Перевал Ротанг Ла (3955 м), радиалка налегке.
Переехав через этот мост,
оказываемся на берегу р.Чандра, вдоль и вверх по которой дальше и едем.
Река Чандра берет свое начало из оз.Чандра Тал (4300 м), для многих гималайских народностей и религиозных групп священное, на берега которого мы скоро и прибудем . Ну, скоро, это на бумаге скоро, покорячится-таки пришлось... высота-то сейчас лишь 2800 м.
Но это чуть позже, пока же двигаемся вверх по реке Чандра. Местами асфальт, местами пыльная каменистая дорога.
Подъемы чередуются с затажными спусками, этакая пила - вверх-вниз, вверх-вниз, но в итоге за 34 километра поднимаемся на 400 м по высоте. Сами удивились, что даже этого не заметили. 34 км расстояние мизерное, тем не менее, решаем, что на сегодня хватит. Место хорошее, не факт, что впереди, под Ротангом вообще будет, где палатку поставить.
Завтра ведь радиалка на перевал Ротанг и дальше вверх в сторону перевала Кунзум, поэтому силы понадобятся. Останавливаемся около Коксара, где и обедаем в местном шалмане.
Подъем на перевал Ротанг (3855 м) начинается от, скажем так, местечка Gramphu. Это не деревня и даже не шалман, - это один единственный домик дорожных рабочих. Но глядя на карту, думаешь, что это и правда чуть ли не деревня...
Поскольку Ротанг мы переваливать не собираемся, а планируем доехать до его вершины и вернуться обратно, бросаем вещи под Gramphu и едем вверх надегке.
Велосипед, лишившись 25 кило груза, вверх буквально летит.
Мешает дорога. Она самая отвратительная из всех дорог на перевалы, по которым нам до сих пор приходилось ехать. Узкая, пыльная, усеянная не камнями даже - каменюками, каменными глыбами, все в ямах еще...
Похоже, после того, как 10 лет назад начали долбить тоннель в Манали сквозь хребет, BRO решила, что дорога через перевал в Манали больше не нужна и окончательно плюнула на нее. Успев, однако, положить отличный асфальт за несколько километров до вершины перевала. Но тоннеля еще нет, хотя строят его уже второй десяток лет, а эта дорога в Манали, а соответственно, и в Дели, через этот перевал остается единственной. В общем, ни тоннеля, ни дороги, а ездить надо. Что-то до боли знакомое...
До перевала по расстоянию 14 км. Подъем не крутой.Обгоняем несколько групп велосипедистов. Те едут без груза - явно коммерческие. Впрочем, мы тоже налегке.
Тут какой-то орел из коммерческой группы решил погоняться. У меня от тряски разболелся раненый палец, поэтому решил ехать очень аккуратно и сбавил темп. И тут, смотрю, этот спортсмен из группы, которую недавно обогнал, одетый по последнему слову велосипедной моды, пыхтя как паровоз, и молотя ногами, как ветряная мельница, с довольным собой и с гордым видом пролетает мимо меня наверх... Да ты никак решил гонки устроить? От, глупый... Ну давай погоняемся. Тем более, при таком темпе я уже начал замерзать.
Переключаюсь на переднюю среднюю и маленькую заднюю звезды, скорость резко возрастает. Довольно легко догоняю "спортсмена" и скоро он пропадает из виду. На одной из петель вижу его внизу остановившимся и пытающимся восстановить дыхание, и как его обгоняет остальная группа. Говорю же, глупый...
Подъем занял полтора часа.
На перевале - толпы народу и полно машин.и микроавтобусов с туристами.
Не знаю, праздник сегодня какой или тут всегда так, но народу реально толпы.
Мы их, конечно, не фоткали, не за тем приехали, но вот там вдали на этой фотке видна целая колонна машин и автобусов - все они приехали на Ротанг специально и все привезли туристов.
В основном здесь индийцы - индусы, по большей части, но есть и тибетцы, и сигхи, и мусульмане, европейцы попадаются. Буддисты, естественно, в первую очередь идут к установленной на перевале ступе.
Популярен перевал у индусов, видимо, потому, что находится он совсем недалеко, по местным меркам, от столицы Дели (600 км) и доехать досюда можно довольно легко как на своей машине, так и на такси от Манали (тут всего 50 км) или мотоцикле.
Мотоциклеров тут тоже много, этот вид туризма по этим местам у индийцев тоже популярен. Все мотоциклеры исключительно на мотоциклах "Royal Enfield" индийского производства. В основном, на личных, но их легко взять в аренду в любом городе в окрестностях, что часто и делают иностранцы. Индусы же на вопрос: а это ваш мотоцикл или арендованный, обижаются, - конечно, мой, личный!
А приезжают сюда индийцы из более южной Индии посмотреть на снег. Ведь они его никогда в жизни не видели и даже не знают, что это такое. А тут можно его не только пощупать, но и пешком по нему походить. Правда, не в этот раз. Снега не перевале пока нет, его можно видеть лишь на окрестных горах.
Все индийцы в зимних одеждах, многие в шубах, ну тибетцы понятно, в своем традиционном одеянии, один я, как дурак, в шортиках... То-то я думаю, чего на меня все оглядываются! Вообще-то не холодно, ветер только, а от него душу греет непродуваемая куртка.
Погуляв полчасика по окрестностям, собираемчся вниз. Опа, а вот и наш спортсмен, тот, что меня обогнал, прибыл. Ну давай работай тогда, - просим его сфоткать нас на фоне табло с названием перевала. Что он и проделал. Вот результаты его труда.
