Арктическая истерия (эмерик, меряченье) – наименование специфического психофизиологического состояния, с медицинской точки зрения относящегося сразу к двум группам «душевных недугов» - к культурно обусловленным психопатологиям и к географически обусловленным психопатологиям. Второе, пожалуй, точнее – действительно, ареал распространения арктической истерии (будем далее писать «АИ») ограничен с юга Полярным кругом.
Говоря вообще, к этим двум группам принадлежит довольно большое число патологических состояний (например, филиппинский амок или среднерусское кликушество), из которых некоторые – так же, как и АИ, - прямо связаны с магической традицией.
АИ замыкает специфический «круг» косвенно взаимосвязанных пароксоидальных состояний, которые и с медицинской, и с магической точек зрения стоит изучать совокупно:
- шаманский транс
- боевой транс берсерка
- эпилептический приступ
- арктическая истерия
Чем связаны эти четыре явления?
Прежде всего – феноменологией:
1) Во всех четырех случаях человек находится в измененном состоянии сознания, часто сопровождаемом синдромом СПС (сумеречное помрачение сознания) и амнезией (как правило – ретроградной и антероградной одновременно).
2) Во всех четырех случаях присутствует резкое увеличение физических возможностей человека. Для боевого транса – это одна из важнейших характеристик. Для АИ – описан целый ряд случаев, когда несколько взрослых мужчин не могли силой удержать одного человека (даже подростка), вошедшего в состояние «мерячки»; или, наоборот, – когда изможденные болезнью или старостью вставали и обретали силы молодого мужчины. (Более того, в некоторых случаях авторами наблюдений указывается, что человек в состоянии АИ становится мало уязвим для холодного оружия – а это прямая аналогия с трансом берсерка.) Для эпилепсии и шаманского транса данная характеристика второстепенна и, тем не менее, - присутствует и четко выражена.
3) Все четыре явления избирательны и «консервативны» по отношению к человеку: нельзя быть «немножко» берсерком, шаманом или эпилептиком. Это – дискретная характеристика человека, либо – да, либо – нет; причем, если «да» - то на всю жизнь. То же самое верно и в отношении АИ – есть люди, подверженные ей, и люди, для которых состояние АИ невозможно. Впрочем, исключения, разумеется, бывают – в предельно экстремальных ситуациях; однако, и в этом все четыре феномена сходны.
Во-вторых, четыре этих состояния ассоциируются со сходными объективными физиологическими изменениями (при вхождении в состояние):
1) Изменение соотношения амплитуд электромагнитных ритмов мозга.
2) Резкое изменение церебральной гемодинамики.
3) Общие отклонения от нормы в составе крови.
В-третьих, в Традиции все четыре состояния попросту считались магическими..
Действительно, имеет смысл предполагать, что в основе этих четырех явлений, в «базисе» этих четырех пароксоидальных состояний находятся если не одни и те же, то очень схожие механизмы, по-разному используемые сознательно, или по-разному проявляющие себя в случае спонтанного запуска.
Феноменология
На самом деле, явление, которое мы называем здесь арктической истерией, очень многообразно. Именно с этим, в том числе, связано то, что до сих пор не существует полностью корректного определения этого феномена.
Я сделаю ниже попытку предложить собственное определение (даже два – медицинское и магическое), но прежде считаю необходимым подробно рассмотреть все аспекты явления – и их взаимосвязь.
На настоящий момент я выделяю шесть таких аспектов:
А. Изменение состояния сознания и связанные с этим эффекты (например, сумеречное помрачение сознания и амнезия).
B. Голосовая активность – явление во многих случаях гораздо более сложное, чем просто «дикое пение и крик».
C. «Эхо-эффект» – неконтролируемое подражание словам и действиям окружающих лиц (мед. эхолалия и эхопраксия).
D. «Эффект Зова» – непреодолимая и реализуемая любой ценой (в том числе – ценой жизни) потребность двигаться в конкретном направлении (как правило – на север, к Полярной звезде; реже – по замкнутому кругу).
E. Избирательная управляемость пораженного.
F. Возможность массового поражения: ориентировочно 20-30% случаев представляют собой одновременное вхождение в состояние АИ группы людей – от нескольких человек до больших коллективов (деревня, промысловая артель и т.п.).
Теперь – подробнее.
А. Изменение состояния сознания
Наступление ИСС является обязательным фактором арктической истерии. Иногда вхождение в ИСС может происходить за некоторое время до собственно приступа АИ – такое состояние аналогично, вероятно, состоянию «ауры», часто предваряющему эпилептический припадок. В других случаях ИСС наступает «скачком», и человек из обыденного состояния переходит непосредственно в состояние АИ.
Вот как описывает состояние женщины-якутки в приступе меряченья С.И.Мицкевич в упоминавшейся уже работе «Мэнерик и ээмириченье»:
Сознание делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации: больная видит черта, страшного человека или что-нибудь подобное; начинает кричать, петь, ритмично биться головой об стену или мотать ею из стороны в сторону, рвать на себе волосы.
В абсолютном большинстве случаев ИСС «общего характера» быстро или постепенно переходит в сумеречное помрачение сознания, в котором и протекает основная фаза АИ.
