Позволю себе поделиться мыслями о "34 кадре"... Дело в том,что многие люди видят на нем "светящиеся шары" и т.п. Как следствие,снимок стал поводом для всякого рода нездоровых инсинуаций , хотя речь идет о абсолютно типичном для камеры данной конструкции изображении. Для меня лично нет ни малейшего сомнения в том, что данное изображение НЕ ЯВЛЯЕТЬСЯ ОСМЫСЛЕННОЙ ПОПЫТКОЙ ЗАПЕЧАТЛЕТЬ НЕЧТО; даже если на минуту предположить, что снимающий находясь под воздействием волнения или страха сделал снимок, забыв выдвинуть тубус объектива в рабочее положение и не глядя на установленные в тот момент на камере выдержку и диафрагму ( и даже не глядя в видоискатель - на вскидку, так сказать ) все равно, то что он хотел бы запечатлеть с большой вероятностью оказалось бы в центре кадра. Однако, то что я вижу является типичным "техническим" кадром , изредка появляющимся (при определенных условиях ) на пленках ,отснятых камерами схожей конструкции - с выдвижным тубусом объектива. Значит ли это, что дальнейшего интереса кадр № 34 для меня не представляет? Ответ двойственный; изображение - нет, а вот то при каких обстоятельствах и почему данный кадр вообще был сделан - это на мой взгляд, может быть весьма и весьма интересным... Мне видятся возможными два варианта.
Рассмотрим оба по порядку...
Добавлено позже:
Первый вариант...
Снимок сделан после трагедии, когда владелец камеры уже лежал на столе в морге... Любой эксперт, в руки которого попадает камера погибшего, в первую очередь должен проверить, есть ли в камере пленка - до того как открыть ее. Тут следует сказать, что визуально определить есть в камере данного типа ( в нашем случае - "Зоркий") пленка или нет - невозможно. Для того что бы убедиться в наличии или отсутствии пленки в данной камере, с нею необходимо проделать определенные действия ( простейшее - поднять и покрутить по часовой стрелке ручку обратной перемотки. Если пленка есть - вы почувствуете это по возникшему усилию на ручке). Если нет - ручка будет вращаться свободно. Представим себя на месте данного эксперта - итак, пленка в камере есть. Следующая задача - извлечь ее из "Зоркого". Тут есть ньюанс, хорошо известный фотографам тех лет, эксплуатировавшим такие камеры. Вначале необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО проверить , взведен ли затвор. И вот почему - при включении режима обратной перемотки ( рычажок перед кнопкой спуска) в случае , если затвор камеры взведен - он срабатывает , т.е. камера делает снимок.Если затвор не взведен - все проще, после переключения рычага в положение "перемотка" мерный валик с зубьями, входящими в перфорационные отверстия пленки выходит из зацепления с механизмом затвора и начинает вращаться свободно - пленку можно смотать обратно в кассету, используя рукоятку обратной перемотки и затем ,сняв нижнюю крышку камеры , извлечь без приключений. Но есть и ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ - когда затвор "полувзведен" то есть взведен не до упора. Вот тут может произойти следующее - при включении механизма обратной транспортироки вторая шторка затвора откроется и останется в таком положении, открыв кадровое окно на половину длины ( или менее, зависит от степени "недовзвода" затвора). Как следствие, если объектив камеры будет открыт, при обратной перемотке пленка может засветиться ( или подсветиться) - зависит от ширины щели в затворе, установленной диафрагмы и яркости наружного освещения.
Поэтому, любой специалист, которому поручили бы извлечь из камеры пленку ( возможно, содержащую важнейшие улики) не стал бы рисковать - он взвел бы затвор до конца и только после этого включил бы механизм обратной перемотки - то есть СДЕЛАЛ БЫ СНИМОК ( при условии , что объектив открыт, но не обязательно выдвинут) на котором запечатлелся бы в этом случае нерезкий фрагмент помещения в котором он работал с камерой. Скорее всего , дело происходило в фотолаборатории (пленки собирались проявлять) и открытая дверь в "светлую комнату" или открытая форточка в заклеенном черной бумагой окне лаборатории (в то время - норма) и осталась бы на снимке нерезким квадратом + переотражение лепестков диафрагмы... Вполне возможный случай.
Добавлено позже:
Вариант второй...
Если снимок сделан все же самим владельцем камеры - то при каких обстоятельствах? Ключевым моментом ( на мой взгляд) является количество отснятых ранее кадров - 33. Скажите, приходилось ли кому-то из читающих эти строки перезаряжать камеру подобного типа ( "Зоркий" , "Лейку", "ФЕД"), словом любую заряжающуюся "снизу" на двадцатиградусном морозе? Мне - приходилось, и поверьте, это не так уж и легко. И совершенно невозможно - на ходу. Поэтому, оказавшись внутри палатки в относительно "комфортных" условиях, владелец камеры увидев на лимбе счетчика цифру "33" мог абсолютно разумно счесть, что лучше потерять три - четыре недоснятых кадра (а в то время стоимость пленки была копеечная) и перезарядить камеру сейчас, в палатке где имеется возможность сделать это не спеша и аккуратно... Тем более, на завтра планировалось восхождение на вершину, являвшееся целью всего похода; а значит, фотосъемка триумфа планировалась однозначно. Доснять же три кадра завтра, после выхода к вершине и потом перезаряжать камеру под неизвестно какой погодой, возможно задерживая этим товарищей - оно того не стоит. Абсолютно понятная логика. И вот тут становится интересно. Когда владелец камеры приступил к первой части процедуры перезарядки, крайне важно, что именно вначале он сделал : взвел ли затвор и сделал щелчок, после чего собирался включить механизм обратной перемотки или убедившись , что затвор взведен, сразу передвинул рычажок в положение "перемотка", тем самым тоже сделав снимок... Казалось бы, какая разница? Ведь полученнное на 34-м кадре изображение ( вполне могущее быть и освещенным квадратом входа в палатку) получилось бы в обоих случаях... А разница - огромная! Во втором случае аппарат был бы найден с ПЕРЕДВИНУТЫМ в реверсное положение рычагом обратной перемотки - и это стопроцентно указывало бы на тот факт, что снимок №34 сделан именно владельцем камеры до трагедии, а не криминалистом впоследствии... Остается только сожалеть, что в материалах уголовного дела не указано в каком именно положении находился рычаг обратной перемотки, хотя указано количество кадров на счетчике...
А ведь если бы эта подробность была известна - неизбежно возник бы вопрос; какая причина заставила владельца камеры, начав перезарядку не довести дело до конца? Уж не таже самая, что и погубила группу?
Понимаю " натяжку", однако согласитесь, пусть это и маловероятно , но НЕ НЕВОЗМОЖНО... Следуя данной логике, появляется возможность "переместить" время начала трагических событий очень близко к тому времени, когда и был сделан снимок №34. То есть еще достаточно светло. А тогда это и косвенно объясняет, зачем Золотарев ( человек опытный, прошедший войну) , убегая из палатки почему-то взял фотоаппарат - значит, снаружи было еще светло и снимать было возможно , ведь даже в сумерках камерой с пленкой 65ед., при максимальной светосиле объектива 3.5 и самой длинной автоматически отрабатываемой выдержкой в 1/25 секунды пользоваться бесполезно, это будет просто лишний вес...
Предлагая эти два варианта появления кадра №34, хочется добавить - как порой жаль, что производящие следствие люди не обращают внимания на "мелочи"...
С уважением.