Спуск вниз тоже не бог весть. Ну кроме первых километров по асфальту. После спуска по этим колдобинам пришлось проверить затяжку всех гаек и болтов, один-таки разболтался.
Едем дальше вдоль Чандры, дорога - каменистый грунт.
Тишина, глухомань, ни единой души за два часа... Я б тут навеки поселился, как говаривал незабвенный Васиссуалий Лоханкин. Ночуем под деревней Чатру на реке Чандра.
Добавлено позже:Озеро Чандра Тал (4300 м), радиалка
От деревни Чатру дорога все та же - сплошные каменюки. Да еще и большей частью идет вверх, лишь изредка радуя локальными спусками.
Ни о какой скорости при таких условиях говорить не приходится, вчера, например, она составила лишь 6 км/час (средняя, согласно велокомпьютера), сегодня, чувствую, тоже вряд ли будет сильно больше. Местные говорят, что такая дорога до самой Казы, а до нее еще больше ста километров. Этак мы долго будем ехать...
Впереди ведь перевал Кунзум (4551 м). А у нас еще сегодня радиалка при полном снаряжении, в отличие от радиалки налегке на перевал Ротанг, на озеро Чандра Тал (4300 м). Ладно, как грится, глаза страшат, а ноги крутят.
Внизу - река Чандра.
Зато машин на такой дороге почти нет, пара штук за целый день всего проехало, что не может не радовать. Мозг чист, воздух свеж, в голову лезут вумные мысли дурной направленности - а что еще надо велотуристу?
Скоро подкатываем к Баталу - тоже халабуда шалманного типа вроде Дебринга, Панга, Сарчу и Зинг Зинг Бара.
Тут, конечно, необходимо осуществить прием пищи внутрь, как говорили у нас в армии. Меню традиционное: далбат и тибетский чай. Откушав, берем далбата с собой - неизвестно, к скольким мы доберемся до озера, может вообще сегодня не доедем, дорога-то неизвестно какая, и придется вставать на стоянку раньше. И будет ли в этом "раньше" вода неизвестно. Да и готовить неохота, если честно. Тут отдал 70 рублей за тазик риса с чечевицей и салатом, и ешь, пока не лопнешь.
Нам после Батала надо проехать немного вверх в сторону пер.Кунзум (собственно, тут больше и ехать-то некуда - дорога одна) и потом свернуть налево, в сторону Чандра Тала, откуда и вытекает река Чандра, вдоль которой мы все время и едем и поедем дальше. Здесь начинается уже т.н. "jeepable road", т.е. дорога, проезжая лишь для внедорожников. Ну и велосипедов, разумеется.
Через этот водопадик, например, легковушка не проедет. Просто утонет. В лучшем случае...
От развилки до озера 14 км, время почти 16-00, темнеет в 18-00, должны успеть. На Ротанг Ла заехали при таком же расстоянии вверх за полтора часа. Правда перевал там пониже озера на 350 м, да и ехали мы налегке, а не с полными рюкзаками... Ну да рассуждать некогда, вот уже развилка, вперед!
Подъем, в общем-то не очень крутой. Скорее, такой муторный тягун вперемежку с "пилой", но с общим уклоном вверх.
Изредка попадаются машины, с которыми с трудом удается на узенькой дороге разъехаться. Но в общем, ничего сложного дорога от Батала да Чандра Тала не представляет.
За исключением предпоследнего километра. Тут такой крутой взлет, что даже на самой малой передаче пришлось ехать стоя на педалях. Таки заехал, но очень тяжело. Потом дорога орять выполаживается и к стене, ограждающей озеро, идет уже совершенно ровная дорога. Однако, в полтора часа уложился...
Да-да, озеро огрожено стеной. И на манине к нему не подъехать. Еще километр после стены до него надо идти пешком немного вниз. Но я не на машине, и потому мне проще. Просто перетаскиваю аелик по ступенькам, сделанные в проеме стены для пеших автолюбителей, и еду дальше. А вот и оно, озеро Чандра Тал (4300 м)!
Берега его совершенно пустынные - я приехал уже под вечер, и все турики к этому времени уже разбежались. Озеро красивое, конечно, но в общем, ничего особенного.
Скажем озеро Тиличо (5000 м) в непальских Гималаях, мне видится гораздо более симпатичным. Но туда много дней и километров вверх по тропе исключительно пешочком и с тяжелым грузом... Может, поэтому оно до сих пор еще, в отличие от Чандра Тала, не священное?
В общем, посмотрел-пофоткал, и поехал обратно. Уже темно, ребят все нет. Ставлю палатку около дороги, чтоб было видно, если мимо поедут. Совсем уже стемнело, уже собрался спать, а тут и они подъехали. Спрашивают, есть ли рядом вода. Нет, конечно, я ж вас ждал, а не воду искал. У меня литра три есть с собой. Мало, мы тогда к озеру. Больше я их в этом походе не видел и оставшейся путь проехал один. Встретились мы только в аэропорту Дели перед вылетом на историческую родину.
Впрочем, такой вариант был предусмотрен изначально, поскольку высоты немалые, условия тяжелые и как организм каждого участника отреагирует на такие нагрузки никто не знал, поэтому каждый участник должен был быть готов к полному автоному в любой момент похода. Такой момент наступил на озере Чандра Тал.