Выход из состояния АИ может происходить двумя путями. Первый – подобен мягкой посадке: постепенное снижение интенсивности приступа, выход из СПС и постепенное возвращение в обыденное состояние, хотя и отяжеленное общим утомлением, «разбитостью», размытостью мыслей и т.д. Второй путь – эскалационный: интенсивность приступа нарастает до тех пор, пока организм человека не отказывается поддерживать сознание; такой путь завершается каталептическим состоянием или обмороком, т.е. состоянием, сходным с состоянием после эпилептического припадка. Вот как описывает такой вариант В.И.Анучин [В.И.Анучин. Причины вымирания населения в северной Сибири // Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву (к 40-летию профессорской деятельности). Л., 1926]:
По моей просьбе, несколько раз меряков не уводили — и каждый из подобных опытов неизменно кончался тем, что у больного речь переходила в бормотание, клубы пены шли изо рта, конечности судорожно подергивались, глаза становились остекленелыми, и, наконец, он в бесчувствии падал на пол. Обморочное состояние в 16 наблюдаемых случаях длилось от 20 минут до 11/2 часов.
Как уже упоминалось, случаи АИ очень часто сопровождаются амнезией – как минимум антероградной, но, как правило, антероградной и ретроградной одновременно (при выходе через эскалацию амнезия неизбежна). Интересно, что психолого-неврологические последствия АИ могут продолжаться очень долго – до месяца и более.
B. Голосовая активность
«Голосовое сопровождение» – крики, дикое пение и т.д. – не является обязательным для состояния АИ, но присутствует довольно часто, принимая весьма разные формы – от бессознательных экстатических выкриков или воя до выглядящих вполне осмысленными монологов или пения.
Вот характерный пример описания данного эффекта при АИ (П.Рябков, 1887):
…Подпрыгивания становились так часты и сильны, старуха так грузно падала на сиденье, что можно было опасаться, что она расшибется; руки еще судорожнее хватались за грудь, из которой теперь беспрерывно вырывались целым потоком слова, вскрикиванья и всхлипыванья; временами казалось, она совсем задыхается; но вот она изо всей силы хватила кулаком об стену и с каким-то не то плачем, не то с диким хохотом пустилась в пляс по юрте, продолжая хохотать и стремительно произносить какую-то речь. Слова следовали со страшной быстротой, так что трудно было следить за мыслью. По временам она ржала, кукарекала или клекотал: клё-клё-клё, но ни на минуту не переставала, то понижая, то повышая голос, произносить слова, фразы […] Пляска эта продолжалась не менее получаса, и во все это время больная ни разу не упала, не задела за окружающие предметы, хотя в юрте было тесно и людно…
Вообще, о связанных с АИ голосовых манифестациях упоминают практически все исследователи, наблюдавшие данный феномен (хотя, повторюсь, такие манифестации не являются обязательными).
В.Серошевский:
Больной воет, кричит, причитает, рассказывает небылицы, причём часто его ломает, сводит, бросает из угла в угол, пока, истощившись, он не уснёт.
В.Йохельсон:
Такое состояние [фаза входа в АИ; см. выше – А.П.] может продолжаться в течение дня или нескольких дней. Внезапно больной становится похожим на дикаря и в возбуждённом состоянии начинает петь, сначала спокойно, затем всё громче, размахивая руками и трясясь телом.
Голосовые манифестации при АИ могут восприниматься как «автоматические» и абсолютно бессмысленные проявления, подобные непроизвольным восклицаниям при неожиданной боли или испуге, – и многими авторами, увы, они и расцениваются именно так, или – как действия шизофренического характера, в любом случае не заслуживающие особого внимания. На самом же деле такой подход абсолютно ошибочен.
Прежде всего, необходимо отметить, что сами народы – носители традиционной культуры очень четко различают АИ и собственно сумасшествие, каковое современный врач мог бы определить как шизофрению; это следует уже хотя бы из того, что для обозначения этих состояний традиционные культуры используют разные термины. (Так, например, у якутов слово мäнäрик обозначает АИ и человека в состоянии АИ, но никогда не используется для определения сумасшедшего – для этого есть слово ирбит.) Соответственно, и голосовые манифестации при АИ имеют иную природу, чем при той же шизофрении.
Как справедливо отмечает в одной из своих работ замечательный этнограф и специалист по традиционному пению Э.Алекеев, «подтверждением укоренённости пения при пограничных психических состояниях и осознания этой его роли в культуре служат принятые народом названия соответствующих песен, т.е. выделение их в качестве традиционных жанров» [Э.Алексеев. Пение при культурно-специфичных психических расстройствах у народов сибирского Севера. В кн.: Миф, символ, ритуал. Народы Сибири. М., 2008].
Действительно:
• у якутов: мэнэрик ырыата — песни, которые поют люди в состоянии АИ;
• у юкагиров: шáрмориэл – форма пения при АИ;
• у эвенков: хаудьан – то же;
• и т.д.
