Летом 1895-го года, путешествуя с археологическою целью по Чердынскому уезду, секретарь Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания С. И. Сергеев предпринял между прочим, раскопку па берегу р. Колвы, вблизи д. Подбобыки, Ныробской волости, и собрал здесь небольшую коллекцию предметов, несомненно указывающих, что мы имеем здесь дело с одним из тех памятников, которые мы считаем жертвенными местами Пермской чуди.
Таких жертвенных мест, представляющих нередко огромное скопление костей домашних и диких животных, откуда произошло и местное названии их - костища, нам, до последнего времени, было известно пять и все они находятся в Пермском уезде, на притоках р. Камы. Только в 1894 г. г. Сергееву удалось открыть в Чаньвенской пещере, на притоке реки Яйвы речке Чаньве, в восточной части Соликамскаго уезда, предметы,[2]несомненно указывающие, что эта пещера также служила некогда жертвенным местом, а в 1895 году, как уже замечено, г. Сергеевым найдено такое место и в Чердынском уезде, на берегу р Колвы.
Такой вид имел левый берег Колвы в интересующем нас месте до 1885 года. В настоящее-же время, как только что упомянутых выступов, так и самого камня Светика уже не существует, так как с указанного года началась здесь добыча известкового камня к шла так успешно, что г. Сергеев застал на их месте только груды известкового щебня. Уже на третий год добычи камня, убирая щебень около одного из срытых выступов, один местный рабочий нашел под ним несколько бронзовых вещей, которые оказались чудскими идолами. Затем спустя некоторое время, местные крестьяне, копая хрящ, находили около тогоже места разные древние вещи, преимущественно „чудские образки", которые были приобретены одним из местных любителей древности. Прибыв в д. Подбобыку и собрав необходимые сведения, г. Сергеев приступил к осмотру местности у камня Светика, а затем и к раскопке, избрав для того место у одного из снесенных выступов известняка. О ходе этих работ г. Сергеев говорит в своем дневнике следующее, „Я повел раскопку от края берега к основанию выхода известняка, снимая пласт щебня от 2-х до 6-ти четвертей; под щебнем обнаружился пласт черной жирной земли, толщиною в несколько вершков. Здесь я вскоре напал на огнище, состоявшее из речной колотой обожженной гальки, перегорелого слоя земли и значительного количества костей и зубов животных, как-то: лошади, коровы, медведи, Тут же найдены: череп медведя, два черепа росомахи (?) и челюсть бобра. Вместе с костями животных, найдены костяные и железные наконечники стрел. В соседстве огнища, главным образом, влево от него, (если стать к реке спиной), найдены идолы, литые изображения животных и разные бронзовые вещи“. Место раскопки имело вид развернутого веера или полукруга, основание которого составлял край берега длиной несколько более 5 сажен, при наибольшей ширине в 4 сажени, и доходило до больших камней, составлявших прежде основание срытого выступа.
К числу интереснейших предметов, встречающихся между древностями Пермской чуди, принадлежат, как известно, более или менее баснословные фигуры людей и животных, большая часть которых имела, несомненно, религиозное значение. Подобные предметы были находимы почти по всей территории, занятой некогда Пермскою чудью, но всегда в незначительном количестве, так что каждая подобная находка представляет известный научный интерес. Г. Сергееву, при его раскопках у камин Светика, посчастливилось найти целый ряд подобных предметов, и в том числе несколько фигур, значительно дополняющих наши сведения в том отношении. Рассматривая в особой статье фигуры баснословных людей и животных, встречающихся в местах обитания Пермской чуди,
я выделил особую группу человекообразных идолов, характеризующихся присутствием фигуры мифического животного, которое я назвал ящером, и человеческих фигур с звериными головами, которым придал название драконовидных[4]. Последние, или по крайней мере их головы, изображались всегда, насколько было известно, в числе двух, по сторонам человеческой фигуры, фигура-же ящера помещалась всегда в ногах последней, Из этих баснословных животных, изображенными отдельно, был известен только ящер, но г. Сергеев нашел у камня Светика также и отдельные от человеческих фигур изображения драконовидных существ, хотя и с неизбежным ящером под ногами. Таких отдельных изображений драконовидных фигур г. Сергеевым найдено три экземпляра, один из которых изображен на прилагаемой таб. I, рис. 1-м. Мифическое существо, нечто в роде человека с лосиной(?) головой, изображено на данном экземпляре очень типично. Чтобы убедиться в том, достаточно сравнить его с такими же фигурами, изображенными на идоле, найденном на Вакинском городище. Соликамского уезда, на котором „драконы″ представляют копию с только что описанной фигуры[5].