С тем названием, что сейчас , нам еще как то удается закосить под дураков, а с вашим вариантом на нас доносы будут строчиться со скоростью света. Вон уже требуют моей крови стабильно раз в месяц.
Ритуал, однако... стереотипно повторяемое действие.
НифНафНуф,
Добавлено позже:Давайте поговорим о ритуале как о ритуале. Что Вы вкладываете в это понятие? Например, японская чайная церемония -посмотрите, всё отточено по фен-шую... это есть ритуал.Это когда люди следуют определённым правилам, иначе теряется смысл. Манси не совершали человеческих жертвоприношений как ритуальное действо, не зафиксировано. Кызым и типа геологичка это просто убийства ради убийства. И это всё на данный момент.
Но! Я писал про борьбу! Группа боролась , кулаки дятловцев разбиты, ножи есть. Для "оленеводов" это был риск. Когда приносят в жертву оленя, от животинки не ждут сопротивления, он один и беспомощен-вот вам ритуал , чётко по правилам. В отношении людей такое не прокатит.
Наверное не стоило задавать мне этот вопрос, поскольку отвечать на него мне придется профессионально)). Поэтому заранее приношу свои извинения за терминологический аппарат и общую логику рассуждений. Давайте начнем с того, что ритуал – это понятие, которое имеет массу самых различных определений, которые разнятся и глубиной их осмысления и степенью проработки в контексте культуры. В настоящий момент и по отношению к настоящему случаю лучше всего использовать определение Я.В. Чеснова (Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Chesn/02.php )
«Различение понятий ритуала и обряда, которое проводится в научной литературе, довольно условно.
Под ритуалом в широком смысле этого термина принято понимать стереотипизированные формы поведения.» (С.51) , поясняет он свою позицию следующими рассуждениями : «Ритуалом человек кладет пределы эгоизму как на индивидуальном, так и на социальном уровне… Ритуал — наиболее герменевтичный процесс,
весь построенный на взаимных переходах целостного и частного, всеобщего и единичного.» (С.52);
«Герменевтика ритуала соединяет трансперсональное (внеличностное) пространство с условием и статусом личности. В общественных ритуалах это очевидно.» (С.52)
«Итак, ритуал делает человеческим средством саму природную витальность людей. Теперь мы можем сказать, используя аристотелевское понятие, что ритуал — это энтелехия жизни.» (С.52)
(где «Энтелехия» – внутренняя сила, побуждение, внутренний потенциал, который движет событиями)
Данное определение на сегодняшний момент наиболее современно, продуктивно в плане его применения в исследованиях.
Если коротенечко развить эту мысль, то становится ясно, что Ритуал – это стереотип социального поведения, который ставит своей целью связать пространство личности его производящего или участвующего в ритуале с неким пространством жизни социума, культурными нормами, традициями, самим пространством жизни. Именно его проведение, поддержание в стабильном статусе дает возможность идентификации личности на уровне культуры, то есть ритуал приобщает человека к обществу, общественной самоидетификации, дает возможность осуществить себя частью конкретной культуры.
Если говорить по отношению к ТГД, то тут в «ритуальном» плане все очень понятно и легко объяснимо. Разрозненный мир охотников-манси чувствует свое единство только благодаря процедурам самоидентификации в процессе ритуала, то есть стереотипизированных действий/ форм поведения. Вне них он просто индивидум. Ритуал призван спасти и поддержать единство народа, а какое еще единство может быть у первобытных охотников кроме синкретично-религиозного? Отсюда и ритуальные действия сакрально освященные и религиозно направленные. Самоидентификация как процесс участия в коллективном сакральном действии, почитании святынь и их сохранении, сбережении. Соответственно, если имеет место свершиться святотатство (как предположение), то стереотип обрядового действия будет извлечен из области архаики, когда он был обычен, освящен традицией и может быть воспроизведен на уровне ритуала, то есть стереотипически повторяемых действий.
Естественно, дятловцы как субьекты, то есть участники ритуала, в нем не участвовали. Участвовали только как объекты, то есть лишенные свободы действия, фактически сведенные до состояния оленя или лошади.