Вброшу, пожалуй. Но искренне.
Терпеть не могу кинематограф СССР в целом. Повторюсь, в целом. Но очень люблю и даже обожаю в частностях. Не могу говорить о деталях, но в общем картина такая: либо у нас все замечательно, либо у нас любовь, либо мы победили несмотря ни на что. Все. Это три доминирующие линии кинематографа того времени. Но так как прыщ со временем назрел (или злобные пиндосы все испортили, хз) и рванул - полезли другие направления, никак не связанные с этими тремя доминирующими направлениями. В кинематографе сначала появилось "новое кино" с "новыми русскими", потом конкретный закос под боевики Голливуда, потом полезли сериалы про бабло и несчастную любовь и прочее... Но я отвлекся. Если говорить о кино СССР, то режиссеры все равно всячески пытались обойти систему и цензуру. И если у них это получалось, то фильм становился шедевральным. Например, навскидку, в фильме "Афоня" явно просматривается сатира на тогдашний существующий строй. Но ее просто не узрели, поэтому фильм выпустили в прокат.
Вы во многом правы.
Но если вынести за скобки чисто Идеологические поделки, советский кинематограф был явлением нещаурядным. Эйзенштейн дал новые формы и идеи (монтажный принцип), которым пользуется весь мир. Огромное количество фильмов имело мировое признание. Пару напомню: Летят журавли Золотая пальмовая ветвь, плюс, вошедшая в классику мирового кино операторская работа, Москва слезам не верит - Оскар (который тогда у нас в грош не ставили и правильно делали). На мой взгляд, к нашим лучшим режиссёра теория Трюффо и Сарреса (авторское кино) применима на 100%.
Актёрская школа, с которой далеко не все могли встать вровень.
И, да, мы хорошее быстро растеряли ещё в период "кооперативного кино". Ну, а сейчас тотальное подражание Голливуду, который устроен совсем по другим принципам. Как мне кажется пока, эти принципы настолько вне нашей ментальности, что получается жуткая карикатура на Голливуд. Может быть, я слишком радикальна.
Артхаус отдельный разговор. По этой части ценные вещи появляются.