Два другие дракона, найденные вместе с только что описанным, как по размерам, так и по способу изображения, вполне на него похожи и отличаются только в частностях. Так, у одного из них (таб. I, рис. 2) руки фигуры, как и на вакинском идоле, изображены о двух пальцах, а у другой (т, I, рис. 3) мы находим весьма типично отлитого ящера, обращенного головой вправо, что показывает, что неясный рисунок под ногами двух других экземпляров представляет то-же животное. Все три экземпляра представляют плоские прорезные пластинки, отлитые из желтой меди, причем изображенный на рис. 1 покрыт серо-зеленой, а прочие черной патиной. В только что упомянутой статье моей были о писаны две фигуры фантастического животного, которое я называю ящером: из них одна, изображенная на таб. I, рис. 7-м, найдена у того же камня Светика, а другая на р. Ломоватовке Пермского уезда. Третий экземпляр того-же животного, добытый г. Сергеевым у камня Светика, изображен на прилагаемой таб. I. рис. 5-м. Если сравнить его с изображением и описаниями, данными мною в упомянутой статье, то нельзя не убедиться что в общем тип ящера, очевидно твердо установившийся, передан и в этом экземпляре очень определенно, хотя в частностях есть некоторые уклонения. Так, экземпляру г. Сергеева придано, кроме рога на затылке, большое звериное ухо, хвост едва намечен и т. д. Фигура грубо отлита из желтой меди, но сплошь покрыта черной патиной, почему кажется как-бы сделанной из железа. Замечу еще, что если-бы не было на затылке этого экземпляра ящера обращенного вперед рога, то вся фигура, и в особенности его голова, напоминала-бы несколько гиппопотама. Между последними находками г. Сергеева весьма интересен также идол, изобр. на таб. I, рис. 4-м, и на первый взгляд очень похожий на описанные выше драконовидные фигуры. Но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что в этом случае человекообразная фигура изображена уже более реально и снабжена головой, похожею на птичью. Вследствие того голова „дракона", занимающая то-же место, но уже над головой фигуры, получает как-бы значение головного убора. Под ногами заметен ящер. С этим типом, представляющим, очевидно, переход от простой фигуры драконовидного существа с ящером к типу идола с тем-же животным, мы познакомились в первый раз, рассматривая находки г. Сергеева в Чаньвенской пещере[6], хотя Чаньвенский идол был отлит несравненно грубее. Металл и патина те же, что и у описанных выше фигур. По поводу сделанного только что замечания, что голова дракона представляет в упомянутом случае как-бы головной убор центральной фигуры идола, следует упомянуть, что в Пермской губернии было найдено изображение трех человеческих фигур, у которых та же голова, несомненно, является головным убором. Предмет этот найден на городище Гарамиха, Васильевской волости Пермского уезда, и изображен в атласе г. Аспелина на стр. 128[7]. Эта бронзовая пластинка, на которой изображены в профиль, три одинаковые, очевидно, человеческие фигуры. Носы фигуры длинные и на головах изображены, в виде шлемов, головы драконов. На фигурах надета длинная, расширяющаяся вниз, одежда, из под которой видны ноги, повидимому босые. Все три фигуры обращены в одну сторону, в несколько наклонном положении и, взявшись за руки, как-бы исполняют танец. Так как фигуры изображены в длинной одежде, то возможно предположение, что в данном случае мы имели дело с изображением жрецов или шаманов, которые, быть может, носили головные уборы, похожие на головы животных. К типичным человекообразным идолам с драконом и ящером именно к той группе их, которая отличается полным изображением, фигуры идола, принадлежат „чудские образки", помещенные на таб. I, рис. 8 и 9. На первом идол изображен во весь рост и отдельные части лица, лишенного, по обыкновению, выражения, отлиты довольно отчетливо. Второй-же идол отлит весьма неискуссно и человекообразная фигура изображена на нем по пояс или сидячею с поджатыми ногами.— Оба отлиты из желтой меди. Столь-же часто, если не чаще, идолы рассматриваемого типа изображались в виде медальона, при чем на нем намечались, кроме полной фигуры ящера, только человеческое лицо и две головы драконов. К таким медальонам принадлежит образок, изображенный на таб. I, рис. 11-й. Очень интересно, что этот идол представляет, во всех своих частях, точную копию с найденного в Соликамском уезде, на Калинском городище, Тиминской волости и изображенного в моей статье о чудских идолах (таб. III, рис. 2), так что помещенное там описание подходит и к данному экземпляру. Металл — желтая медь, патина темно-зеленая. Наконец, из найденных г. Сергеевым идолов особый интерес представляет для нас еще чудской образок, изобр. на таб. I, рис. 7-м Образок этот отличается от всех других, попадавшихся раньше, прежде всего, тем, что здесь изображены во весь рост две человеческие фигуры, из которых правая, несомненно, мужская. Фигуры изображены с сложенными на животе руками и с слившимися головами. Затем их сопровождает только одна драконовидная фигура, исполненная впрочем очень не отчетливо, так что можно предположить что другой дракон при отливке не вышел. Наконец, ящер обращен головой влево, между тем как ему дано во всех прочих случаях противоположное положение. Идол из желтой меди, патина темно-зеленая. Описанный только что идол интересен еще в том отношении, что им подтверждается существование у Пермской чуди идолов с драконами и ящером, представляющих две человеческие фигуры. В упомянутой выше статье моей о чудских идолах я пришел к заключению, что идолы названного типа представляют только метаморфоз птицевидных идолов, при чем должен был однако же заметить, что идолов данного типа с двумя фигурами, которые соответствовали-бы птицевидным с двумя головами, еще не найдено. Очевидно, что описанный только что идол пополняет этот пробел и тем отчасти подкрепляет только что упомянутое заключение[8]. Кроме описанных предметов, г. Сергиевым найдено еще три изображения животных, о которых можно сказать, что хотя они не представляют идолов, но, по всей вероятности, также имели место в религиозном культе Пермской чуди.
Таблица 1
Источник:
http://zz-project.ru/bibliotechka/1798-chudskoe-zhertvennoe-mesto-na-r-kolvezz-project.ru – Исторические документы Перми Великой