Если свидетель (пограничник) ничего не путает и не искажает насчёт неестественно задранного носа (и даже похожести положения лайнера при снижении на "мотоцикл, поставленный водителем на заднее колесо"), то картина трагедии может быть очень схожей с катастрофой Ту-104, разбившегося сразу после взлёта с аэродрома Пушкин 7 февраля 1981 года.
На борту тогда находилось практически всё высшее командование Тихоокеанским флотом - 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга.
Погибли все.
Очевидцы показывали, что при выполнении взлёта самолёт произвел отрыв от ВПП с "фирменным" командирским (подполковник Инюшин А.И.) углом атаки, а дальше, достигнув высоты в 50 метров, стал кренится на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.
Расследование (проводимое в режиме секретности) склонилось к однозначному выводу о том, что при креплении груза и размещении пассажиров была нарушена центровка (оказалась предельно задней). Кроме того, отрыв от ВПП производился на скорости, меньшей расчетной на 25 км/ч.
Как такое могло произойти?
Как часто бывает – вследствие целой цепочки способствующих развитию нештатной ситуации факторов.
Командование ТОФ возвращалось из Питера во Владивосток с ежегодного оперативно-мобилизационный сбора руководящего состава всех флотов СССР.
К великой радости военных в Ленинграде между делом удалось раздобыть дефицитное для флота имущество: рулоны типографской бумаги (по 300 кг каждый!), карты, аппаратуру связи, телевизоры...
Его и спешно грузили на борт.
Уже сразу после катастрофы говорили, что бардак при этом был неимоверный: куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается обеспечить порядок загрузки, но его просто посылают по адресу, одновременно "снимая" и "увольняя" пилотов. В довесок ещё и приехавший в хреновом расположении духа командующий ТОФ возжелал в своем переднем салоне лететь один, в результате чего "в хвост" было выставлено еще с десяток человек (хотя надо было бы сделать с точностью до наоборот, облегчив заднюю часть борта).
И по факту самолет был полностью исправен и не перегружен и даже по весу мог бы еще взять до двух тонн, однако бесконтрольная загрузка вещей (а также их крепежа по месту) сделала своё дело - центровка самолета оказалась критично смещённой на хвостовую часть.
Как следствие, при разбеге самолет был "подорван" на меньшей, чем потребная для его данной конкретной массы, скорости.
А дальше командир экипажа — опытный первоклассный летчик, пролетавший именно на этом типе более 10 лет, привычным образом стал выполнять взлет по входившей в моду зарубежной "экологической" методике (взять покруче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей) и ещё больше усугубил ситуацию: борт быстро вышел на закритические углы атаки ("мотоцикл на заднем колесе").
Вполне вероятно при этом, что плохо закреплённые массивные предметы (те же трёхсоткилограммовые рулоны бумаги, например) под действием значительного ускорения на разбеге и подъёма носа самолёта ещё дальше сместились назад, сделав ситуацию с центровкой уже непоправимой – даже при полной дачи штурвала от себя расхода рулей уже не хватило бы для придания самолёту нормального положения по тангажу.
Ну, и ясно – срыв потока, сваливание на крыло, полвитка штопора и об континент…
И тут вполне понятно молчание экипажа: во-первых, скоротечное развитие ситуации со сваливанием на малой высоте требует немедленных активных пилотажных действий и предельной концентрации внимания именно на них, а во-вторых, лётчик с ужасом осознав, что допустил ошибку именно он, чисто психологически не будет торопиться ни с какими докладами до момента её полного и скорого (как он надеется) исправления.
Однако снова повторюсь: давайте с категоричными выводами погодим.
Найдут и поднимут рекордеры (не в Марианской впадине лежат), развернут временну́ю раскладку положений управляющих поверхностей и режимов двигателей с соответствующими графиками изменений скорости и высоты, проанализируют внутрикабинные разговоры (а также все иные звуки), проведут целую кучу технических экспертиз (включая химическую), возможно, установят и опросят новых свидетелей.
Думаю, что в случае с этим Ту-154 правду мы рано или поздно обязательно узнаем.