Это пение рассматривается традиционной культурой не столько как продукт самого человека, сколько – как результат его взаимодействия с Иным Миром. Так, например, эвенк. хаудьан дословно означает «внесённое злым духом»; такое приписывание пения при АИ пришлому духу характерно для всех без исключения северных традиционных культур, знакомых с феноменом АИ. (О значении этого факта мы будем говорить немного позже, когда речь пойдет о природе АИ с магической точки зрения, но мне представляется важным уже здесь отметить ту связь между АИ и «разрыванием» границы между этим и Иным мирами.)
В некоторых случаях это специфическое пение принимает даже характер диалога между человеком и пришлым духом. Приведу в качестве примера запись такого «диалога» (якуты; из собрания Э.Алексеева):
А вот – текст этой песни; что характерно, различить «реплики» духа и «реплики» человека возможно далеко не всегда:
(1) hа айыы! Ээй да(ҥ) айа!
(2) Эй, есть кто-нибудь тут, или нет?
(3) Что за холодная юрта!
(4) Айаккабыан да йа(ҥ)!
(5) Воспалённая от злости чёрная моя печень зашевелилась,
(6) Ээ, да(ҥ) айаккабын!
(7) Сальное сердце взволновалось
(8) Ээй, ага!
(9) Хотуйукум, нойоонукум!
(10-11) Наводя на тебя страх,
(12) Из далеких краев своих
(13) Пришел за тобой следом...
(14) Айа да, айа да!
(15-17) Зашел я к тебе, взбучившись по самое нутро чёрной печени своей!
(18) Айа да!
(19) Табака не дадите ли?
(20) Айа да(ҥ), оо, как холодно,
(21) Айаккабын-абытайбын!
(22) За чьи-такие грехи…
(23) Айа(ҥ), айаккабын!
(24) hоо! Айа да, айака да
(25) Айаккабын ньии,
(26) hоо! Айа да!
Сам факт «разговора с духами» в измененном состоянии сознания уже ставит данный аспект АИ предельно близко к соответствующему аспекту шаманских практик. Однако у явления голосовой манифестации АИ есть еще одна особенность, которая делает ее связь с шаманизмом еще теснее.
Обратите внимание на обилие в приведенном выше переводе слов, отсутствующих в якутском языке (в тексте не переведены и выделены курсивом). Это – не случайность, и не бессмысленный набор звуков; аналогичный прием – только доведенный до совершенной степени – мы видим и у северных шаманов высокого уровня посвящения. Так, например, шаманы лопарей (саамов) используют в своих трансовых песнопениях специальный сакрализованный язык – Йойк или Йойгат – не имеющий общего с саамским и не используемый вне ритуальных практик (само такое пение также называется йойк). Насколько я понимаю, невозможно составить полноценный словарь Йойгата или описать его грамматику – он построен на иных принципах, чем современные бытовые языки и служит иным целям.
В XX веке саамский поэт из Норвегии П.Утси так описал Йойк:
The yoik is a sanctuary for our thoughts
Therefore it has
few spoken words
Free sounds reach
farther than words
The yoik lifts our spirit
allows our thoughts to soar
above the little clouds
has them
as its friends
in nature’s beauty
C. «Эхо-эффект»
Самый, вероятно, широко известный из эффектов АИ – неконтролируемое подражание словам и действиям окружающих лиц (в медицине такие действия получили названия «эхолалия» и «эхопраксия» соответственно). В.И.Анучин, например, так описывает это явление:
…состоит в том, что больной неудержимо стремится повторять вслух и немедленно чужую речь. Сперва он повторяет только отдельные, более сильные или яркие выражения и восклицания; потом стремится повторять отдельные фразы; не успевая сделать этого, так как оратор ушел дальше, больной начинает тревожно волноваться и, впившись глазами в рассказчика, хватает начала и концы фраз, захлебывается и доходит до изнеможения, если его не уведут.
Довольно часто «эхо-эффект» проявляется не у одного человека, а сразу у целой группы людей, иногда – довольно большой.
D. «Эффект Зова»
Под этим условным термином я понимаю возникающую в ряде случаев АИ непреодолимую и реализуемую любой ценой (в том числе – ценой жизни) потребность двигаться в конкретном направлении (как правило – на север, к Полярной звезде; реже – по замкнутому кругу).
E. Избирательная управляемость пораженного.
Во многих случаях человек в состоянии АИ полностью подчиняется любым приказам со стороны; причем речь идет не о невозможности сопротивляться приказу, а об отсутствии сопротивления, т.е. о подчинении полностью автоматическом и бессознательном.
F. Возможность массового поражения
Как уже указывалось, примерно в четверти случаев АИ в данное патологическое состояние одновременно входит несколько или даже много человек. Это распространяется на все варианты развития АИ; выше мы уже видели примеры такого массового меряченья и массового следования за «Зовом». Приведем еще несколько.
Один из таких примеров является вообще самым старым сибирским свидетельством о меряченье и датируется 1870 годом. Сотник Нижне-Колымского казачьего отряда пишет местному врачу:
Болеют какою-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70-ти человек. Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламаутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр.
Дополнения. Источники. Подробнее:
http://varvar.ru/arhiv/slovo/menerik.htmlhttp://www.kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-13-37-48/2..http://www.town812.ru/lapp.html