Обозреватель «Эха Москвы» Татьяна Пелипейко сходила на выставку в московский Музей истории ГУЛАГа. И увидела, что фальсификация официальных фотографий в наших странах имеет давние корни. Что там исчезнувший с кисти батюшки дорогостоящий брегет, на заре СССР не гнушались с фоток убирать людей, иногда толпами.
Вот и у меня такое ощущение,что с пленкой 06 на хибине или пл.5 на тайне тоже поработали
Вы не поняли суть цитаты.
Никто в СССР не "работал с негативами". Именно поэтому подлинные фотографии на выставке так удивили Татьяну Пелипейко.
Фальсификация "официальных фотографий" производилась не на негативах, а при воспроизведении фотографий в печатных изданиях - газетах, учебниках, мемуарах.
В редакции печаталась на фотобумаге фотография с подлинного негатива, потом на ней художник-ретушер закрашивал "лишние" фигуры, тщательно маскируя под фон или приклеивая и подрисовывая другие фигуры, а уже с этого отретушированного макета снимок отправлялся в фотонаборную машину.
Или с нее делалась увеличенная фотокопия (репродукция) для музея.
Непосредственной ретуши подвергались, как правило, только портретные негативы, изготовленные на фотопластинках (добавлю: или листовых фотопленках). Но у такой ретуши была другая цель - получить "улучшенный" портрет человека - без морщин, без дефектов негатива, пылинок, неудачного освещения или фона.
Убирать фигуры с негативов не было никакого смысла - во-первых, негатив все равно никто посторонний не увидит, во-вторых, качество ретуширования на готовом отпечатке в разы лучше, в-третьих, никогда не было известно, кого еще придется убирать с негатива через год или два, а кого - вернуть (такие примеры известны).
ЗЫ. На видео выше показан пример ретуширования портрета на бумажном негативе. Эта технология изготовления фотографий называется "Afghan box camera":
Примерно так же ретушируются портреты на листовой негативной фотопленке. На такие обычно делают портреты в фотостудиях (на камеру типа ящика на треноге).