Под огнем пехотинец, обнаруживший противника, может реально передать данные о местонахождении противника лишь при помощи следующих методов целеуказания: а) «метод часов», б) «метод пальцев» в) метод расстояний от ориентира и г) стрельбой трассирующими пулями в направлении цели.
Вообще, лично у меня сложилось впечатление, что "метод часов" перекочевал к нам из западных боевиков.
Во всяком случае я впервые встретил выражения типа "два фермера на три часа" в переводах радиоперехватов американских летчиков. И никогда до этого с таким способом указания направления не сталкивался. Чтобы "перевести" такое ЦУ, мне требуется специально напрягаться.
Может быть, сказывается морское образование (хотя это вряд ли), но я всегда считал более естественным и понятным целеуказание типа "справа тридцать (градусов)", или "слева девяносто".
(А из чисто морских терминов - существуют еще и такие целеуказания, как "на правом крамболе" или "по левой раковине". Соответственно, крамбол - это передняя четверть горизонта, названа по старинной конструкции крепления для якоря на парусных кораблях, а раковина - это кормовая четверть, названа по украшению на корме парусного судна. Вместе с указаниями "прямо по носу", "прямо по корме", "на правом траверзе" и "на левом траверзе" - они дают 8 разных направлений).
ЗЫ. Специально поискал: нашел этот "метод часов" в мемуарах Покрышкина.
Похоже, он применялся и в советской авиации.
Подходим к Краснодару. Вот и аэродром. Даю целеуказания по новому методу, освоенному всеми летчиками полка:
— Я — Покрышкин, одиннадцать часов, ниже тридцать градусов — аэродром!
Бросив взгляд в указанном направлении, летчики эскадрильи моментально увидят место посадки. Этот метод целеуказания был отработан для выигрыша времени на ориентирование летчиков в группе. Услышав данные, летчики не искали цель в широком секторе воздушного пространства, а сразу направляли взгляд в указанном секторе. Это важно в воздушном бою. Больше шансов на победу у того, кто раньше обнаружит врага. А суть метода в том, что место цели указывается по воображаемому циферблату часов. Ноль и двенадцать — по продольной оси самолета вперед. Ориентирование же по вертикали — в градусах угла ниже или выше горизонта.