", В. кодь "словно тень" или куш В.-ыс нин кольöма "только тень уже осталась".
В коми языке понятием В., обозначающим физическую тень человека, объединяется и целый ряд традиционных оберегов человека и его жилища от действия нечистой силы, порчи и болезней. Так, например, при строительстве дома на месте предполагаемых окон и дверей ставят В. из двух перекрещенных палочек, чтобы нечистая сила не смогла проникнуть в новый дом. Когда в доме открывают окна, между рамами укладывают такой же В. Для защиты внутреннего пространства дома от колдунов над входной дверью ставят в качестве В. перевернутые икону или металлический крест, прячут в сенях высушенные челюсти щуки, вешают на стене у входа в дом веточки можжевельника и рябины, втыкают в порог или дверной косяк нож, топор или шило, а под порог укладывают точильный брусок. От порчи воды и продуктов - две сосновые палочки, поставленные крест на крест (или одна палочка поперек) на посуду. Считается, что девушку предохраняет от колдовства иголка без ушка, воткнутая в подол сарафана или прикрепленная с внутренней стороны лифа сарафана. Будущая мать в качестве В. носит вместо пояса рыболовную сеть или тесемку от кальсон супруга. Женским В. так же считаются скатерть и хлеб, как претерпевшие многие страдания при своем "рождении". Для оберега младенца в колыбель кладут спички или ножницы, а на ночь закрывают ребенка подолом сарафана. В качестве В., защищающего ребенка от сглаза используется и соль, которой посыпают ему макушку. Для молодой матери лучшим В. считается частичка плаценты, зашитая в тряпочку и носимая на шее вместе с нательным крестом (вв.). Для предупреждения дурного сна в подушку втыкали как В. иголку без ушка, под подушку укладывали нож или зеркальце и ложились спать с поясом, повязанным по голому телу. Керчемские охотники носили на ремне в качестве В. второй нож. Посеместно у коми эффективными В. считаются режущие металлические инструменты. Ижемские оленеводы и сегодня носят за спиной на поясе медвежий клык (или два клыка) как В. от хищных зверей и болезней. У коми старообрядцев на Печоре В. называют перекладину из кедра, устанавливаемую в гроб над грудью покойного перед его опусканием в могилу. У сыс. и вв. к.-з. на свежевырытую могилу ставят В. из перекрещенных досок, либо оставляют в яме лопату, чтобы до начала похорон "нечисть не смогла занять место". У печ. к.-з. говорят: "В. - это как нательный крест - защита от бесов и нечисти. Поставить В. - это значит освятить. Бог с Иванова дня до дня Ильи тоже ставит В. на все реки и озера, освящает воду, поэтому в эти дни и можно купаться, а в другие нельзя - бес в воду может утащить".
По данным В.П. Налимова и А.С. Сидорова, у к.-з. считалось, что в качестве В. от порчи и болезни может выступить часть тела, физическая тень или имя другого человека (тезки). Так, например, у выч. к.-з. лучшим В. от нечисти для женщины в период сна считалась положенная на нее рука супруга. О вдове у к.-з. говорят: вевт ни вуджöр кольны "ни крыши, ни тени - остаться". Для малолетних детей и сегодня лучшим убежищем от посторонних взглядов считается укрытие в тени подола женского сарафана. Ср. в к.-з. сказке "Господин Иван Сарафанчиков" старый красный сарафан матери служит богатырю плащом, шатром, латами и спасает от смерти. Для снятия порчи и сглаза старались пригласить человека, носящего имя больного человека.
В традиционных представлениях к. В. человека от порчи выступает повседневная одежда в целом и отдельные её элементы (Паськöм). Причем, эффективными оберегами считаются не только элеметы одежды, непосредственно опоясывающие тело человека (как, например, вязанные, тканые и плетенные пояса; головной платок; различные повязки из немытой овечьей шерсти, из лыка и бересты; подол рубахи и т.д.), но и, в частности, стельки обуви. Не случайно, при подготовке свадебного наряда особое внимание обращается на наличие подстилки в обуви у новобрачных. Считается так же, что заблудившийся в лесу может легко найти дорогу домой перевернув наооборот стельки в своей обуви. У к.-з. говорят, что одежда, носимая человеком, так же неразрывно связана с ним как и его физическая тень. Поэтому одежда, наряду с физической тенью и следами человека, рассматривается и как наиболее доступное средство для нанесения порчи на её владельца. О человеке, желающем зла другому, у к.-з. говорят: петан да кок туйтö кералö букв. "выйдешь, так следы твои рубит". Считается, что преднамеренная порча чьей-либо одежды, так же, как нанесение физического вреда реальной тени человека, неминуемо приведет к тяжелой его болезни. Отмеченные представления наглядно представлены в поверье коми о том, что еретника невозможно погубить воздействуя непосредственно на его тело. Считается, что погубить колдуна можно лишь разрезав его нательный пояс (как главный В. колдуна), проткнув следы от его ног, либо разрубив топором физическую тень колдуна.
Одним из главных В. человека, наряду с поясом (вöнь), считался нательный крест (перна). По традиции к.-з., человек лишь накануне ухода в мир иной можно без опасения расстаться со своим главным В., передав его кому-либо из близких родственников "на помин своей души после смерти", наряду с другими своими вещами и одеждой. Примечательно, что люди, получившие вещи "на помин души", некоторыми из них не пользовались, а хранили как память о человеке. Так, например, нательный крест умершего хранили вместе с другими традиционными оберегами в красном углу за иконами.
Лит.: Заварин 1870, Налимов 1908, Налимов 1925, Cидоров 1928, Шарапов 1997б, ПМА. ПМ ОУ.